|

Камень в китайских садах. Композиционный анализ

Садово-парковое искусство Китая насчитывает более двух тысяч лет. Его оригинальность и красота издавна стали предметом подражания не только в соседних регионах, но и в Европе. Однако разница в менталитетах и философии негативно отразилась на попытках привнести китайский опыт в европейское ландшафтное искусство. Специфика китайского сада сформировалась под влиянием многих факторов, из них можно выделить три основных: политические ситуации на различных этапах развития государства, характеры природных ландшафтов Китая и индивидуальные особенности национального характера.

Исторические этапы развития каменных композиций

Первым историческим этапом является эпоха династий Цинь и Хань, (221 г. до РХ – 220 г. после РХ). Это время первостепенной значимости и могущественности императорской власти. Одним из символов могущества являлись императорские парки, охватывающие большие территории, с возведенными на них крупномасштабными ландшафтными объектами. Основным принципом при построении парков был принцип заимствования природных пейзажей. В них впервые появляются каменные горки, приближенные по масштабу к природным доминантам рельефа [4].

Вторым этапом можно считать династию Северной Вэй (220 – 265 гг.). Идеи и принципы даосизма и буддизма в это время становятся обязательными составляющими сада. Раздробленность страны и дестабилизация политической системы существенно повлияли на отношение людей к парковому искусству. Теперь садово-парковые композиции располагаются преимущественно при частных чиновничьих усадьбах и призваны, в первую очередь, служить средством гармонии с природой, отразить внутренний мир и философию владельца усадьбы. Масштаб композиций существенно уменьшается, однако основным принципом создания сада все еще является максимальное сходство с реальными природными образами.

В период правления династии Тан (618 – 907 гг.) восстанавливается единство Китая. Сильное развитие получают поэзия, проза и садовое искусство. Поэтические образы в это время сильно влияют на восприятие природы человеком, идет формирование идей идеального образа сада. Впервые камни используются и как самостоятельные ландшафтные объекты, такой прием можно встретить исключительно в китайских садах. Камень символизирует близость гор, древности, сокрытой в них [4].

После династии Тан примерно пятьдесят лет правят пять династий, в Китае постоянные политические перевороты и раздробленность. При династии Северной Сун (960 – 1127 гг.) восстанавливается единство империи, экономика страны развивается, увеличивается количество городов [2]. Для этого времени характерны: стремление к систематизации знаний, создание множества обзорных трудов по архитектуре и устройству садов, постоянные поиски идеального образа сада через живопись и поэзию. В этот период выходит первая «Книга о камнях», в которой объясняются принципы расположения в парках и художественном взаимодействии с другими элементами. Камень приобретает особый символический смысл, ему приписывают магические свойства и отдают множественные роли в садовом пространстве. Сохранившимся до наших дней примером сада Северосунской династии является Павильон Голубой Волны (Чанлантин), построенный в 1044 г. в городе Сучжоу. Многочисленные каменные горки и холмы, выполнены максимально естественно, имитируя горы.

При правлении династии Южная Сун (1127 – 1279 гг.) множество богатых городских жителей бежало на юг, в г. Линьань (ныне Ханджоу). Мягкий климат и потрясения после краха Северосунской династии повлияли на сознание людей, человечные жизненные представления заменили концепцию «космической» беспредельности мира [3]. Сад становится местом постоянного времяпровождения, развитие получают садово-парковые ансамбли и пейзажные сады [7].

В 1279 г. Китай оккупируется монголами почти на девяносто лет. В это время архитектура и ландшафтное искусство возвращаются в монументальности и крупномасштабности [3].

Четвертый этап. Наибольшее количество памятников ландшафтной архитектуры Китая сохранилось со времени правления династий Мин (1368 – 1644 гг.) и Цин (1644 – 1911 гг.). В это время формируется два основных направления садово-парковой архитектуры. Первое, южное, характеризовалось свободной и изящной планировкой садов, разбитых на малых участках в усадьбах богатых чиновников. Северное представлялось императорскими парками Пекина, расположенными на обширных территориях и высоких холмах [3]. Пространства садов тесно взаимодействовали с архитектурой, сам сад имел свою художественную идею. Природные мотивы играли роль главных или второстепенных героев, наблюдать за которыми стало возможно из-за получившего широкое распространение «внутреннего панорамного вида» [5]. Каменные композиции в этот период отличаются особенным разнообразием. В г. Сучжоу сохранились яркие примеры классических китайских садов того времени: сад Скромного чиновника (Чжочженъюань), сад Хозяина рыбацких сетей (Ваншиюань), сад Львиной пещеры (Хуаньсюшаньчжуан) и т.д. [3].

Приемы, используемые в построении локальных ландшафтных композиций из камня

Сад, расположенный внутри города, не мог занимать большую территорию, строгое нормирование отводимых участков соблюдалось в Китае еще со времени правления династии Хань [5]. При Минской империи получили распространение пристраиваемые к усадьбам участки. Каждый такой участок дорого обходился владельцу, нередко площадь его была невелика, поэтому особенное развитие в приусадебных садах получили локальные композиции из камня. Вид экспозиции зависел от точки восприятия в саду и назначения композиции. Она могла фиксировать вход, сопровождать посетителя парка вдоль транзитов, быть «организатором» внутреннего пространства отдельных садов, восприниматься как картина или скульптура. Среди локальных композиций чаще всего встречались следующие типы:

Линейные сопровождающие композиции составлялись по нескольким осям, имитируя естественную природную среду. Расположенные вдоль дорожек и лестниц они состояли из небольших и средних по размеру камней (рис. 1, 2).

Камень в китайских садах
Рисунок 1. Примеры линейных сопровождающих композиций
Камень в китайских садах
Рисунок 2. Примеры композиций: а) линейной, б) периметральной, в) точечной, г) презентативной.
Фотография; музей сада Хозяина рыбацких сетей (Ваншиюань) 2014 г.

Периметральная композиция включала в себя: пейзаж гор на горизонте; скалы, в том числе с гротами и тоннелями; горные гряды. Вокруг водоемов размещались композиции из нескольких камней для лучшего сходства с естественным каменистым берегом, а также для имитации каменистых островков.

Точечные композиции применялись на углах и поворотах дорог могли стоять одиночные средние и крупные камни, дополняющие общую структуру сада. У входа и выхода ставились одиночные камни с высеченными на них иероглифами.

Презентативные композиции, в которых камень играл роль скульптуры, являются самыми разнообразными в садово-парковом искусстве Китая. Они могли располагаться: в естественной природной среде, во внутреннем дворике, вдоль галереи, вдоль дорожек, на газоне и на покрытии, на постаменте или подносе. Расположение каменных композиций в саду во многом зависело от правил фэншуй и природных особенностей территории [6].

Построение презентативных композиций в зависимости от точки восприятия: статичная и динамичная композиции с возможность обозрения с угла, фронта или с нескольких сторон, по кругу (рис. 3).

Камень в китайских садах
Рисунок 3. Пример Организация внутреннего пространства самостоятельных композиций

Картинные композиции всегда наблюдалась через раму оконных и дверных проемов. Среди них можно выделить: фиксированную, обзорную и композицию, воспринимаемую в движении (рис. 4). Большая их часть имела многоплановую структуру.

Камень в китайских садах
Рисунок 4. Примеры картинных композиций: фиксированная симметрично и ассиметрично
ориентированная, воспринимаемая в движении

Презентативные композиции состояли из комбинации камней с растениями, с деревьями, с водными элементами и малыми архитектурными формами. Они могли иметь как один, так и несколько воспринимаемых планов.

Форма и фактура камней. Сходство камня с горными массивами выражается через фактуру и форму. Ценность камня в древнем Китае определялась в первую очередь естественностью его происхождения. Наиболее ценными считались камни, поднятые со дна озера Тайху, кремниевые монолиты с горы Куньшань в провинции Цзянсу и темные сталактиты из уезда Инчжоу в южной провинции Гуандун [7]. Такие камни старались расположить в среде, естественной для камня, так камни, имеющие пустоты внутри, располагались посреди озер, на ровных площадках, для улучшения циркуляции энергии в пространстве. Из монолитных камней сооружали искусственные горки, располагая их ближе к кабинетам чиновников.

Обязательным условием при подборе камней являлась однородность их структуры. Так композиции собирали в зависимости от цвета камня, создавая сады осени, зимы, тигра и т.д. [8]; от возникающих в сознании ассоциаций: камень-луна, черепаха, шляпа, дерево, гора, волна; от возможной бытовой функции: камень-комната, стол, ступень, ширма [1]. Растения в таких композициях лишь дополняли основной образ.

Интерпретация традиционных форм в современном Китае

Традиционные бытовые элементы сада меняют свою прямую функцию на декоративную и становятся своего рода условно — знаковыми символами (рис. 5). Ранее усадебный сад создавали с эффектом вечности, состаривая природные элементы, для того, чтобы посетитель чувствовал полное единение с истинной природой. Сегодня же прослеживаются явные изменения, связанные с заменой естественных материалов на искусственные. Сад скорее произрастает в городском пространстве, частично поглощает его. Если раннее в классических китайских садах все элементы располагались «хаотично», подражая природным законам, а принцип линейного построения элементов отвергался в первую очередь, то сегодня происходит синтез прямых и хаотичных элементов (рис. 5, 6).

Пример современного китайского сада
Рисунок 5. Пример современного китайского сада
фрагмент плана современного китайского сада
Рисунок 6. Фрагмент плана современного китайского сада

Заключение

На основе проведенного исследования выявлены следующие принципы построения композиций с камнем в китайском саду:

  • масштаб локальной ландшафтной или каменной композиции соразмерен пространству;
  • традиционные образы-символы стилизованы. Композиция выполняется из материалов однородных между собой;
  • применяемые материалы либо натуральны, либо имитируют природные;
  • в построении композиции отсутствуют острые углы и прямые линии;
  • искусственные и природные элементы никогда не используются в равном количестве;
  • тематика китайского сада подчеркивается за счет синтеза естественных и искусственных геометрических форм;
  • использование традиционных понятных образов-символов при проектировании;
  • традиционный фон (белые стены и перегородки) могут заменяется рядом подчеркнуто ровно подстриженных растений, ширмами из бамбука либо стенками, оформленными камнем и изогнутой черепицей;
  • все современные элементы так или иначе напоминают основные составляющие природы: гору, дерево, водную гладь, луну(отражение), поэтому гармонично вписываются в пространство сада;
  • территория, отведенная под сад, используется по максимуму независимо от размера участка [9, 10].

Наиболее характерной чертой китайского ландшафтного искусства является использование камня, его особая значимость и многоролевое назначение в формировании композиционной структуре сада. Современные сады следуют историческим традициям. Урбанизированная среда повлияла на отношение к садово-парковый пространствам и к камню в частности. Сегодня прослеживается тенденция перехода от сложных, перенасыщенных композиций из камня к более стилизованным и лаконичным формам.

Головей Е. А., Дорофеева Н. Н.
Новые идеи нового века:
материалы международной научной конференции ФАД ТОГУ.
2015. Т. 1. С. 56-62.

Список использованных источников и литературы

  1. 王其钧主编 «中国园林图解词典» (Чжунго юаньлинь туцзие цидень), Ван Чи Цзюн. Иллюстрированный словарь традиционных китайских садов — Пекин.: Китайская печатная компания, 2007. — 305с. [на кит.] ISBN 978-7-111-20563-0
  2. Васильев Л. С. «История Востока Т.1» — Москва: Издательство «Высшая школа»; 1998 ISBN 5-06-002909-3
  3. Виноградова Н. А. Китайские сады. – Москва: Издательство «АРТ-РОДНИК», 2004. – 207с. ISBN 5-9561-0046
  4. Лоу Чинси. Десять этюдов по китайской архитектуре. – Москва: Издательство Ассоциации строительных вузов, 2009. – 208с. ISBN 978-5-93093-671-1
  5. Лучкова В. И. История китайского города. Градостроительство, архитектура, садово-парковое искусство. – Хабаровск, Тихоокеанский гос. университет, 2011. – 441с. ISBN 5738910117
  6. Лучкова В. И. «Особенности классической садово-парковой культуры Китая» // Новые идеи нового века — 2012 = New Ideas of new century : материалы Двенадцатой междунар. науч. конф. ИАС ТОГУ : [в 2 т.] Т. 1. — Хабаровск : Изд-во ТОГУ, 2012. – 659с. [123-130]
  7. Новикова Е. В. «Человек и Природа в духовной культуре Востока» — Москва: ИВ РАН: Крафт, 2004, с. 397-417 ISBN 5-93675-068
  8. 彭一刚 «中国古典园林分析» (Чжунго гудень юаньлинь феньси), Пэн И
    Ган, «Анализ традиционых китайских садов» — Пекин: Китайское строительно-промышленное издательство. 1998. — 106 с. [на кит.] ISBN 7-112-00360-1
  9. «花园别墅造园实例图册3, 小庭园» (Хуаюань бешу цзаоюань шилитуцэ. Саньшаотхинюань). «Реализованные проекты приусадебной садово-парковой архитектуры 3, сады» — Пекин: Издательство «Архитектура Китая», 2002, с. 159 [на кит.]
    ISBN 7-112-05241-6
  10. 《绿色庭园设计经典》编辑组编 (Люйсэ тинюань шецзи цзиндень беньцзи цзубень) «Классика устройства зеленых усадебных садов» сборник примеров – Шеньян:
    Научно-техническое издательство Ляонинь, 1999, — с.103 [на кит.] ISBN 7-5381-2731-3

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *