|

Что такое ниваки и садовый бонсай?

Статья создана в целях ликбеза для владельцев садов. На наше поколение пришлась революция во взглядах на назначение сада. Сад, как источник корма еще актуален, но все больше людей стремятся к его эстетичным формам. Я, как человек занимающийся эстетической обрезкой деревьев и кустарников, я часто сталкиваюсь с необходимостью объяснять клиентам особенности современных тенденций в садоводстве. Проще скинуть ссылку на статью, чем тратить время на разговоры. Тем более, что в интернет-формате тема ниваки может быть раскрыта в более доступной форме.

Ниваки в Японии

В понимании японцев, ниваки (庭木) – это посаженные садовниками деревья и кустарники (не абы где, а там, где они уместны) и сформированные в соответствии с некими не формулируемыми словами представлениями о гармонии и целесообразности, в соответствии с неким будущим образом. Сформированные так, что бы на взгляд человека выросшего в рамках японской культуры растения выглядели естественно, эстетично и вписывались в ландшафт. При этом обрезка направлена на то, что бы дерево или кустарник выглядели более зрело. Молодость японцев не торкает.

Т.е. ниваки — это сформированные садовые растения, за исключением травянистых и мхов. Выглядеть они могут, как совершенно обычно, так и несколько необычно. В Киото уход за садом называется «Госё-сукаси», «Тера-сукаси» и «Мачия-сукаси». «Сукаси» — это искусство прореживающей и осветляющей обрезки, которая производится почти всегда.

Крупные растения создают структуру сада, настроение и соответствуют философско-мистическим представлениям японцев о природе. Основой этой культуры является не ассортимент питомников, не книги и не мода, а садовники. Поэтому в данной статье о них больше букв, чем о флоре.

Сад в Киото
Сад в Киото, Япония. Фотограф: Alvin Chao
На фотографии все деревья и кустарники — ниваки. В том числе «лес» на заднем плане.

Искусство обрезки, которое включает придание кронам красивой архитектоники и прореживание ветвей (сукаси) практиковалось с эпохи Нара (710 — 794 гг). Причем поначалу по деревьям лазила не только неграмотная обслуга, но и обремененная интеллектом часть общества.

Одна из ключевых задач японских садовников работающих с деревьями — в относительно короткие сроки сделать их такими, какими они могли бы выглядеть в природе через 50-200 лет.

«Деревья не должны быть слишком высокими, но они должны быть старыми, великолепными по форме и усыпанными темно-зелеными иглами».

«Сакутейки, Записи о создании сада». Япония, 11 век. Перевод: Дзиро Такеи и Марка П. Кина


Ни хвойное дерево, ни клен, ни рододендрон не формируют сами по себе. К ним относятся как к взаимосвязанным актерам в тщательно продуманной театральной сцене. Все растения должны друг друга взаимодополнять и в результате создавать некую новую сущность под названием сад или парк, или гармонично вписываться в городскую среду.

Основные приоритеты при выборе растений для сада в Японии:

  • Представители местной флоры.
  • Растения имеющие символическое значение (представители родов слива, сосна, филостахис, ива).
  • В храмовых садах — растения с наименьшими сезонными изменениями (виды родов сосна, можжевельник, кипарисовик, бамбук, камелия, коричник, падуб, криптомерия, эурия, многоветочник, тис, дуб).
  • В чайных садах — с наибольшими сезонными изменениями (представители родов клен, багряник, яблоня, бересклет, гортензия, магнолия, слива, рододендрон, спирея).

Подписывайтесь на наш канал в Telegram: https://t.me/garden_modern

Ниваки почти всегда выглядят старше, чем не сформированные деревья того же возраста. Это достигается искусственным уменьшением высоты, отгибанием вниз ветвей, оголением ствола и оснований ветвей 1-2 порядков, а также посадкой на холм с последующим оголением корней. Про расположенные на поверхности земли корни читайте в статье: небари.

корневая система ниваки
Киото, Япония. Фотограф: Olga Faix

При этом архитектоника кроны может быть:

  • как совершенно не похожей на архитектонику кроны этого же вида произрастающего в природе без воздействия пилы, секатора и ножниц (яркий пример — карикоми (стриженые азалии));
  • так и неотличимой от архитектоники кроны того же вида произрастающих в природе.
киото, японский сад
Киото / Фотограф: Yoshiyuki Miyake

Довольно часто идеально сформированные деревья на первый взгляд неотличимы от растущих в природе, хотя их 100 лет резали, гнули и пилили несколько поколений садовников. Особенно хорошо это видно в работах садовников Киото. У всех вариантов стилей ниваки есть аналоги в дикой природе. Но в природе в роли садовников выступает ветер, снег, копытные обкусывающие побеги, особенности затенения под пологом леса и всяческие катаклизмы.

Естественная форма сосны выросшей в горах
Фотограф: Tiger Seo

В большинстве случаев японские садовники не могут внятно объяснить, почему они что-то отрезают, загибают или укорачивают, а что-то оставляют не тронутым. В Японии это не формулируемое словами знание, а опыт, эстетические представления и навыки передаваемые от мастеров — ученикам.

монах и ниваки
Сад в Киото. Япония. Фотограф: Cristian Negroni

Растения чаще формируют не в соответствии с какими-то формальными правилами и стилями, а руководствуясь субъективными представлениями о красоте и гармонии, а также насмотренностью и знанием того, как нарастают различные виды и сорта. На русском языке это называется — эстетическая обрезка. Псевдояпонские названия стилей ниваки используемые в России, США и Европе людьми зарабатывающими на мастер-классах и лекциях по садоводству обычно непонятны японцам, поскольку привнесены в европейские языки в результате ошибок перевода, недопонимания и особенностей японских диалектов.

На фотографии ниже не дикие заросли у речки. Это ниваки. Если вы пошли учиться формированию ниваки на какие-то курсы, покажите преподавателю представленную ниже фотографию и спросите, какой это стиль ниваки? Любопытно, что он вам ответит…

Bishamondo 毘沙門堂門跡 / Фотограф: Patrick Vierthaler

Вопреки расхожему мнению, в Киото нет большого количества садов с эффектно сформированными растениями. Там больше популярен природный стиль. Но внимание европейцев не задерживается на садах в природном стиле. Там на туристический взгляд фотографировать нечего. Другое дело — более яркие сады с множеством стриженных азалий, миниатюрных деревьев, деревьев-монстров с подпорками для ветвей и всяческими малыми архитектурными формами в виде каменных фонарей, пагод, стел и прочей атрибутики синто и буддизма. Изящные сады с тонкой эстетикой природных сцен взгляд туристов не цепляет. Другая система ценностей.

Японцы формируются в визуальной среде совершенно отличной от нашей. Красиво сформированные деревья и кустарники западают им в мозг с самого раннего детства из мультиков, комиксов, фильмов, соцсетей и реального пространства. Некоторые публичные персоны продвигающие культуру японского садоводства в массы, наблатыкались что-то рассказывать о правиле треугольника, энергиях, символизме синто и буддизма. Но все это для белых обезьян. Надо же что-то отвечать на их бесконечные вопросы… Особенно, если они готовы за это платить. Между собой японцы об этом не разговаривают.

Садовник имеет дело с тремя типами материала:

  1. Высаженные в сад или городскую среду уже сформированные в питомнике деревья, которые требуется поддерживать в нужной форме ограничивая их рост и сохраняя архитектонику кроны. С подборкой видеороликов на эту тему вы можете ознакомиться в обзоре: Формирование и обрезка ниваки в Японии.
  2. Высаженные в сад или городскую среду уже сформированные деревья, которые нужно видоизменить, что бы они лучше вписывались в ландшафт или соответствовали ожиданиям заказчика.
  3. Растения ранее не подвергавшиеся формированию.

В первых двух случаях у садовника маленькие детали конструктора Lego. Маленькие потому, что рост побегов искусственно ограничен обрезкой, прищипкой и/или удалением части листьев (хвои). 1-2 раза в год растение в каждой точке роста побегов наращивает по одной детальке. Садовник может их укорачивать, удалять и гнуть. В идеале, каждая ветвь должна быть похожа на реку с тонкой сетью впадающих в нее ручьев.

ветвь дерева должна напоминать бассейн реки
Бассейн реки Амазанка

Ниваки — не бонсай, который можно крутить на подставке и переносить с места на место. Решения о деталях формирования ниваки принимаются исходя из их вида со смотровых точек сада и/или веранды, или из окон жилого дома в контексте всей охватываемой взглядом картины. Чем опытнее мастер, тем меньше он бегает от смотровых точек к растениям. Старые мастера способны держать в голове образ дерева или куста с нескольких смотровых точек на протяжении довольно долгого времени не отрываясь от обрезки.

В третьем случае в первые годы формирования дерева садовник работает только удаляя и изгибая крупные детали формируя общую структуру кроны. А также направляет рост новых побегов в нужных ему направлениях. Растения в этот период выглядят не лучшим образом. В садах такими работами не занимаются, высаживая уже сформированные растения из питомников.

Способы отгибания ветвей
Европейские способы отгибания ветвей.
Рисунок из книги: Формирование и обрезка садовых деревьев, Кудрявец Р. 2014
Японский способ отгибание ветвей с помощью бамбуковой палочки
Японский способ отгибание ветвей с помощью бамбуковой палочки используемый при формировании деревьев в технике фукинаоши.
Рисунок из книги: Jake Hobson. Niwak, 2007

В японской садовой традиции все довольно просто и естественно, поскольку сад – это как бы маленькая идеализированная копия фрагмента естественного ландшафта. Исключением являются дзенские сады в технике сухого пейзажа, основанные на символизме и абстракции.

Большая часть деревьев и кустарников Киото после регулярных структурных и санитарных обрезок выглядят совершенно обычно. Все лишнее удалено, все нужное оставлено без изменений. Ветви не затеняют друг друга, композиция уравновешена. При этом не бросается в глаза то, что архитектоника кроны создана не природой, а человеком.

дерево до и после эстетической и санитарной обрезки
Иллюстрация из: Purcell L., 2015.

Деревья заднего плана оставляют менее ухоженными, что бы сконцентрировать взгляд зрителей на переднем и среднем плане. Такой же прием используется и в живописи, в частности в портретной, когда лицо тонко детализировано, а волосы и фон даны более крупными мазками. Еще одна хорошая аналогия — хор в опере. Он делает голос солистов более значимым, но не получает аплодисментов.

клен ниваки
Фотограф: Jason Paige

Древесная растительность заднего плана на контрасте с тщательно проработанными деревьями и кустами не теряются, а лишь более выпукло демонстрируют свою мощь и дикую красоту. Контраст также усиливается за счет большего количестве теней в кронах слабо прореженных деревьев.

Киото, Япония. Фотограф: mpward

Японские садовники — это ремесленники. Образование – обычная школа и опыт работы подмастерьем у опытного мастера, в бригаде или на фирме. Они изучают: ландшафтный дизайн, перемещение и установку камней, работу с бамбуком, эстетическую обрезку и уход за растениями. Примерно через 15 лет ученичества садовый мастер может начать свой собственный бизнес. Все мастера-садовники имеют дополнительный опыт работы учителями: никто не может стать мастером без вклада в преподавание.

японский садовник
Садовник в саду Сенган-эн, Япония

Часто это семейный бизнес. В крупных компаниях есть бригады сэнтэйши — специализирующиеся на обрезке. Инструменты: секаторы, разных размеров ножницы, пилы, лопаты, узкие и широкие грабли и мётлы нескольких типов. Инструмент качественный и не дешевый. Например изготовленные вручную пучки тонких бамбуковых веток, собранных в метелку и используемых для очистки от мусора мха могут стоить более ста долларов. Современные японские садовники используют не только традиционные инструменты, но и весь ассортимент бензиновой и электрической техники.

инструменты японского садовника
Рисунки: Jenny Feuerpeil

Новое поколение применяет европейские техники работы с веревками и не пренебрегает техникой безопасности. Пожилое поколение использование страховок игнорирует.

Садовники работают 9-10 часов в день, шесть дней в неделю. При работе с высокими деревьями, где это возможно, используется установленный на автомашине подъемник. При работе с деревьями средней высоты – стремянка и различные лестницы. По меркам Японии, садовник — это низкооплачиваемая, но уважаемая работа. Месячный заработок в переводе на рубли: 150 000 – 200 000 руб. Правительство Японии гарантирует садовым мастерам бесплатное медицинское обслуживание и доступное жилье на всю жизнь.

Владельцы частных садов обычно оплачивают годовой абонемент на обслуживание сада, а не платят за разовые работы. Получается, что формированием кроны каждого дерева на протяжении многих лет занимается одна семья или бригада садовников. Соответственно общая стратегия развития архитектоники кроны на протяжении десятилетий не меняется, а лишь корректируется.

Иерархия японских мастеров определяется временем в компании, а не талантом. Новый член бригады — всегда самый низкоранговый (метла, совок, подай-принеси). Такая иерархия иногда кажется абсурдной для жителей Запада, но она создает эффективные рабочие группы без конкуренции между членами, поскольку никакие иные варианты продвижения по службе не предусмотрены. Понижения ранга при смене компании или бригады избежать невозможно, поэтому все ученики преданы коллективу и текучка кадров минимальна. Ученик имеет возможность наблюдать за выполнением тех или иных задач, а затем просто пытаться повторить то, что видел, когда его об этом попросит начальник. Как ребенок учится ходить, вставая и падая, так и ученик учится не слушая мастера, а пытаясь делать так же, как он. Тут можно привести еще одну аналогию. Все, как с сексом. Теоретические знания и просмотр порнухи конечно полезны, но гармонии во взаимоотношениях с партнером можно достичь только методом проб и ошибок.

С каждым поколением все меньше японцев готовы заниматься физически сложным обслуживанием садов. Поэтому некоторые мастера соглашаются брать иностранных учеников в надежде, что гайдзины («люди извне»), смогут изучить этот вид искусства, чтобы хоть отчасти его сохранить.

Японские домовладельцы неплохо знают местную флору. Они воспринимают сад, как неотъемлемую часть дома и тратят весьма значительные суммы на ландшафтных дизайнеров и садовников. Если владелец сада умер, переезжает или потерял финансовую возможность содержать сад, садовники могут вывезти и перепродать растения на взаимовыгодных условиях.

Садовый бонсай

Если вы внимательно прочли предыдущую часть статьи, вам понятно почему в России никогда в обозримом будущем не получить садов похожих на японские. Наши частные сады за редким исключением живут до смены владельцев. Потом приходят новые хозяева и сад переделывается. Сады финансируемые государством обслуживаются крайне низкоквалифицированными людьми, готовыми работать за нищенскую зарплату.

В подсознании российского жителя, если и присутствует слово «ниваки» , то его визуальный образ — большой «бонсай» посаженный в саду. Объяснение этому простое. Большинство людей руководствуются мыслью: если уж покупать дорогое дерево, то оно должно заметно отличаться от вот этого вот всего, что нас окружает. У европейцев аналогичное представление и там термин ниваки обычно заменяют на словосочетание «садовый бонсай», что более правильно. Ниваки стремится подчеркнуть воздействие на растения естественных сил природы, а европейский садовый бонсай – торжество человека над природой.

садовый бонсай
Ель колючая. Фотография с сайта yoly-paly.ru

В России садовый бонсай — штука экзотичная и опыта его использования в ландшафтном дизайне мало. Проблемы начинаются с того, что приобретенное в питомнике или садовом центре вычурно сформированное дерево или куст довольно сложно вкрячить в уже имеющийся в саду ландшафт. Я не случайно использую слово «вкрячить». Именно оно часто возникает в голове, когда я приезжаю обрезать российский садовый бонсай. Даже в садах спланированных и засаженных ландшафтными дизайнерами они выглядят довольно инородно. Если цель японского ландшафтного дизайнера вписать сад в окружающую природу используя местную флоу, то у нас — жителей форонтира и у европейцев все иначе. В английских садах аборигенной флоры около 35%, китайской 32,5%, остальное — «с миру по нитке». В российских, местных растений еще меньше.

На конференциях по японскому садоводству и в США и в Европе непрерывно твердят о том, что для создания японского сада нужно использовать виды, произрастающие в окрестностях сада, а не произрастающие в Японии. Но все про это почему-то забывают. Даже в самой Японии дизайнеры часто копируют сады Киото вне Киото и эти сады выглядят не гармонично.

Парк Молеврие. Франция.
Бросается в глаза неуместность наличия сформированного дерева в этом ландшафте и отсутствие гармонии в архитектонике его кроны.
Японский сад в Голландии. Склонность европейцев к цветникам подавить сложно. В результате получаем негармоничный комплект из рододендрона, глицинии, клена и красного мостика.
Фотограф: Sjef Schaafsma

Деревья и кустарники сделанные в традиции ниваки требуют регулярного обслуживания. 1-3 раза в год их рост нужно ограничивать обрезкой и корректировать отрастание побегов на каждой ветви зачастую весьма крупного дерева. У хозяев сада часто нет ни опыта, ни желания тратить кучу времени на обслуживание. В этих случаях садовый бонсай либо разрастается и становится обычным деревом.

Клен на переднем плане сформирован многолетней и ежегодной обрезкой, а голубой формой ели колючей расположенной на среднем плане уже минимум два года никто не занимается. В результате общий вид этого участка сада далек от гармонии. Взгляд сразу цепляется за непропорционально разросшуюся макушку ели.
Фотография: Японские сады Андерсона, США

В Европе и США хорошая школа эстетической обрезки. Есть, где и у кого учиться. Многие преподаватели имеют опыт сотрудничества с японцами, много государственных и частных японских садов. Но и там больше про уход за «зелеными насаждениями», чем про красоту и гармонию.

Большая часть российских садовников, если и имеет представление об обрезке, то об обрезке плодовых деревьев (где все направлено на повышение урожайности), стрижке туй и живых изгородей. Результат их работы бывает весьма забавным. Некоторая часть российских садовников окончила какие-то курсы или посещала мастер-классы по формированию «ниваки». Стандартный результат их работы — «сферический конь в вакууме» (сформированные в одном из стилей бонсай деревья никак не вписанные в ландшафт).

Женщина — садовник с точки зрения японцев — это нонсенс. Там таких нет. Работа физически тяжелая, часто травмоопасная. Тогда как у нас в России в этой профессии женщин больше чем мужчин. Как они справляются с этой работой для меня загадка.

Арбористы — это альпинисты-хирурги. Их задача грамотно обкромсать дерево, что бы оно при этом не быстро сдохло и соответствовало требованиям прописанным для деревьев растущих в плотно населенной местности. Эстетической обрезке их никто не учил и учить не будет, это совершенно иная специальность. Бонсаисты относительно неплохо формируют деревья и кустарники в традициях ниваки. Но это зверушки редкие, поскольку бонсай в Мордоре — увлечение не популярное. Минусом бонсаистов является склонность наносить деревьям много повреждений, что шокирует владельцев растений и выпячивать растения из окружающей среды. Им кажется, что они лучше деревьев знают, как быть деревьями. Но это иллюзия.

Все это никак не приближает эстетику российских садов к японскому уровню.

Точное копирование японских методов обрезки для нашей страны — не вариант, в России используются совершенно другие виды растений. Но опыт постепенно наберется. Если не случится экономических катаклизмов спрос на эстетическую обрезку постепенно сформирует предложение. Кривенькое, но хоть какое… Уже сейчас на YouTube выложено довольно много роликов, где народ экспериментирует с созданием садовых бонсай.

Японский способ защиты деревьев от снеголома

Осознание ценности старых деревьев рождает инженерную мысль направленную на их защиту от повреждений. Климат Японии разнообразен и в некоторых регионах зимой выпадает много снега. Ветви крупных деревьев часто ломаются под снеговой нагрузкой. Для их поддержки используется два метода: юкицури (описанное в отдельной статье) и Т-образные подпорки.

Инструменты для работы с ниваки

Российские, европейские и американские садовники работающие с деревьями обычно покупают себе японские секаторы, пилы и ножницы. Инструмент реально хорош. У самых модных, обязательный атрибут — перевязь с кожаными чехлами для этих инструментов. Это, как склонность к дорогим сумочкам у девочек низкой социальной ответственности. Помогает подороже продавать свои услуги. Если не идеализировать профессию, то, по большому счету, садовники не сильно от них отличаются. Также продают свое время, навыки и здоровье.

Про инструмент на этом сейте есть подробные статьи:
Японские стремянки
Обзор секаторов
Обзор садовых ножниц
Обзор ручных пил для профессиональной обрезки
Одноручные аккумуляторные цепные пилы
Перемещение и установка камней в саду

Удобрение для ниваки

Для меня стала неожиданностью информация о том, что садоводы интересуются таким товаром, как «удобрение для ниваки». Ну как же… Удобрение для газона — есть, должно быть и для этого… И вообще для всего…

Фотограф: Jaeyoun Ryu

Посмотрите на размещенную выше фотографию. Такая форма кроны получилась в результате дефицита питательных веществ и воды при максимальной инсоляции. Никакой обрезки. Это растение в природе.

Не нужно кормить свои садовые деревья после того, как они достигли нужного размера. При дефиците минерального питания у растений короче приросты, молодые побеги успевают хорошо одревеснеть и меньше подвержены повреждениям от мороза.

Литература

  • Jake Hobson. Niwaki: Pruning, Training and Shaping Trees the Japanese Way. Timber Press: Portland, 2007
  • 今江秀史. 「御所透かし」・「寺透かし」・「町家透かし」 という呼称に関する基礎的考察 //ランドスケープ研究. – 2001. – Т. 65. – №. 5. – С. 447-450
  • 岡崎文彬 (1976): 造園辞典: 養賢堂
  • 上原敬二 (1978): 造園大辞典: 加島書店
  • 中村一・尼崎博正 (2000): 風景をつくる: 昭和堂, 340pp
  • 吉永義信. わが国の中世における刈込について //造園雑誌. – 1952. – Т. 16. – №. 1. – С. 19-22.
  • Leslie Buck. Cutting Back: My Apprenticeship in the Gardens of Kyoto Hardcover, 2017
  • Константинов Д.А. Ниваки из сосны, 2021
  • Константинов Д.А. Ниваки на основе клена, 2021
  • Purcell L. Tree Pruning Essentials //West Lafayette, Purdue University Cooperative Extension. – 2015.
  • Clancy J. Kyoto Gardens: Masterworks of the Japanese Gardener’s Art. – Tuttle Publishing, 2015.
  • Kawaguchi Y. Authentic Japanese Gardens: Creating Japanese Design and Detail in the Western Garden. – Fox Chapel Publishing, 2016.
  • Koizumi N., Shinji I. Characteristics of Japanese Garden’s Construction Technique, Production System and Worker’s Spirits // Journal of Agriculture Science, Tokyo University of Agriculture.-2007.-Vol.52,N 1.-P. 23-32

Текст: Дмитрий Константинов
2021

7 комментариев

  1. Спасибо за статью! Интересно читать, когда что-то пишет специалист. Насколько я понял вам не нравится садовый бонсай с помпонами на ветках. Почему?

    1. Выглядит противоестественно. В средней полосе России растений с такой формой кроны нет.

  2. Спасибо за статью! Узнал о японском садоводстве больше, чем за пол года жизни в Японии!

  3. Спасибо! Интересный материал. А статья про стили ниваки будет?

    1. Маловероятно. Если говорить про стили, то там все то же самое, что в классическом бонсай. Набор растиражированных относительно формальных + свободный, где мастера творят кто во что горазд.

  4. Дмитрий Кудряшов:

    Спасибо за статью.
    В России производят трёхногие стремянки, хотя они и не такие изящные (и не такие лёгкие), как японские: https://zavodnv.ru/ru/catalog/stepladders/garden/

    1. Спасибо за ссылку. Статью отредактировал.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *