8 февраля, 2023

Китайский сад — история, дизайн, смыслы

Китайский сад — это ландшафтный стиль, который развивался более трех тысяч лет. Основы стиля: обширные сады китайских императоров и членов императорской семьи построенные для удовольствия и для того, чтобы произвести впечатление. А также более уединенные и скромные сады, созданные учеными, поэтами, бывшими правительственными чиновниками, военными и торговцами, созданные для размышлений и бегства от суеты внешнего мира. В китайских садах создают идеализированный миниатюрный пейзаж, призванный выразить гармонию между человеком и природой.

Типичный китайский сад обнесен стенами, включает в себя один или несколько прудов, ручьи, искусственно созданные скалы, а также деревья и цветы. Внутри сада располагаются жилые строения и павильоны, соединенных извилистыми дорожками и зигзагообразными галереями. Переходя от строения к строению, посетители могут видеть серию тщательно составленных сцен, разворачивающихся подобно свитку пейзажных картин.

История китайского сада

Начало

Возможно что-то было и раньше, но по письменным источникам самые ранние китайские сады были созданы в долине реки Хуанхэ во времена династии Шан (1600-1046 до нашей эры). Сад построенный последним правителем династии Шан, королем Чжоу (1075-1046 до н.э.) состоял из земляной террасы, которая служила смотровой площадкой в центре большого квадратного парка. Большой пруд по которому можно было плавать на лодке, с внутренней облицовкой из полированных камней наполняли вином. Посреди пруда располагался небольшой остров с деревьями. На ветвях деревьев развешивали шампуры с жареным мясом. Король Чжоу, его друзья и наложницы плавали по пруду на лодках, пили вино зачерпывая его из водоема и ели жареное мясо с деревьев. В общем все, как у наших нью-олигархов в 90-е годы. Позже китайские философы и историки приводили этот сад в качестве примера декаданса и безвкусицы.

Легенда об острове Бессмертных

Гора Пэнлай
Гора Пэнлай, 1708 г.

Древняя китайская легенда сыграла важную роль в раннем дизайне сада. В 4 веке до нашей эры в книге «Горы и моря» рассказывалось о горе под названием Пэнлай, расположенной на одном из трех островов в восточной части Бохайского моря, между Китаем и Кореей, который был домом Восьми Бессмертных. На этом острове располагались дворцы из золота и серебра, с драгоценными камнями на деревьях. Не было ни боли, ни зимы, бокалы для вина и миски для риса всегда были полны, а съеденные фрукты даровали вечную жизнь.

В 221 году до нашей эры Ин Чжэн объединил Китай под властью империи Цинь. Он услышал легенду об островах и послал эмиссаров, чтобы найти острова и добыть эликсир бессмертия. Но, затея не удалась. Тогда он создал сад с большим озером с островом. На острове по описанию из книги была построена копия горы Пэнлай, символизирующая поиски вечной жизни. После смерти Ин Чжэня империя Цинь пала в 206 году до нашей эры, столица и сад были полностью разрушены, но легенда продолжала вдохновлять создателей садов. И поныне во многих садах есть озеро с группой островов или одним островом с искусственной горой, олицетворяющей пик Восьми Бессмертных.

Династия Хань (206 г. до н.э.–220 г. н.э.)

При династии Хань (206 г. до н.э. – 220 г. н.э.) была построена новая имперская столица. Император Ву создал сад, в котором сочетались черты ботанического и зоологического садов, а также традиционные охотничьи угодья. Вдохновленный другой версией китайской классической литературы об островах Бессмертных под названием Лизи, он создал большое искусственное Озеро Высшей Сущности, с тремя островами в центре, представляющими три острова Бессмертных. Позже, как это принято в Китае, сад был разрушен. Но, некоторые дизайнерские решения вдохновили потомков.

Другим примечательным садом периода Хань был Сад генерала Лян Цзи, построенный при императоре Шуне (125-144 гг. н.э.). Используя состояние, накопленное за двадцать лет пребывания при императорском дворе, Лян Цзи построил огромный ландшафтный сад с искусственными горами, ущельями и лесами, наполненный редкими птицами и прирученными дикими животными. Это был один из первых садов, в котором пытались создать идеализированную копию дикой природы.

Сады поэтов и ученых (221-618 гг. н.э.)

После падения династии Хань в Китае начался длительный период политической нестабильности, когда все друг дружку резали и правителям было не до ландшафтного дизайна. Но 57-75 годах нашей эры в Китай проник и быстро распространился буддизм. К 495 году только в городе Лоян, насчитывалось более 1300 храмов, располагавшихся в основном в бывших резиденциях верующих. У каждого из храмов был свой собственный небольшой сад.

В этот период среди ушедших в отставку правительственных чиновников распространилась мода на сады и занятие искусством. Одним из таких людей был Ши Чонг (249-300 гг. н.э.), аристократ и бывший придворный чиновник. Его резиденция располагалась в десяти километрах от Лояна. Как-то он пригласил тридцать известных поэтов на банкет в свой сад и сам написал об этом событии:

"У меня есть загородный дом у ручья Золотой долины... где есть источник с чистой водой, пышный лес, фруктовые деревья, бамбук, кипарис и лекарственные растения. Там есть поля, двести овец, куры, свиньи, гуси и утки... Также есть водяная мельница, пруд с рыбой, пещеры и все, что радует глаз и радует сердце... С моими друзьями-литераторами мы гуляли днем и ночью, пировали, взбирались на гору, чтобы полюбоваться пейзажем и сидели на берегу ручья".

Результатом этой пьянки стал знаменитый сборник стихов: «Стихи Золотой долины», положивший начало традиции написания стихов в садах и о садах. Поэт и каллиграф Ван Сичжи (307-365) в своем предисловии к одному из подобных поэтических сборников описал еще одни посиделки интеллигенции в загородном доме под названием «Павильон орхидей»:

"Это был парк с извилистым ручьем. Хозяин собрал группу известных поэтов и усадил их у ручья. Затем он поместил кубки с вином в ручей и позволил им плавать. Если чаша останавливалась рядом с одним из поэтов, он был обязан выпить ее, а затем сочинить стихотворение". 

«Сад плавающей чаши» с небольшими павильонами и искусственными извилистыми ручьями стал чрезвычайно популярным как в императорских, так и в частных садах.

Прошли столетия. Павильон орхидей вдохновил императора Яна (604-617) из династии Суй построить новый императорский сад, Сад Запада, недалеко от Ханчжоу. В его саду был извилистый ручей, в котором плавали бокалы с вином и павильоны для сочинения стихов. Он также использовал парк для театральных постановок, а также запускал маленькие лодки на своем ручье с фигурками, иллюстрирующими историю Китая.

Династия Тан (618-907)

Период с 618 по 907 год нашей эры считается «первым золотым веком» классического китайского сада. Император Сюаньцзун построил великолепный императорский Сад Величественного Чистого озера, недалеко от Сианя и жил там со своей знаменитой наложницей, супругой Ян.

Живопись и поэзия достигли невиданного ранее уровня. Новые сады, большие и маленькие, заполнили столицу Чанъань. Новые сады были вдохновлены классическими китайскими легендами и поэмами. Существовали шанчи-юань — сады с искусственными горами и прудами, вдохновленные легендой об островах бессмертных и шантинг-юань — сады с копиями гор и небольшими павильонами. Даже обычные жилые дома среднего класса имели крошечные сады во внутренних дворах с терракотовыми горами и небольшими прудами.

Эти китайские классические сады, или сады ученых (вэньжэнь юань), были вдохновлены классической китайской поэзией и живописью. Тут надо понимать, что все последнее тысячелетие лучшие умы Европы были заняты написанием богословских трактатов, а все люди искусства создавали живопись на религиозные темы. Китайцы религией никогда особо не увлекались. Им были интересны: этика, эстетика, поиск гармонии, природа и люди.

китайский сад
Фотограф: Hua Liu

Примечательным примером был «Сад долины Янте» поэта, художника и государственного служащего Ван Вэя (701-761). Он купил разрушенную виллу поэта, расположенную недалеко от устья реки впадающей в озеро, где создал двадцать небольших пейзажных сцен в своем саду с такими названиями, как «Сад магнолий», «Колышущиеся ивы», «Беседка в сердце бамбука», «Источник золотой пудры» и «Смотровой домик на берегу озера» и т.п. Он написал стихотворение для каждой сцены в саду и поручил известному художнику нарисовать картины с видами сада на стенах своей виллы. 

Во времена династии Тан культура выращивания декоративных растений достигла весьма высокого уровня. Китайцев интересовала эстетика растений, они занимались интродукцией, отбором необычных форм дикорастущих растений и прививкой. Были опубликованы многочисленные книги по классификации и выращиванию растений. 

Столица Чанъань была очень космополитичным городом, наполненным дипломатами, торговцами, паломниками, монахами и студентами, которые распространяли описания садов по всей Азии. Экономическое процветание династии Тан привело к распространению классических садов по всему Китаю.

Последним великим садом династии Тан был «Пинцюань Шаньчжуан», построенный Ли Дэюем, министром империи Тан. Сад был обширным, с более чем сотней павильонов и сооружений. Он был наиболее известен своей коллекцией камней и экзотических растений, которые его создатель собирал по всему Китаю. Камни необычной формы постепенно стали неотъемлемой частью китайского сада.

Династия Сун (960-1279)

Император Хуэйцзун (1082-1135) был искусным художником рисовавшим птиц и цветы. Его первый сад, названный «Бассейном чистого золота», представлял собой искусственное озеро, окруженное террасами и павильонами. Весной публику приглашали в сад на лодочные гонки и всяческие представления.

китайский ландшафтный дизайн. Сад Павильона Великой волны
Сад павильона великой волны Фотограф: Antonio Spiller

Он руководил строительством своих садов лично. Экзотические растения и эффектные камни завозились со всего Китая. Некоторые камни были настолько большими, что для того, чтобы переместить их по водам большого канала, ему пришлось разрушить все мосты между Ханчжоу и Пекином. В центре одного из садов он соорудил искусственную гору высотой в сто метров, со скалами и ущельями, которую он назвал «Гора стабильности». Этот сад был закончен в 1122 году. Но в 1127 году императору Хуэйцзуну пришлось бежать из столицы. Когда он вернулся (в качестве пленника чжурчжэней), то обнаружил, что его сад полностью разрушен, все павильоны сожжены, а произведения искусства разграблены. Осталась только гора.

Хотя императорские сады были самыми известными, в таких городах, как Лоян, было построено множество небольших, но не менее живописных садов. Один из монастырких садов славился своими пионами. Во время их цветения все горожане старались не пропустить этого зрелища. Другой сад был знаменит своим видом на горы. Самым известным садом в Лояне был «Сад уединенной радости», построенный поэтом и историком Сыма Гуаном (1021-1086). Он имел площадь около 1,5 гектаров. В центре находилась библиотека, насчитывающая пять тысяч томов. На севере было искусственное озеро с небольшим островом и живописной рыбацкой хижиной. На востоке находился сад лекарственных трав, а на западе — искусственная гора откуда открывался вид на окрестности. Любой прохожий мог посетить сад, заплатив небольшую плату.

Другим городом известным своими садами, был Сучжоу, где многие ученые, правительственные чиновники и торговцы построили резиденции с садами. Некоторые из этих садов существуют и по сей день, хотя большинство из них сильно изменились за прошедшие столетия.

Каллиграф Ван Сичжи в своем саду, Павильон орхидей.
Каллиграф Ван Сичжи в своем саду, Павильон орхидей. Художник: Цянь Сюань, около 1295 года

Старейшим садом Сучжоу, который можно увидеть сегодня, является «Павильон Великой волны», построенный в 1044 году поэтом Су Шунцином. (1008–1048). Во времена династии Сун он состоял из смотрового павильона на вершине холма. Позже были добавлены другие павильоны на берегу озера, в том числе зал почитания, зал декламации и специальный павильон для наблюдения за рыбой. На протяжении веков сад сильно видоизменялся, но до сих пор сохраняет свой основной замысел.

камни в китайском саду
Камни в саду «Павильон Великой волны»

Еще одним сохранившимся садом династии Сун является «Сад мастера сетей» в Сучжоу. Он был создан в 1141 году Ши Чжэнчжи, заместителем министра государственной службы правительства. Там была его библиотека, зал с десятью тысячами томов и прилегающий к нему сад под названием «Приют рыбака». Он был реконструирован между 1736 и 1796 годами, но остается одним из лучших примеров сада ученых династии Сун.

В городе Уси, на берегу озера Тай и у подножия двух гор, было тридцать четыре сада, описанных историком династии Сун Чжоу Ми (1232-1308 гг). Два самых известных сада, «Сад севера» и «Сад юга», принадлежали Шэнь Дэхэ, министру императора Гаоцзуна (1131-1162 гг). Сад Юга был классическим садом с горами и озерами; в нем было озеро с Островом Бессмертия, на котором располагались три больших валуна. Сад Юга представлял собой водный сад с пятью большими озерами. С террасы открывался вид на озеро и горы.

Предполагается, что именно во времена династии Сун были достигнуты наибольшие успехи в селекции древовидных пионов.

Династия Юань (1279-1368)

В 1271 году монголы захватили Китай и основали династию Юань. Новая столица была отстроена на месте современного Пекина. Самым известным садом династии Юань был летний дворец и сад Хубилай-хана в Занаду. Считается, что венецианский путешественник Марко Поло посетил Занаду примерно в 1275 году и описал сад следующим образом:

"Вокруг этого дворца построена стена в 16 миль по окружности, внутри парка есть фонтаны, реки и ручьи, а также красивые луга, на которых обитают всевозможные дикие животные (за исключением свирепых), которых император раздобыл и поместил там, чтобы снабжать пищей соколов и ястребов, которых он держит там в клетках. Из них только соколов-белохвостов насчитывается более 200. Сам хан каждую неделю ездит посмотреть на своих птиц, а иногда проезжает через парк с леопардом сидящем позади него на крупе лошади; и тогда, если он видит какое-нибудь животное, которое ему приглянулось, он запускает в него своего леопарда, и пойманная дичь переходит к нему. Это он делает для развлечения".

Хубилай-хан расширил искусственные озера, которые были созданы столетием ранее династией Цзинь, возглавляемой чжурчжэнями, и построил остров Оинхуа, создав поразительный контраст между изогнутыми берегами озера и сада и строгой геометрией того, что позже стало Запретным Городом. Этот контраст виден и сегодня.

Несмотря на монгольское нашествие, классический сад китайского ученого продолжал процветать в других частях Китая. Прекрасным примером был «Сад львиной рощи» в Сучжоу. Он был построен в 1342 году и получил свое название от коллекции фантастических и гротескных скоплений камней, взятых с берегов озера Тай. Говорили, что некоторые из них похожи на головы львов. Императоры династии Цин посещали сад несколько раз и использовали его дизайнерские решения для создания своего собственного «Сада совершенного великолепия», на горном курорте Чэндэ.

китайский сад
Сад Львиной рощи в Сучжоу / Фотограф: 丙泉 张

Династия Мин (1368-1644 гг)

Самый известный существующий сад времен династии Мин — это «Сад скромного администратора» в Сучжоу. Он был построен во времена правления императора Чжэндэ (1506-1521 гг) Ван Сяньчэнем, правительственным чиновником, который ушел с государственной службы и посвятил себя саду. Сад сильно изменился с момента его постройки, но центральная часть сохранилась: большой пруд, полный цветущих лотосов, окруженный жилыми строениями и павильонами, спроектированными как смотровые площадки на озеро и сады. В пруду есть остров, по форме напоминающий лодку. 

Зимний вид на китайский сад
Сад скромного администратора (1506-1521 гг)

Еще одним существующим садом времен династии Мин является «Сохранившийся сад», также в Сучжоу, построенный во времена правления императора Ванли (1573-1620). Во времена династии Цин в саду были построены двенадцать высоких известняковых скал, символизирующих горы. Наиболее известной была живописная скала под названием Благоприятный Облачный пик, которая стала центральным элементом сада.

Третьим известным садом эпохи Мин в Сучжоу является «Сад Выращивания» построенный во время правления императора Тяньци (1621-1627 гг) внуком Вэнь Чжэнмина, известного художника и каллиграфа эпохи Мин. Сад построен вокруг пруда, с павильонами, впечатляющим садом камней на юге и кабинетом создателя, Скромным домом, на западе.

озеро
 Сад Выращивания / Фотограф: leo sys

Династия Цин (1644-1912)

Династия Цин была последней династией Китая. Самыми известными садами в этот период были Летний дворец и Старый летний дворец в Пекине. Оба сада стали символами роскоши и изысканности и неплохо описаны европейцами.

На их строительство и благоустройство ушла большая часть императорской казны. Вдовствующая императрица Цыси, как известно, потратила деньги предназначенные для модернизации флота на восстановление Летнего дворца и мраморного павильона в форме лодки на озере. И Летний дворец, и Старый Летний дворец были разрушены во время Боксерского восстания и карательных экспедиций европейских армий в девятнадцатом веке, но в настоящее время постепенно восстанавливаются.

Мраморный павильон в форме лодки в Летнем дворце Пекина

Отец Аттире, французский иезуит, который был придворным художником императора Цяньлуна с 1738 по 1768 год, описал один из садов так:

"Из долины выходишь не по прямой широкой аллее, как в Европе, а зигзагами, окольными дорожками, каждая из которых украшена небольшими павильонами и гротами, а когда выходишь из одной долины, оказываешься в другой, отличающейся от первой формой ландшафта или стилем зданий. Все горы и холмы покрыты цветущими деревьями, которые здесь очень распространены. Это настоящий земной рай. Каналы совсем не похожи на наши - окаймлены тесаным камнем - они простоваты, с кусками камня, некоторые наклонены вперед, некоторые назад, размещены с таким искусством, что можно подумать, что они были естественными. Иногда канал широкий, иногда узкий. Здесь они изгибаются, там изгибаются, как будто они действительно созданы холмами и скалами. По краям высажены цветы в альпинариях, которые, кажется, были созданы самой природой. У каждого времени года свои цветы. Помимо каналов, повсюду есть тропинки, вымощенные мелкими камнями, которые ведут из одной долины в другую. Эти тропинки также извиваются и поворачивают, иногда подходя близко к каналам, иногда далеко".

В дополнение к Старому Летнему дворцу и Летнему дворцу, между 1703 и 1792 годами императоры династии Цин построили новый комплекс садов и дворцов в горах в 200 километрах к северо-востоку от Пекина, чтобы избежать летней жары столицы. Он назывался горный курорт Чэндэ и занимал 560 гектаров с семьюдесятью двумя отдельными пейзажными видами, воссоздавая в миниатюре пейзажи из самых разных уголков Китая. Этот огромный сад сохранился относительно нетронутым.

Карта горного курорта горный Чэндэ
Карта горного курорта горный Чэндэ, 1909 год

Известные сады ученых, которые все еще существуют с этого периода, включают «Сад уединения пары» (1723-1736 гг) и «Сад уединения и размышлений» (1885 г), оба в Сучжоу.

ландшафтный дизайн китайского сада
Сад уединения пары (1723-1736 гг)

Дизайн классического китайского сада

Китайский сад планировался таким образом, чтобы его невозможно было увидеть весь сразу. Планировка классического китайского сада представляла посетителю серию идеально составленных и обрамленных пейзажей: вид на пруд, или на скалу, или на бамбуковую рощу, цветущее дерево, или вид на отдаленную горную вершину или пагоду. Китайский писатель и философ 16-го века Цзи Чэн наставлял строителей садов «скрывать вульгарное и обычное, насколько может видеть глаз и демонстрировать превосходное и великолепное». Хорошо бы это наставление писать краской для граффити на всех российских садовых заборах из профнастила.

ландшафтный дизайн китайского сада
Сад Цзичан

Европейцы посещавшие китайские сады времен Династии Цин находили их хаотичными, переполненными зданиями разных стилей, без какого-либо кажущегося порядка. Но, у европейцев всерьез изучавших Китай было иное мнение. Священник-иезуит Жан Дени Аттире, который жил в Китае с 1739 года и был придворным художником императора Цяньлуна, писал, что в китайском саду был «красивый беспорядок, антисимметрия». 

"Восхищаешься искусством, с которым выполнена эта нерегулярность. Все сделано с хорошим вкусом и так идеально устроено, что нет ни одного вида, с которого можно было бы увидеть всю красоту; вы должны видеть это по частям".

Китайские классические сады сильно различались по размерам. Самый большой сад в Сучжоу — Сад скромного администратора, занимал площадь чуть более десяти гектаров, причем пятую часть сада занимал пруд. Но китайские сады не обязательно должны были быть большими. Цзи Чэн построил сад для У Юйю, казначея Цзиньлина, площадью чуть менее одного гектара, а прогулка по саду занимала всего четыреста шагов от входа до последней смотровой площадки, но У Юйю сказал, что в нем собраны все чудеса провинции в одном месте.

Карта сада Мастера Сетей

Классический сад был окружен стеной, обычно окрашенной в белый цвет, которая служила чистым фоном для цветов и деревьев. Пруд обычно располагался в центре. Множество сооружений, больших и маленьких размещали вокруг пруда. 

В саду, описанном Цзи Чэном, строения занимали две трети гектара, в то время как сам сад занимал оставшуюся треть. В саду ученых центральное здание обычно было библиотекой или кабинетом, соединенным галереями с другими павильонами, которые служили смотровыми площадками для любования садом. Эти сооружения также помогали разделить сад на отдельные сцены или пейзажи. 

Архитектура

Китайский сад — не идеал архитектурного аскетизма: залы, павильоны, храмы, галереи, мосты, беседки и башни занимают большую часть пространства. «Сад скромного администратора» в Сучжоу насчитывает сорок восемь строений, включая резиденцию, несколько залов для семейных встреч и развлечений, восемнадцать павильонов и множество башен, галерей и мостов, предназначенных для наблюдения за различными частями сада с разных смотровых точек. Садовые сооружения спроектированы не для того, чтобы доминировать над ландшафтом, а для того, чтобы гармонировать с ним.

Классические китайские сады традиционно имеют такие сооружения:

  • Церемониальный зал (тинг). Здание, используемое для семейных торжеств или церемоний, обычно с внутренним двором, недалеко от входных ворот.
  • Главный павильон (да тин), или “большая комната”, для приема гостей, банкетов и отмечания праздников, таких как Новый год и Фестиваль фонарей. Он часто имеет веранду вокруг здания, чтобы обеспечить прохладу и тень в жаркое время.
  • Павильон цветов (хуа тин), или “цветочная комната”. Это здание, расположенное рядом с резиденцией, имеет задний двор, заполненный декоративными растениями и небольшой сад камней.
  • Павильон, обращенный на четыре стороны света (си мянь тин), или “комната с четырьмя дверями”. Это здание имеет складные или подвижные стены, открывающие круговой вид на сад.
  • Павильон лотоса (хэ хуа тин). Построен рядом с прудом с лотосами, чтобы наблюдать их цветение.
  • Павильон уток-мандаринок. Это здание разделено на две части: одна, выходящая на север, используется летом, с видом на пруд с лотосами. В этой части летом прохладнее. Южная часть, используемая зимой, с внутренним двором, засаженным соснами, которые оставались зелеными и зимой, и сливами, цветение которых возвещало о приходе весны.
сад скромного администратора
Сад скромного администратора (1506-1521 гг)

В дополнение к этим большим строениям, сад заполнен маленькими павильонами (также называемыми тинг), которые предназначены для укрытия от солнца или дождя, для созерцания сцен сада, чтения стихов, наслаждения ветерком или просто отдыха. Некоторые павильоны могут быть расположены там, где лучше всего наблюдать рассвет, или где лунный свет отражается от воды, где лучше всего видна осенняя листва красивого дерева, где лучше всего слышен стук дождя по банановым листьям или, где ветер свистит в бамбуковых стеблях. Иногда они прикреплены к стене более крупного здания, а иногда стоят сами по себе на смотровых площадках сада, у пруда или на вершине холма. Часто они открыты с трех сторон.

Названия павильонов в китайских садах отражают вид или впечатления, которые они предлагают посетителю: Башня с видом на горы, Зал далеких ароматов, Павильон Луны и Ветра, Мягкий дождь приносит прохладу и т.п.

В садах также часто есть двухэтажные башни, обычно на краю сада, с нижним этажом из камня и побеленным верхним этажом, высотой в две трети высоты первого этажа. Они обеспечивали вид сверху на определенные части сада или отдаленные окрестности.

В некоторых садах есть живописные каменные павильоны в форме лодки, расположенные на острове в пруду. Обычно они состояли из трех частей: киоска с крылатыми фронтонами спереди, уютного зала в центре и двухэтажного здания с панорамным видом на пруд сзади.

В садах есть небольшие закрытые дворики, предлагающие тишину и уединение для медитации, рисования, чаепития или игры на музыкальных инструментах.

Галереи (лан) представляют собой узкие крытые коридоры, которые соединяют здания, защищают посетителей от дождя и солнца, а также помогают разделить сад на разные секции. Эти галереи редко бывают прямыми; они зигзагообразны или извилисты, следуя за стеной сада, по краю пруда или взбираясь на холм сада камней. В них есть маленькие окна, круглые или странной геометрической формы, чтобы дать возможность проходящим взглянуть на пейзаж.

Галерея в одном из древних садов Сучжоу / Фотограф: Hua Liu

Окна и двери являются важной архитектурной особенностью китайского сада. Иногда они бывают круглыми (лунные окна или лунные ворота), овальными, шестиугольными, восьмиугольными, или в форме вазы. Иногда у них очень декоративные керамические рамы. Окно может быть аккуратно обрамлено веткой сосны, или цветущей сливы.

Окно в китайском саду

Мосты — еще один важный элемент китайского сада. Как и галереи, они редко бывают прямыми. Часто мосты зигзагообразные или арочные, что ассоциируется мостами сельского Китая. Иногда одни являются одними из видовых точек сада. Мосты обычно строят из необработанной древесины или из каменных плит. В некоторых садах есть ярко раскрашенные или покрытые лаком мостики, которые придают саду беззаботную атмосферу.

Китайский мостик
Зигзагообразный мост в саду скромного администратора иллюстрирует пословицу «Обходными путями можно добраться до секретов».

Сады также часто включают небольшие строгие дома для уединения и медитации, иногда в форме деревенских рыбацких хижин, и изолированные здания, которые служат библиотеками или студиями.

Искусственные горы и рокарии

Искусственная гора (цзяшань) или сад камней являются неотъемлемыми элементами классических китайских садов. Горная вершина была символом добродетели, стабильности и выносливости в конфуцианской философии. Горная вершина на острове была центральной частью легенды об островах Бессмертных и, таким образом, стала центральным элементом многих классических садов.

Первый сад камней появился в Ту Юане («Кроличий сад»), построенном во времена империи Хань (206 год до н.э. – 9 год н.э.). Во времена династии Тан камень был возведен в статус объекта искусства, о котором судили по его форме (син), веществу (чжи), цвету (сэ) и текстуре (вэнь) и многим другим факторам. 

ландшафтный дизайн рокария китайского сада

Во времена династии Сун искусственные горы были сделаны в основном из земли. Но, такой подход не прижился. Император Хуэйцзун (1100-1125) разрушил мосты через Большой канал, чтобы перевозить огромные камни на баржах в свой сад. Во времена династии Мин использование нагромождений камней для создания искусственных гор и гротов достигло своего пика. Во времена династии Цин сады камней династии Мин сочли слишком искусственными, а новые «горы» начали строить, как из камней, так и из земли.

Искусственная гора в современных китайских садах обычно имеет небольшой обзорный павильон на вершине. В небольших классических садах одиночная скала представляет гору, или ряд скал представляет горный хребет.

Дополнительно см. статьи:
Камень в китайских садах. Композиционный анализ.
Влияние религии на ролевую роль камня в китайском саду.

Вода

Пруд или озеро является центральным элементом китайского сада. Главные здания обычно располагаются рядом с ним, а павильоны его окружают, чтобы рассматривать водоем с разных точек зрения. В саду обычно есть пруд для лотоса со специальным павильоном. Пруды почти всегда зарыбляют, а над водой располагают павильоны для наблюдения за ихтиофауной.

ландшафтный дизайн китайского сада
Сад Мастера сетей. Создан в 1141 году / Фотограф: 丙泉 张

Озеро или пруд играет важную символическую роль в саду. Вода олицетворяет легкость и общение. Она также является дополнением к горе, другому центральному элементу сада и олицетворяет мечты и бесконечность пространств. Форма садового пруда часто скрывает его дальнюю часть от зрителей, создавая иллюзию, что пруд продолжается до бесконечности. Мягкость воды контрастирует с твердостью скал. Вода отражает небо, и постоянно меняется под воздействием ветра.

Проектирование водоемов и прибрежных павильонов в китайских садах находились под влиянием классика китайской литературы Лю Ицина (403-444 гг), который описал прогулки императора Цзяньвэня из династии Цзинь по берегам рек Хао и Пу в «Саду великолепного леса». Многие сады, имеют особенности и названия, взятые из этой работы.

В небольших садах одно озеро с садом камней, растениями и сооружениями по его краю. В садах среднего размера будет одно озеро с одним или несколькими ручьями, впадающими в озеро, с мостами пересекающими ручьи, или одно длинное озеро, разделенное на два водоема узким каналом, пересеченным мостом. В таком большом саду, как «Сад скромного администратора», главной особенностью является большое озеро с островами. Ручьи впадают в озеро, образуя дополнительные сцены. Ручьи в китайском саду всегда имеют извилистое русло и время от времени скрываются за камнями или растительностью. 

Цветы и деревья

Цветы и деревья, наряду с водой, камнями и архитектурой, являются четвертым важным элементом китайского сада. Они представляют природу в ее наиболее яркой форме и контрастируют с прямыми линиями архитектуры и ее постоянством, а также с острыми краями камней и неподвижностью скал. Растения постоянно меняются в зависимости от времени года и создают как звуки (при ветре или дожде), так и ароматы, чтобы порадовать посетителя. Каждый цветок и дерево в саду имели свое символическое значение. 

Цветущая слива
Цветущая слива (Prunus mume)

Дополнительно см. статью: Анализ флоры садов и парков Китая.

Заимствованый пейзаж

Согласно книге Цзи Чэн 16-го века Трактат о саде, концепция «заимствованный пейзаж» имела крайне большое значение. Это мог быть вид на сцену за пределами сада (горы, лес, деревья в соседнем саду). «Заимствованный пейзаж» нужен для создания иллюзии, что сад намного больше, чем он есть на самом деле. Самым известным современным примером является вид на пагоду Северного храма в Сучжоу, видимую вдалеке над прудом в Саду скромного администратора.

ландшафтный дизайн китайского сада
Сад скромного администратора / Фотограф: Lu Qizhong

Но, как писал Цзи Чэн, «заимствованный пейзаж» — это не только пейзаж. Это понятие включает: «отражение в ручье, животных, птиц, рыб, дождь, ветер, снег или что-то менее осязаемое, например, лунный луч, отражение в озере, утренний туман или красное закатное небо. Это также это может быть звук. В общем все, что расширяет мир сада. Он рекомендовал расположить павильон рядом с храмом, чтобы можно было слышать распеваемые молитвы; сажать ароматные цветы рядом с дорожками и павильонами; создавать привлекательные места для птиц.

Сезон и время суток также были важными элементами. Создатели садов принимали во внимание свет и состояния природы в разное время суток и разные времена года.

В своей книге «Трактат о саде» Цзи Чэн писал: «Дух и очарование гор и лесов должны быть глубоко изучены; …только знание реального позволяет создавать искусственное, так что созданная работа обладает духом реального, отчасти благодаря божественному вдохновению, но особенно благодаря человеческим усилиям». 

Философия китайского сада

Китайский классический сад выполнял множество функций. Его использовали просто для жизни, для банкетов, торжеств, деловых и романтических встреч, уединения и созерцания. Это было спокойное место для занятий живописью, поэзией, каллиграфией и музыкой, а также местом для изучения классических текстов. Это была витрина, демонстрирующая культуру и эстетический вкус владельца. Но в нем также присутствовало философское послание.

Даосизм оказал сильное влияние на классический сад. После династии Хань (206 г. до н.э. – 220 г. н.э.) сады часто строились в качестве убежищ. Правительственные чиновники теряли свои посты и уходили на покой, скрывались от преследования по коррупционным делам, пережидали в своих загородных резиденциях периоды политических смут. Даосские практики отстранения от мирских забот нашли своих верных приверженцев среди людей занимавшихся созданием искусственных ландшафтов.

Фотограф: 柳桑 杨

Для последователей даосизма просветление может быть достигнуто путем созерцания гармонии природы. Сады делались удобными для созерцания, там можно было почувствовать себя ближе к древнему образу жизни и оценить гармонию между человеком и природой. Эволюционным продолжением китайских садов стали сады Японии.

Перевод и компиляция из англоязычных источников:
Дмитрий Константинов

Иллюстрации: Wikipedia, если не указано иное

Добавить комментарий

error: Content is protected !!