Садово-парковая культура Запада и Востока: сравнительный анализ садов Европы (на примере Англии и Франции) и японских садов

Актуальность исследования садово-парковой культуры, а также выявление и сравнение основных элементов западного и восточного сада имеет большое значение в процессе изучения той или иной культуры. В настоящее время мы можем наблюдать «слияние» садово-парковой культуры стран Европы и Азии. Ярким примером такого «слияния» является сад Нонг Нуч, находящийся в Таиланде. Он выполнен во французском стиле (регулярный стиль), но с восточными особенностями.

Целью статьи является выявление и сравнение основных черт западного и восточного сада на примере садов Англии, Франции и Японии.

Несмотря на постоянный интерес научного сообщества к теме садово-парковой культуры, работ, посвященных сравнению садов Запада и Востока, крайне мало. В первую очередь хочется выделить монографию М. Рандхава [1], которая посвящена садам Востока и Запада. Однако данная работа носит описательный характер.

В западной научной литературе довольно много работ, посвященных истории возникновения садов Англии и Франции, их основным особенностям и характеристикам. История садов Франции описана в работе Филиппа Прево [2]. Особенностям композиции французских садов посвящены работы Клода Венцлера [3] и Люсии Импеллузо [4]. В монографии Анри Лефевра [5] исследованы особенности национальных стилей садово-паркового искусства, начиная от садов Вавилона
и Рима до садов Европы Нового времени. Таким образом, можно увидеть, что существует достаточно много работ французских исследователей, посвященных истории возникновения садов и их отличительным чертам. Однако данные исследования освещают только один аспект: или история возникновения садов Франции, или их основные характеристики.

История возникновения садово-паркового искусства в Англии, а также основные стили садов были описаны в работах Тома Тумера [6] и Энтони Хаксли [7]. В отечественной науке изучением влияния английского садово-паркового искусства на Европу занимались: Д. О. Швидковский [8], А. П. Вергунов, В. А. Горохов [9]. Таким образом, мы видим, что данные исследования также носят описательный характер. Однако в то же время имеются работы, в которых проводится анализ влияния садов Англии на садово-парковое искусство Европы.

Если мы перейдем к работам, посвященным японским садам, то тут хотелось бы выделить несколько:
– основные принципы садово-парковой композиции анализируются в работах В. А. Артамонова [10];
– в работах И. О. Боговой, Л. Фурсовой [11] проводится исследование особенностей ландшафтного искусства Японии.

Также исследованиями садово-паркового искусства Японии занимались: Н. С. Николаева [12], А. Паршин [13], А. Лебедева [14], Н. А. Виноградова [15] и др. Однако стоит отметить, что работ, посвященных комплексному анализу японского сада, на данный момент нет. Большинство исследований посвящены только одному аспекту: или истории возникновения японского сада, или его особенностям.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что такой аспект, как история возникновения садово-паркового искусства и Запада, и Востока, достаточно хорошо изучена как иностранными, так и отечественными исследователями. Однако, как отмечалось ранее, все они, за редким исключением, носят описательный характер и посвящены лишь одному исследуемому аспекту. Работы, которые были бы посвящены сравнению садов Запада и Востока, на момент написания статьи автору не известны.

Методы

В данной статье были применены описательный и сравнительный подходы, характерные для культурологического исследования. Также был применен типологический метод для выявления характерных черт садово-паркового искусства Запада и Востока.

Зарождение садово-паркового искусства произошло более 8000 лет назад. За это время сформировалось множество стилей, форм, видов садов, каждый из которых был отражением эпохи, в которую он создавался. До XIX века сады, и Запада, и Востока создавались для нужд знати и были ее «визитной карточкой». Именно с этим связан тот факт, что в садах ярко отражены национальные и религиозные особенности, а также особенности мировоззрения и отношения
к природе.

В данной статье мы бы хотели сравнить три типа садов Запада и Востока: французский, английский и японский. Сравнение будет осуществляться по следующим пунктам: характер композиции, наличие или отсутствие симметрии, наличие или отсутствие единого центра, месторасположение входа в сад, наличие или отсутствие декоративных элементов и материал их изготовления, характер растений, назначение сада.

Расцвет французского сада принято связывать с именем Людовика XIV (1638–1715 гг.). Мы можем выделить основные черты французского сада:

  1. Композиция. Композиция должна носить плоскостной характер. В ней отсутствуют образы гротов и гор. В своей работе Клод Венцлер пишет: «Эти места, задуманные для прогулок, имеют аллеи, маршевые лестницы, петли, ярусы зеленых насаждений, галереи, спортивные площадки и участник торжеств» [3, с. 24].
  2. Симметрия, прямые линии. Проектирование сада должно идти по четким геометрическим линиям и со строгим соблюдением симметрии. Например, вот что говорится в книге Филиппа Прево «История садов»: «Симметрия, устроенная в Во [Во-ле-Виконт], доведена до совершенства и цельности, которые редко встречаются в классических садах» [2, с. 146].
  3. Центр композиции сада. Вся композиция сада должна иметь единый центр. Обычно данную роль выполняет дворец. У Филлипа Прево можно прочитать следующие строки: «Дворец помещен в центр этой взыскательной пространственной организации…» [2, с. 146].
  4. Точка обзора. Вход в сад должен располагаться ниже главной линии сада. Таким образом подчеркивается размах и величие сада. «Виды и перспективы, как со стороны дворца, так и на него, уходили в бесконечность» [5, с. 64]. В данном случае речь идет о парке Версаля.
  5. Растения. Предпочтение отдается растениям, которые хорошо поддаются стрижке и могут долго сохранять приданную им форму. «Все зеленые насаждения заключены в жесткие формы и рамки. Деревья высаживаются прямыми линиями, тщательно стригутся, а их верхушки приводятся к одинаковой высоте» [3, с. 22].
  6. Декоративные элементы. В качестве декоративных элементов могут использоваться статуи, каскады фонтанов, вазоны с цветами, цветной песок и мелкая галька. Главным же декоративным элементом такого сада являются террасы, которые часто соединяются между собой. Известный ландшафтный архитектор Оливье де Серр в 1600 писал: «…желательно, чтобы имелась возможность обозревать сады сверху либо с террасы» [5, с. 26].
  7. Назначение сада. Французский сад активно применялся в общественной жизни. В нем устраивались приемы, проводились театральные представления, балы. Примерами могут послужить любые сады: Во-ле-Виконт, сады Версаля, сад Тюильри.

Яркими примерами такого сада являются сады Во-ле-Виконт и Версаль. Их прямые аллеи сходятся лучами в центр композиции – королевский дворец. В саду присутствует система террас и каскадных фонтанов. Деревья в нем пострижены в форме шаров, конусов и кубов. В качестве декоративных элементов были использованы мраморные статуи древнегреческих богов и богинь
[1, с. 264].

Французский сад пользовался большой популярностью в Европе. В настоящее время сады, выполненные в таком стиле, можно наблюдать в Санкт-Петербурге, Вене, Мюнхене и др.

Еще одним известным европейским садом является английский сад. Зарождение данного сада относится к XVIII в. и связано с идеей «естественного человека на фоне естественной природы». Архитекторы таких садов стремились к достижению равновесия и гармонии, которые существуют в природе. Английские сады на этапе своего становления испытали влияние французских садов. Но к рассматриваемому нами периоду, XVIII в., данное влияние уже закончилось и английский сад обрел свою самобытность.

Мы можем выделить основные черты английского сада:

  1. Композиция. В композиции наблюдается чередование плоских участков, возвышенностей и оврагов. Эта особенность берет свое начало от природного ландшафта Англии, где много гор, возвышенностей, холмов и т. д. Как пишет М. Рандхава: «Он [ландшафтный архитектор Уильям Тернер] предусмотрел сохранение естественного ландшафта… в Королевском ботаническом саде в Кью» [1, с. 303].
  2. Симметрия, прямые линии. В проектировании сада преобладает свободная планировка, а также отсутствует симметрия. По словам одного из основоположников английского сада Уильяма Кента, «природе не свойственна прямая линия» [1, с. 300].
  3. Центр композиции сада. Композиция сада не имеет четкого центра. «Если посмотреть на план сада в Чатсуорте, то можно увидеть, что дворец находится в стороне от главного входа… преимущество же отдано самому саду» [6].
  4. Точка обзора. Отсутствует единая точка обзора сада, он «открывается» взору наблюдателя постепенно. Чаще всего в саду существовали некоторые «точки обзора», с которых можно было увидеть ту или иную часть парка. Чаще всего ими являлись павильоны, выполненные в китайском стиле. Например, в парке Стоу [10, с. 45].
  5. Декоративные элементы. Все декоративные элементы выполняются из природных материалов. Даже если элемент имеет явное рукотворное происхождение, он должен носить природный характер. Наиболее ярко это прослеживается у водоемов: они должны обладать неровной естественной береговой линией. Например, в парке Чизик-хаус есть искусственное озеро, созданное Уильямом Кентом, которое выглядит как естественное [7, с. 35].
  6. Растения. Растения для английского сада подбираются исходя из сочетания цвета, фактуры листьев, а также исходя из распределения света и тени. Считается, что в идеале в английском саду должно присутствовать 3–4 оттенка, с доминированием одного из них. Примерами могут служить сады Уизли и Хэлиген [7, с 40].
  7. Назначение сада. Так же, как и французский сад, английский был местом активных действий: в нем устраивались научные лаборатории, например, обсерватория в Гринвическом парке; проводились спортивные мероприятия, а также псовые и соколиные охоты.

Как уже упоминалось выше, в английских садах в XVIII в. получил большое распространение так называемый китайский стиль, или шинуазри (от фр. китайщина). Однако английский сад – это не заимствование искусства Китая или Японии. Он является самобытным произведением Англии, и его создатели выразили в нем собственные представления о красоте природы [1, с. 301].

Теперь перейдем к описанию основных характеристик японского сада. Первоначально, японские сады копировали китайские, в которых присутствовали искусственные холмы, павильоны, а композиция напоминала пейзаж. Но постепенно в Японии было создано собственное направление садово-паркового искусства, со своими особенностями и правилами.

Большое влияние на особенности японского сада оказала религия: синтоизм и буддизм. Данное слияние культур также способствовало развитию садово-паркового искусства. Если мы перейдем к основным пунктам нашего сравнения, то увидим следующее:

  1. Композиция сада. Композиция японского сада зависит от типа сада. Если перед нами сад типа «Цукияма сансюй», то есть «Сад холма и пруда», то, как можно догадаться из названия, главной чертой будет являться холм. Наиболее ярко это можно увидеть в «садах для прогулок».
  2. Если же речь идет о втором типе сада – «Хира-нива», то есть «плоский, равнинный сад», то его устраивают на плоской местности. В таком саду не должно быть ни малейшей возвышенности, ухабов, холмов и т. д.
  3. Симметрия, прямые линии. В японском саду отсутствуют прямые линии и строгие геометрические формы. Наиболее ярким отражением этой особенности японского сада являются дорожки, которые обязательно должны быть извилистыми и никогда не идти по прямой. Однако при этом также следует избегать резких изгибов и поворотов. Сама дорожка и движение по ней должно быть спокойным и плавным. Примерами могут служить дорожки в саду дворца Кацура, который был спроектирован в 1620–1624 гг. Кобори Энсю: «Сад включает…извилистую дорожку…» [13, с. 260].
    Что касается симметрии, то она также чужда японскому саду. Поэтому чаще используется принцип асимметрии. Он позволяет тому или иному объекту в саду не нарушать баланс целостной композиции своим доминированием над другими объектами. Кроме того, данный принцип делает саму композицию более динамичной, тем самым побуждая гостя идти дальше. Примерами могут служить все те же сады Кэнрокуэн, Уракуэн и др. Так же можно заметить, что архитектурные сооружения и растения располагаются по диагонали, руководствуясь принципом «гусиной стаи».
  4. Центр композиции сада. Если мы будем говорить про наличие или отсутствие центра композиции японского сада, то тут необходимо исходить из типа самого сада. Так, например, чайный сад не имеет выраженного центра, в то время как сад для прогулок чаще всего имеет в своем центре пруд с островами. Отсюда и происходит его второе название «сад холма и пруда». Примерами могут служить сад дворца Кацура в Токио, который изображает песчаную отмель Ама-но-хашидатэ, сад Сугаку-ин.
  5. Точка обзора. В японском саду отсутствует единая точка обзора. Весь сад устроен таким образом, чтобы наблюдателю не было видно всего сада. И ему (наблюдателю) необходимо постоянно перемещаться по саду, чтобы осмотреть его полностью. Объекты скрываются за деревьями, изгородями, холмами. Здесь соединяются два обязательных принципа построения японского сада: 1) чу-чо, т. е. «многослойность». «Чу-чо подразумевает… многослойность пространства… В саду это… извилистая дорожка, невидимая вся с одной точки…» [13, с. 9]; 2) миегакурё – «недосказанность»; «метод “недосказанности” – избегание полного выражения, скрывание части, чтобы лучше познать целое» [13, с. 25]. Кроме того, в отсутствии единой точки обзора воплотился один из принципов китайской живописи: «принцип трех глубин»: наличие переднего плана, промежуточной плоскости и дальнего плана. Все «три глубины» должны плавно перетекать одна в другую, не открываясь полностью.
  6. Декоративные элементы. Что касается декоративных элементов, то в японском саду они обязательно должны быть выполнены только из природных материалов: дерево, камень, бамбук и т. д. Кроме этого, декоративные элементы не должны оттягивать на себя внимание наблюдателя, они должны лишь дополнять сад, а не быть в нем «главными героями». Чаще всего в японских садах можно увидеть следующие элементы: фонари, пагоды, изгороди, цукубаи (сосуды для омовения рук и рта), мостики. В чайных садах также можно увидеть беседку, служащую местом проведения чайной церемонии.
  7. Растения. Так как японский сад – это не просто место для прогулок и увеселения, а место для уединения с природой, то и растения выбираются те, которые произрастают в Японии. Чаще всего можно встретить клены, бамбук, сакуру, сосну, азалии, камелии, мох. Деревья подстригаются таким образом, чтобы ни одно из них не загораживало собой другого. При этом им не придаются четкие геометрические формы. Также возможен контроль роста дерева с помощью применения техники ниваки.
  8. Кроме растений в японских садах можно встретить проживающих в прудах цветных карпов. Самые известные карпы живут в парке святилища Исэ, посвященном богине Аматэрасу.
  9. Назначение сада. Японский сад предназначен для общения человека с природой, самопознания и уединения. В японских парках и садах не принято проводить шумные мероприятия. Также не приветствуется большое скопление людей. Считается, что сад – это то место, где человек может побыть наедине с собой.

Несмотря на свою самобытность, японские сады также подверглись европейскому влиянию. Самым известным является сад Уэдзи, созданный в XX в. Огава Дзихеем VII. В этом саду прослеживаются черты английского сада. «Из необычно больших газонов в центральной части сада сложилось открытое пространство» [13, с. 36]. Данный сад можно отнести к типу садов саккей, то есть, дословно, «заимствованный пейзаж». Например, в саду Уэдзи между парком и внешним окружением существует небольшая ограда, ничем не скрываемая от взгляда обывателя, что также является заимствованием из европейских садов.

Таким образом, видно, что в каждом из анализируемых нами садов (французском, английском, японском) можно выделить единые критерии для сравнения. Каждый критерий играет важную роль в формировании целостной картины сада. И в каждом из перечисленных садов существует свой уникальный баланс данных критериев. Исключение или минимизация одного из них может привести к потере той самой уникальной гармонии сада.

Вместе с тем следует отметить тот факт, что как таковое заимствование и изменение критериев не происходит. На сады, безусловно, оказывается влияние извне. При этом заимствование, если оно имело место быть, ассимилируется и подгоняется под рамки уже имеющейся садово-парковой традиции.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

  1. В формировании садово-парковой культуры Франции, Англии и Японии можно наблюдать наличие устойчивого стандарта норм и правил создания садов, которые стали неизменными требованиями.
  2. Французский сад и английский сад также оказали взаимное влияние на становление садово-парковой культуры. Сначала мы можем проследить влияние французского сада на английский. А уже в XVIII в. можно наблюдать влияние английской садово-парковой культуры на французскую.
    В то же время японская садово-парковая культура избежала французского влияния. Это может быть связано с тем, что Япония много лет была изолирована от других стран, в то время как мода на все французское активно распространялась по Европе.
  3. На разных этапах формирования садово-парковой культуры Англии, Японии происходили взаимные заимствования, которые были органично вписаны в уже имеющуюся садово-парковую культуру этих стран. Так, влияние японской садово-парковой культуры на английскую мы видим в XVIII веке, а уже в XX в., после открытия Японии, можем наблюдать обратную картину: влияние английской садово-парковой культуры на японскую.
  4. Самым главным различием между садами Запада и Востока является отличие в назначении сада. Если на Западе сад – это место для развлечений и увеселений, то на Востоке сад – это место уединения, место, где можно почувствовать слияние с природой.

Купранова В.В.
Культурно-антропологические исследования. 2022. № 2. С. 71-78

Список источников

  • Рандхава М. Сады через века: [Сокр. пер. с англ.]. – М.: Знание, 1981. – 320 с.
  • Philippe Prevot. Histoire des jardins // Editions Sud Ouest. – 2016. – 380 р.
  • Claude Wenzler. Architecture du jardin // Editions Ouest-France. – 2013. – 31 р.
  • Lucia Impelluso. Jardins, potagers et labyrinths. – Hazan, Paris, 2007. – 384 р.
  • Лефевр А. Сады и парки: пер. с фр. – СПб.: Изд. В. Секачев, 2020. – 308 с.
  • Tom Turner. Garden Design in the British Isles. History and Styles since 1650 [Электронный
    ресурс]. – URL: https://www.gardenvisit.com/history_theory/library_online_ebooks/tom_turner_
    english_garden_design/contents_etext_web_ebook_online (дата обращения: 7.09.2022).
  • Anthony Huxley. An illustrated history of Gardening. – London, 1997. – 356 р.
  • Швидковский Д. О. Происхождение английского пейзажного парка // Пространство и вре-
    мя. – 2012. – № 1 (7). – С. 141–153.
  • Вергунов А. П., Горохов В. А. Русские сады и парки [Электронный ресурс]. – URL: http://
    landscape.totalarch.com/russian_gardens (дата обращения: 08.09.2022).
  • Артамонов В. А. Архитектурная композиция садов и парков. – М.: Стройиздат, 1980. – 254 с.
  • Богова И. О., Фурсова Л. М. Ландшафтное искусство. – М.: Агропромиздат, 1988. – 223 с.
  • Николаева Н. С. Японские сады. – М.: Искусство, 1975. – 280 с.
  • Паршин А. Японский сад. – М.: Росмэн-Пресс, 2015. – 96 с.
  • Лебедева А. Японский сад. – М.: Вече, 2013. – 320 с.
  • Виноградова Н. А. Дом и сад в японской средневековой культуре // Сад: символы, метафо-
    ры, аллегории [Электронный ресурс]. – URL: https://ru.djvu.online/file/AUiAm81DQsAgv (дата
    обращения: 10.09.2022).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *