| | |

Японское искусство сукаси

Сукаси (透かし) — японское искусство прореживания крон садовых деревьев и кустарников (ниваки) с целью придания их кронам ажурности и улучшения светопроницаемости. Сукаси — антитеза карикоми. И эта антитеза является одной из основных особенностей ландшафтного дизайна японских садов.

Инстаграм — Niwataka28

Также сукаси — это ажурная гарда (цуба) у японского клинкового оружия, такого как катана, тати, вакидзаси, танто или нагината. Если погуглить, то окажется, что в русском языке — это основное значение термина.

Для чего материковым обезьянам нужно тырить искусство сукаси у островных?
Все очень просто.

  • Большинство деревьев и кустарников имеют плотные кроны в которые утыкается взгляд. Фактически это зеленые пятна. Чтобы иметь возможность визуально воспринимать большие участки сада, или его целиком, флору ограничивающую обзор приходится сажать на большом удалении от основных обзорных точек или по периметру участка. Что вводит ряд ограничений в ландшафтное проектирование. Увеличение прозрачности крон деревьев и кустарников позволяют обойти это ограничение.
  • Сад, особенно больших размеров — штука затратная. Продолбать на угодья кучу миллионов и видеть с террасы лишь то, что не закрыто деревьями — не рациональное расходование средств. Деревья с ажурной кроной делают сад более объемным.
Клен сахарный до обрезки. Московская область
Тот же клен сахарный после обрезки
  • Проницаемые для солнечного света кроны деревьев позволяют выращивать под ними не только теневыносливые растения. Что позволяет увеличить видовое и сортовое разнообразие и сделать сад более информационно насыщенным.
  • Погода в Московской области радует нас солнечными днями примерно 86 дней в году из 365. В этих сумрачных краях мозаика солнечных зайчиков под деревьями эмоционально предпочтительнее глухой тени.
  • Проницаемость крон деревьев и кустарников для ветра благоприятно отражается на их фитосанитарном состоянии. Если после дождя или росы листья и кора быстро просыхают, то спорам грибов сложнее прорастать на их поверхности.
  • Многие деревья имеют высокую скорость роста, совершенно не нужную для владельца сада. Ежегодное удаление значительной части вегетирующих побегов заметно замедляет их рост.
  • Деревья и кустарники с ажурной кроной визуально более интересны, поскольку становится видны небари, стволы и архитектоника их ветвей.
  • При взрослении сада деревья и кустарники начинают затенять друг друга. Затененные теряют декоративность и гибнут. Сохранить их позволяет только прореживание крон деревьев первой величины.
  • Деревья и кустарники в процессе своего роста вверх и в ширину начинают затенять свои собственные нижние ветви, которые из-за недостатка света отмирают. Прореживание крон позволяет их сохранить.
  • Удаление большой части побегов с длинных ветвей позволяет оттянуть во времени использование подпорок и снижают ветровую и снеговую нагрузку.
  • Человек, как вид сформировался в окружении флоры и под пологом деревьев. Так что вся эта ботва влияет на нашу психику и самочувствие. Результаты исследования на 32 испытуемых показали, что деревья обрезанные в технике сукаси обладают расслабляющим эффектом, о чем свидетельствует снижение мозгового кровотока, а также производят положительное впечатление на представителей обеих полов, в обличии от деревьев с естественной структурой.
Инстаграм — 284saku

История возникновения искусства сукаси

Урбанизация Японии в средние века привела к тому, что люди обремененные властью и излишками бабла (в тамошнем случае риса) поняли, что полный отрыв от природы — не вариант. Уж больно скучно и тоскливо в урбанистическом мире. Человек — такая зверушка, которой хорошо рядом с деревьями, кусточками и травками. Но, для тех, кто поднялся над миром хижин и нищеты, уход обратно в хижины среди дикой природы не приемлем. Пришлось тащить за собой часть природы в города. Вошли в моду «убежища отшельника посреди города». У среднего класса — крошечные садики у дома, у элит — сады покрупнее.

Инстаграм — Niwataka28

В эпоху Хэйан (794 — 1185 года) сады располагались при замках, на территории вилл или городских усадеб. Земля была дорогая, поэтому, как и в китайском садовом искусстве ценились «заимствованные пейзажи», когда дальний план — что-то красивое вне замлевладения (эффектные деревья на участке соседа, вид на горы, храм и т.п.). Что бы иметь возможность наслаждаться видом на что-то красивое, но чужое, приходилось ограничивать рост деревьев на своем участке и/или делать их кроны проницаемыми для взгляда.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram: https://t.me/garden_modern

Обзорный вид из дома или чайного домика был одним из самых важных показателей ценности сада. Да и сейчас — то же самое. Описана беседа между императором Сиракава, правившим в конце этой эпохи, и мастером садов Татибана-но Тосицуна (1028—1094 гг). Когда император спросил, где находятся самые интересные сады, Тосицуна назвал три места, обосновав свой выбор именно красотой обзорного вида. А красота обзорного вида зависит не только от особенностей ландшафта и видового состава растений, но и от визуальной глубины. А визуальной глубины без прореживающей обрезки не получить.

Обрехчик / фотограф: じょんぐり

Особенностью японских садов является работа его создателей над точной выверенностью как общей композиции, так и гармоничного единства отдельных элементов. При этом ландшафтный архитектор работает над тем, что бы сад гармонично смотрелся не только с основных смотровых точек, но и в движении, при прохождении по тропинкам. Причем картинка должна быть хороша при болтании по тропинкам в обеих направлениях. Европейская школа ландшафтного строительства до этого уровня не дотягивает, а российской вообще не существует.

Инстаграм — Niwataka28

При таком замороченном подходе к созданию японского сада понатыкать выпуклости, впуклости, водоемы, камни и флору в нужные места — мало. Ландшафтный архитектор сделал сад, положил в карман деньги и свалил к другому заказчику. А флора склонна расти, причем быстро. Год-два и нечто красивое может превратиться в монотонную и плотную зеленую массу старающуюся выдавить владельца сада из того во что он вломил лучу праведно и неправедно заработанных средств. Приходится постоянно следить за формой крон деревьев и кустарников, что бы со временем не навернулась общая концепция сада и его ценность и значимость.

Японское искусство сукаси заключается в том, что создатели сада и садовники его обслуживающие понимают, как, зачем и когда нужно удалять отдельные части растений. Принимая во внимание условия видимости в саду, ландшафт, точки обзора сада, генетически запрограммированные особенности роста разных видов и сортов деревьев и кустарников, плотность листвы, насыщенность зелени, ее оттенки в разные времена года. Японская присказка: «четыре части – посадка, шесть частей – уход» родилась не на пустом месте.

Инстаграм: Niwashoku

Искусство сукаси не статично. Русскоязычные и англоязычные авторы считают, что с течением времени возникло несколько школ обрезки. Что логично, учитывая различия в климатических особенностях разных регионов Японии и неравномерное распределение денег у владельцев садов, которые они могут спустить на обслуживание растений. Так Зайцев А. Б. пишет, что в императорских дворцах применялся характерный высокий стиль, называемый «госё сукаси». Также им упоминаются «матия сукаси» (обрезка деревьев в маленьких пространствах внутри жилых кварталов); «тэра сукаси» (в храмовых садах) и «родзи сукаси». Для садов включающих в себя хвойные и листопадные растения, применялся метод «нодзукаси», учитывающий различия в их темпах роста.

Инстаграм — Niwataka28

Я скептически отношусь к писанине теоретиков. Эти диванные романтики очарованные восточной экзотикой бесконечно далеки от реальной жизни. Считаю, что никаких стилей прореживания в прошлом не было. Что подтверждает ситуация с терминологией в XX и XXI веках. Также непонятно, почему никто не пишет о том, что прозрачность сада имела военно-оборонительное значение и сквозь разреженные кусты и деревья легче наблюдать голых девок. Мылись-то тогда по большей части на улице…

Искусство сукаси в настоящее время

В 2001 году японские исследователи решили разобраться, что же такое «сукаси» в понимании японцев? В Киото уход за садом называется «Госё-сукаси» 御所透かし, «Тера-сукаси» 寺透かし и «Мачия-сукаси» 町家透かし. В Энциклопедии ландшафтного дизайна Кэйдзи Уэхары, в Словаре ландшафтного садоводства Окадзаки Фумиаки нет четкого определения этих терминов. Было проведено анкетирование среди служащих отдела садов Киотского управления Агентства императорского двора, а также садовников, занимающихся уходом за садами императорских дворцов, особняков, храмов и таунхаусов. Исследователи задались целью понять, что подразумевается под этими тремя словосочетаниями.

Выяснилось, что в головах японцев непосредственно занимающихся садами — бардак. Очевидных различий в методах обрезки между означенными словосочетаниями нет. На момент проведения исследования никаких стилей сукаси не существует. Осветляющая обрезка деревьев и кустарников производится исходя из ряда факторов:

  • вида, возраста, здоровья растения;
  • частоты обрезок;
  • времени года;
  • особенностей рельефа сада;
  • местоположения растений относительно другой флоры и обзорных точек,
  • пожеланий заказчика;
  • стиля предыдущих обрезок;
  • субъективных взглядов садовника;
  • бюджета.
Инстаграм — 284saku

В Японии садовники специализирующиеся на работах с деревьями всегда занимаются их прореживанием. Это обязательный элемент обслуживания садов. Посмотреть, как они это делают можно в их аккаунтах на Ютюбе и в Инстаграме. Изучение их работы полезно для людей профессионально занимающихся обрезкой деревьев и бесполезно для любителей (нет возможности набрать нужный для грамотной работы багаж практического опыта).

Точно копировать японские методы садовых работ нельзя. В наших садах используются иные виды и сорта растений, короче их вегетационный период и более суровый климат. К примеру обычный для Японии метод осветления крон сосен посредством выщипывания части хвои рекомендуется использовать только для сосны Тунберга (Pinus thunbergii (syn: Pinus thunbergiana)).

Читая о японском и китайском садоводстве нужно понимать, что проектировщики садов и садовники не стремились и не стремятся передавать свои знания посторонним. Работа с учениками необходима для развития их бизнеса, просвещение посторонних и уж тем более гайдзинов — занятие бессмысленное. К тому же сукаси — это работа садовников, а садовники статей и книг не пишут, не тот культурный уровень. Да и знание это основано на насмотренности и непосредственном опыте работы в разнообразных садах с кучей видов и сортов растений. Такой опыт не вербализируем. Эстетическая обрезка — это не обрезка для улучшения плодоношения плодовых деревьев, которую можно изложить посредством слов и рисунков.

Инстаграм — Niwataka28

При проведении осветляющей обрезки всегда удаляют:

  • карами эда からみ枝 – переплетенные ветки;
  • мабикубеки эда 間引くべき枝 – одну из двух ветвей растущих в одном направлении, когда между ними недостаточно места;
  • тати эда 立枝 – ветви направленные вверх и иногда вниз;
  • ветви делающие архитектонику кроны не гармоничной.
Инстаграм — 284saku

Все меняется. В прошлом сосны обрезали два раза в год. Поздней весной производилось мидорицуми (укорачивание и удаление части молодых приростов). Зимой — момяге (корректировка и прореживание крон). Сейчас это дорого. В Японии затяжной экономический кризис. Владельцев садов способных финансово потянуть два таких мероприятия все меньше. Теперь большинство заказчиков выбирают только одну обрезку в год или даже раз в два года. Да и количество садовников неуклонно уменьшается. Тяжелый физический труд молодежь не привлекает.

Инстаграм — 284saku

В головах ландшафтников, по результатам яндекс-поиска на 2023 год это слово вообще отсутствует. И это есть хорошо. Обслуживанием садов у ландшафтников преимущественно занимаются гастарбайтеры. А это — текучка кадров и низкая квалификация. Страшно представить, как они насукасят… Исключение — ландшафтный архитектор Елена Асташкина. В сознанных ею садах, даже европейского стиля, сукаси используется всегда. Но и она свалила в Испанию. Так что с этим японским искусством в России пока все грустно. Но, интерес к нему есть. Насколько я вижу, некоторых российские частные обрезчики являются подписчиками инстаграм-аккаунтов японских садовников. Но их единицы.

Методы обрезки при осветлении крон

При работе с деревьями и кустарниками небольшого размера мастера начинают обрезку сверху или снизу, в зависимости от личных предпочтений. Осветляя большие деревья, обрезку начинают снизу, что бы при работе в верхней части кроны обрезанные ветки по возможности свободно падали до земли. Закончив работу обрезчик спускается вниз очищая дерево от зависших на ветвях отходов производства.

Работа с растениями высотой до 6 метров производится со специальных садовых стремянок. С большими деревьями работают с использованием длинных лестниц, подъемников и альпинистского снаряжения соблюдая технику безопасности. При осветлении крон очень удобны высоторезы.

Одним из препятствий продвижению искусства сукаси в России является то, что лазить по большим деревьям умеют только арбористы. Но мозги этих ребят заточены на другое. По своей сути это — убийцы деревьев. Они умеют только их грамотно удалять. А народившиеся в последние годы «мастера ниваки» — не умеют работать с веревками и вообще. И, судя по тому, что пренебрегают страховкой, склонны к суициду.

В России осветляющую обрезку высоких деревьев обычно начинают с удаления макушки. Это плохой способ, поскольку в большинстве случаев силуэт дерева становится не естественным и уродливым, а срез ствола большого диаметра не успевает зарасти до его заселения дереворазрушающими грибами. Но, обычно другого выхода нет, т.к. мало кто из владельцев садов задумывается о необходимости ежегодной и грамотной корректировке роста и плотности крон деревьев. Деревья успевают на несколько метров перерасти свой оптимальный размер, прежде чем владельцу сада приходит в голову, что с этим нужно что-то делать…

В Японии кроны деревьев регулярно корректируются в рамках некой концепции, очевидной, как владельцу сада, так и профессиональным садовникам, которые сад обслуживают. Что позволяет избежать удаления вершин и крупных ветвей I-II порядка. Соответственно больших по диаметру ран не образуется.

На следующий год после удаления вершины и прореживания кроны у большинства пород лиственных деревьев (груша, яблоня, клен, липа и другие) на стволе и ветвях просыпается множество спящих почек и происходит буйный рост вертикальных («жировых») побегов. Практически все из них нужно своевременно удалять.

Количество спящих почек зависит от вида и сорта дерева. У большинства видов сосен они есть только на побегах текущего года. У многих лиственных присутствуют на всех ветвях, а часто и на стволах. Спящие почки массово пробуждаются, когда растению нужно компенсировать потерю части кроны. Спящих почек конечное количество. Если обрезка производится регулярно, со временем новые «жировые» побеги появляются все в меньшем количестве. Но для этого надземная часть дерева должна прийти в «равновесие» с размерами корневой системы.

Дмитрий Константинов
2023

Литература

  • 森忠文: 京都御苑小史「造園の歴史と文化」: 養賢社, 344-345
  • 今江秀史 (2001): 植栽樹木を主体とした庭園の維持管理における言語活動に関する研究: ランドスケープ研究64 (5), 423pp
  • 岡崎文彬 (1976): 造園辞典: 養賢堂
  • 上原敬二 (1978): 造園大辞典: 加島書店
  • 中村一・尼崎博正 (2000): 風景をつくる: 昭和堂, 340pp
  • 吉永義信. わが国の中世における刈込について //造園雑誌. – 1952. – Т. 16. – №. 1. – С. 19-22.
  • 今江秀史. 「御所透かし」・「寺透かし」・「町家透かし」 という呼称に関する基礎的考察 //ランドスケープ研究. – 2001. – Т. 65. – №. 5. – С. 447-450
  • Muderrisoglu, H., E. Eroglu, S. Ozkan and K. Ak. 2006. Visual perception of tree forms. Building and Environment, 41: 796-806
  • Mohamed Elsadek, Minkai Sun. Brain activity and Emotional Responses of the Japanese People Toward Trees Pruned using Sukashi Technique. Journal of Food Agriculture and Environment 6(3). 2013
  • Зайцев А.Б. Путь «росистой земли». 2019
  • Edzard Teubert. Replacing Kuromatsu. The North American Japanese Garden Association (NAJGA). 2021
  • Edward F. Gilman. Midoritsumi and momiage — pruning pines. 2018
  • Edward F. Gilman. Pine pruning — sukashi, niban me, ha mushiri, mekiri, mitsubushi. 2022

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *