Сад Национального института материаловедения

Национальный институт материаловедения
Цукуба, префектура Ибараки, Япония
Архитектор: Сюнмё Масуно, 1993 год

Сад Национального института материаловедения (ранее известного как Национальный научно-исследовательский институт металлов) не является традиционным японским садом, но является “выражением духа», что можно считать основой традиционного японского искусства.

Создавая этот сад, Сюнмё Масуно обыгрывал тему первой встречи человека с металлом. Старатели, суровая природа, сухой ландшафт, минимум деревьев и воды. Усилия людей занимающихся добычей и исследованием металлов во многом схожи. И те и другие ведут “одиночную битву”. Окруженный со всех сторон корпусами института, органичный дизайн элементов сада создает сильный контраст с прямолинейными формами зданий. При взгляде от главного выхода института сад представляет собой ряд горизонтальных слоев. Поверхность земли покрыта геометрической сеткой из каменной брусчатки, кое-где прерываемой полосами необработанного камня или редкими деревьями.

Когда брусчатка приближается к руслу высохшего ручья, жесткая геометрия меняется, а размер брусчатки увеличивается, создавая менее формальную поверхность. Для зрителя такая трансформация материалов предполагает движение и изменения во времени.

Пересохшее русло ручья, сложенное из речного камня и расположенное немного ниже поверхности земли, извивается по площади, сужаясь и расширяясь, как будто оно формировалось веками силами природы. Исток ручья представляет собой треугольное русло из того же речного камня. Легкий туман поднимается от находятся внутри скал, создавая ощущение мягкости на фоне сурового ландшафта. Это место символизирует источник, где старатели собирались, чтобы освежиться. Русло ручья прорезает дорожное покрытие, течет мимо валунов, которые, по-видимому, были уложены давным-давно силой природы и переходит в поросшую травой площадку, расположенную в углу участка.

Ручей заканчивается недалеко от противоположного угла от своего истока, а посередине находится большая стена. Массивные каменные глыбы, разбросанные по всей площади, ориентированы преимущественно в одном направлении, словно горы, образовавшиеся в прошлом под воздействием ветра и воды.

Скалы и несколько деревьев на площади придают композиции большую высоту, а огромные камни излучают мощь и грандиозность сил природы. Поверхность камней шероховатая с изломанными краями, так как они были добыты в каменоломнях. На некоторых из них видны следы бура, в то время как другие были обработаны резцом, чтобы подчеркнуть воздействие человеческих рук и инструментов. Эти детали привлекают внимание зрителя и, благодаря своему контрастному размеру, придают саду масштаб.

Когда идешь вдоль скал, продвигаясь от площади с каменным покрытием, от русла ручья до угловой зоны, покрытой зеленым покровом, конечная точка кажется уютным местом, где исследователи могут собираться и обмениваться идеями.

Одна дорожка с мягко закругленными фрагментами, которые слегка изгибаются среди зелени и заканчиваются у самого края мощения. Другая дорожка прямая и ровная — прямоугольные камни, идущие прямо от одного угла к главному входу в противоположном углу. Эта дорожка является силовым элементом, она проходит по полосе мощения, которая змеится по траве и в двух местах пересекает русло высохшего ручья. Вместо того чтобы в конце концов остановиться на мощении, она врезается в него своим последним прямоугольным камнем-мостом перекинутым через русло ручья.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram: https://t.me/garden_modern

Прямая дорожка и треугольное русло, являющееся истоком ручья, это следы человеческого вмешательства в рамках натуралистического ландшафта. Масштаб тропы позволяет пройти по ней только одному человеку за раз. Места где может собраться группа людей находятся на природе,
где камни уступают место растительности — там исследователи могут найти передышку и дух товарищества в окружающем ландшафте.

Сокращенные перевод из: Mira Locher. Zen gardens:
the complete works of Shunmyo Masuno, Japan’s leading garden designer. 2012

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *