Камень в китайских садах. Композиционный анализ
Содержание
Садово-парковое искусство Китая насчитывает более двух тысяч лет. Его оригинальность и красота издавна стали предметом подражания не только в соседних регионах, но и в Европе. Однако разница в менталитетах и философии негативно отразилась на попытках привнести китайский опыт в европейское ландшафтное искусство. Специфика китайского сада сформировалась под влиянием многих факторов, из них можно выделить три основных: политические ситуации на различных этапах развития государства, характеры природных ландшафтов Китая и индивидуальные особенности национального характера.
Исторические этапы развития каменных композиций
Первым историческим этапом является эпоха династий Цинь и Хань, (221 г. до РХ – 220 г. после РХ). Это время первостепенной значимости и могущественности императорской власти. Одним из символов могущества являлись императорские парки, охватывающие большие территории, с возведенными на них крупномасштабными ландшафтными объектами. Основным принципом при построении парков был принцип заимствования природных пейзажей. В них впервые появляются каменные горки, приближенные по масштабу к природным доминантам рельефа [4].
Вторым этапом можно считать династию Северной Вэй (220 – 265 гг.). Идеи и принципы даосизма и буддизма в это время становятся обязательными составляющими сада. Раздробленность страны и дестабилизация политической системы существенно повлияли на отношение людей к парковому искусству. Теперь садово-парковые композиции располагаются преимущественно при частных чиновничьих усадьбах и призваны, в первую очередь, служить средством гармонии с природой, отразить внутренний мир и философию владельца усадьбы. Масштаб композиций существенно уменьшается, однако основным принципом создания сада все еще является максимальное сходство с реальными природными образами.
В период правления династии Тан (618 – 907 гг.) восстанавливается единство Китая. Сильное развитие получают поэзия, проза и садовое искусство. Поэтические образы в это время сильно влияют на восприятие природы человеком, идет формирование идей идеального образа сада. Впервые камни используются и как самостоятельные ландшафтные объекты, такой прием можно встретить исключительно в китайских садах. Камень символизирует близость гор, древности, сокрытой в них [4].
После династии Тан примерно пятьдесят лет правят пять династий, в Китае постоянные политические перевороты и раздробленность. При династии Северной Сун (960 – 1127 гг.) восстанавливается единство империи, экономика страны развивается, увеличивается количество городов [2]. Для этого времени характерны: стремление к систематизации знаний, создание множества обзорных трудов по архитектуре и устройству садов, постоянные поиски идеального образа сада через живопись и поэзию. В этот период выходит первая «Книга о камнях», в которой объясняются принципы расположения в парках и художественном взаимодействии с другими элементами. Камень приобретает особый символический смысл, ему приписывают магические свойства и отдают множественные роли в садовом пространстве. Сохранившимся до наших дней примером сада Северосунской династии является Павильон Голубой Волны (Чанлантин), построенный в 1044 г. в городе Сучжоу. Многочисленные каменные горки и холмы, выполнены максимально естественно, имитируя горы.
При правлении династии Южная Сун (1127 – 1279 гг.) множество богатых городских жителей бежало на юг, в г. Линьань (ныне Ханджоу). Мягкий климат и потрясения после краха Северосунской династии повлияли на сознание людей, человечные жизненные представления заменили концепцию «космической» беспредельности мира [3]. Сад становится местом постоянного времяпровождения, развитие получают садово-парковые ансамбли и пейзажные сады [7].
В 1279 г. Китай оккупируется монголами почти на девяносто лет. В это время архитектура и ландшафтное искусство возвращаются в монументальности и крупномасштабности [3].
Четвертый этап. Наибольшее количество памятников ландшафтной архитектуры Китая сохранилось со времени правления династий Мин (1368 – 1644 гг.) и Цин (1644 – 1911 гг.). В это время формируется два основных направления садово-парковой архитектуры. Первое, южное, характеризовалось свободной и изящной планировкой садов, разбитых на малых участках в усадьбах богатых чиновников. Северное представлялось императорскими парками Пекина, расположенными на обширных территориях и высоких холмах [3]. Пространства садов тесно взаимодействовали с архитектурой, сам сад имел свою художественную идею. Природные мотивы играли роль главных или второстепенных героев, наблюдать за которыми стало возможно из-за получившего широкое распространение «внутреннего панорамного вида» [5]. Каменные композиции в этот период отличаются особенным разнообразием. В г. Сучжоу сохранились яркие примеры классических китайских садов того времени: сад Скромного чиновника (Чжочженъюань), сад Хозяина рыбацких сетей (Ваншиюань), сад Львиной пещеры (Хуаньсюшаньчжуан) и т.д. [3].
Приемы, используемые в построении локальных ландшафтных композиций из камня
Сад, расположенный внутри города, не мог занимать большую территорию, строгое нормирование отводимых участков соблюдалось в Китае еще со времени правления династии Хань [5]. При Минской империи получили распространение пристраиваемые к усадьбам участки. Каждый такой участок дорого обходился владельцу, нередко площадь его была невелика, поэтому особенное развитие в приусадебных садах получили локальные композиции из камня. Вид экспозиции зависел от точки восприятия в саду и назначения композиции. Она могла фиксировать вход, сопровождать посетителя парка вдоль транзитов, быть «организатором» внутреннего пространства отдельных садов, восприниматься как картина или скульптура. Среди локальных композиций чаще всего встречались следующие типы:
Линейные сопровождающие композиции составлялись по нескольким осям, имитируя естественную природную среду. Расположенные вдоль дорожек и лестниц они состояли из небольших и средних по размеру камней (рис. 1, 2).


Фотография; музей сада Хозяина рыбацких сетей (Ваншиюань) 2014 г.
Периметральная композиция включала в себя: пейзаж гор на горизонте; скалы, в том числе с гротами и тоннелями; горные гряды. Вокруг водоемов размещались композиции из нескольких камней для лучшего сходства с естественным каменистым берегом, а также для имитации каменистых островков.
Точечные композиции применялись на углах и поворотах дорог могли стоять одиночные средние и крупные камни, дополняющие общую структуру сада. У входа и выхода ставились одиночные камни с высеченными на них иероглифами.
Презентативные композиции, в которых камень играл роль скульптуры, являются самыми разнообразными в садово-парковом искусстве Китая. Они могли располагаться: в естественной природной среде, во внутреннем дворике, вдоль галереи, вдоль дорожек, на газоне и на покрытии, на постаменте или подносе. Расположение каменных композиций в саду во многом зависело от правил фэншуй и природных особенностей территории [6].
Построение презентативных композиций в зависимости от точки восприятия: статичная и динамичная композиции с возможность обозрения с угла, фронта или с нескольких сторон, по кругу (рис. 3).

Картинные композиции всегда наблюдалась через раму оконных и дверных проемов. Среди них можно выделить: фиксированную, обзорную и композицию, воспринимаемую в движении (рис. 4). Большая их часть имела многоплановую структуру.

ориентированная, воспринимаемая в движении
Презентативные композиции состояли из комбинации камней с растениями, с деревьями, с водными элементами и малыми архитектурными формами. Они могли иметь как один, так и несколько воспринимаемых планов.
Форма и фактура камней. Сходство камня с горными массивами выражается через фактуру и форму. Ценность камня в древнем Китае определялась в первую очередь естественностью его происхождения. Наиболее ценными считались камни, поднятые со дна озера Тайху, кремниевые монолиты с горы Куньшань в провинции Цзянсу и темные сталактиты из уезда Инчжоу в южной провинции Гуандун [7]. Такие камни старались расположить в среде, естественной для камня, так камни, имеющие пустоты внутри, располагались посреди озер, на ровных площадках, для улучшения циркуляции энергии в пространстве. Из монолитных камней сооружали искусственные горки, располагая их ближе к кабинетам чиновников.
Обязательным условием при подборе камней являлась однородность их структуры. Так композиции собирали в зависимости от цвета камня, создавая сады осени, зимы, тигра и т.д. [8]; от возникающих в сознании ассоциаций: камень-луна, черепаха, шляпа, дерево, гора, волна; от возможной бытовой функции: камень-комната, стол, ступень, ширма [1]. Растения в таких композициях лишь дополняли основной образ.
Интерпретация традиционных форм в современном Китае
Традиционные бытовые элементы сада меняют свою прямую функцию на декоративную и становятся своего рода условно — знаковыми символами (рис. 5). Ранее усадебный сад создавали с эффектом вечности, состаривая природные элементы, для того, чтобы посетитель чувствовал полное единение с истинной природой. Сегодня же прослеживаются явные изменения, связанные с заменой естественных материалов на искусственные. Сад скорее произрастает в городском пространстве, частично поглощает его. Если раннее в классических китайских садах все элементы располагались «хаотично», подражая природным законам, а принцип линейного построения элементов отвергался в первую очередь, то сегодня происходит синтез прямых и хаотичных элементов (рис. 5, 6).


Заключение
На основе проведенного исследования выявлены следующие принципы построения композиций с камнем в китайском саду:
- масштаб локальной ландшафтной или каменной композиции соразмерен пространству;
- традиционные образы-символы стилизованы. Композиция выполняется из материалов однородных между собой;
- применяемые материалы либо натуральны, либо имитируют природные;
- в построении композиции отсутствуют острые углы и прямые линии;
- искусственные и природные элементы никогда не используются в равном количестве;
- тематика китайского сада подчеркивается за счет синтеза естественных и искусственных геометрических форм;
- использование традиционных понятных образов-символов при проектировании;
- традиционный фон (белые стены и перегородки) могут заменяется рядом подчеркнуто ровно подстриженных растений, ширмами из бамбука либо стенками, оформленными камнем и изогнутой черепицей;
- все современные элементы так или иначе напоминают основные составляющие природы: гору, дерево, водную гладь, луну(отражение), поэтому гармонично вписываются в пространство сада;
- территория, отведенная под сад, используется по максимуму независимо от размера участка [9, 10].
Наиболее характерной чертой китайского ландшафтного искусства является использование камня, его особая значимость и многоролевое назначение в формировании композиционной структуре сада. Современные сады следуют историческим традициям. Урбанизированная среда повлияла на отношение к садово-парковый пространствам и к камню в частности. Сегодня прослеживается тенденция перехода от сложных, перенасыщенных композиций из камня к более стилизованным и лаконичным формам.
Головей Е. А., Дорофеева Н. Н.
Новые идеи нового века:
материалы международной научной конференции ФАД ТОГУ.
2015. Т. 1. С. 56-62.
Список использованных источников и литературы
- 王其钧主编 «中国园林图解词典» (Чжунго юаньлинь туцзие цидень), Ван Чи Цзюн. Иллюстрированный словарь традиционных китайских садов — Пекин.: Китайская печатная компания, 2007. — 305с. [на кит.] ISBN 978-7-111-20563-0
- Васильев Л. С. «История Востока Т.1» — Москва: Издательство «Высшая школа»; 1998 ISBN 5-06-002909-3
- Виноградова Н. А. Китайские сады. – Москва: Издательство «АРТ-РОДНИК», 2004. – 207с. ISBN 5-9561-0046
- Лоу Чинси. Десять этюдов по китайской архитектуре. – Москва: Издательство Ассоциации строительных вузов, 2009. – 208с. ISBN 978-5-93093-671-1
- Лучкова В. И. История китайского города. Градостроительство, архитектура, садово-парковое искусство. – Хабаровск, Тихоокеанский гос. университет, 2011. – 441с. ISBN 5738910117
- Лучкова В. И. «Особенности классической садово-парковой культуры Китая» // Новые идеи нового века — 2012 = New Ideas of new century : материалы Двенадцатой междунар. науч. конф. ИАС ТОГУ : [в 2 т.] Т. 1. — Хабаровск : Изд-во ТОГУ, 2012. – 659с. [123-130]
- Новикова Е. В. «Человек и Природа в духовной культуре Востока» — Москва: ИВ РАН: Крафт, 2004, с. 397-417 ISBN 5-93675-068
- 彭一刚 «中国古典园林分析» (Чжунго гудень юаньлинь феньси), Пэн И
Ган, «Анализ традиционых китайских садов» — Пекин: Китайское строительно-промышленное издательство. 1998. — 106 с. [на кит.] ISBN 7-112-00360-1 - «花园别墅造园实例图册3, 小庭园» (Хуаюань бешу цзаоюань шилитуцэ. Саньшаотхинюань). «Реализованные проекты приусадебной садово-парковой архитектуры 3, сады» — Пекин: Издательство «Архитектура Китая», 2002, с. 159 [на кит.]
ISBN 7-112-05241-6 - 《绿色庭园设计经典》编辑组编 (Люйсэ тинюань шецзи цзиндень беньцзи цзубень) «Классика устройства зеленых усадебных садов» сборник примеров – Шеньян:
Научно-техническое издательство Ляонинь, 1999, — с.103 [на кит.] ISBN 7-5381-2731-3