|

Японские рукомойники: цукубаи и тёдзубати

У меня большие проблемы с запоминанием басурманских слов типа: цукубаи, тёдзубати, тэмидзуя. В голове эти сущности прошиты под собирательным названием «японские рукомойники». И я не собираюсь это менять. Но, многих любителей японских садов очаровывают трудно произносимые названия. В настоящее время японские рукомойники наряду с традиционными фонарями торо используются как декоративный элемент в японских садах. Возможно, вне Японии их больше, чем в самой Японии. Никто не считал. С японистической садовой терминологией в русскоязычной литературе бардак. Так что давайте разберемся, что есть что.

Тёзубати
У входа в чайный павильон. Художник: Тошиката Мизуно  (1866–1908) 

Тёдзубати

Тёдзубати (手水鉢) — это сосуд, используемый для ополаскивания рук в японских домах, храмах, святилищах и садах. Играет важную роль в чайной церемонии. Обычно сделан из камня, но может быть изготовлен из дерева, керамики или бронзы.

Тёзубати
Проститутка вызванная для премьер-министра, ввиду отсутствия радостного воссоединения отдыхает в задумчивости. Пародия на сцену из одной из пьес театра кабуки. Художник: Сузуки Харунобу  (1724–1770)

До появления современной сантехники в японских домах были тёдзубати с ковшом и организацией отвода сточной воды. Рядом часто вешали полотенце. Тёдзубати могут размещаться в жилых помещениях, на улице, у входа в жилые помещения, культовые сооружения или чайные домики, под карнизом крыши (для использования в дождливую погоду), под открытым небом, у туалета и т.п. В общем где удобно, там и располагают.

Тёзубати
Тёзубати в синтоистском храме Асо / wikimedia

Цукубай

Цукубай (蹲踞) — это низкий рукомойник. Состоит из каменной чаши тёдзубати, специального ложа с дренажом и бамбукового водопровода (иногда с сёдзу). Термин цукубай применяется в отношении тёдзубати расположенных в чайных садах и используемых в ритуале чайной церемонии. Название происходит от глагола цукубау , что означает «приседать».

цукубай
Тёдзубати с какэи в буддистском храме Сандзэн-ин, Киото. Фотограф: 篁(たかむら)

Подача воды может осуществляться через бамбуковую трубку называемую какэи (花茎). Но чаще всего сосуд наполняется дождем (в сезон дождей) или посредством ведра. Цукубай может снабжаться специальными деревянными ковшиками (蹲踞柄杓, цукубаи-бисяку).

цукубай
Самый знаменитый и довольно древний цукубай в чайном саду Рёандзи. Фотограф: kajikawa

Цукубай — поздний вариант тёдзубати. В виде словосочетания цукубай тёдзубати впервые упоминается в книге «Тяю Итиэ-сю» опубликованной Тайро Ии Наосукэ в 1858 году. Насколько я понимаю, возникло это словосочетание с развитием замороченной ритуализации чайной церемонии. В настоящее время цукубай — модный элемент европейских, американских и российских имитаций японских садов.

С процессом изготовления можно ознакомиться на видео. Помпа гоняет воду из закопанного в грунт корыта в бамбуковую трубку-краник. Помпу можно запитать, как от сети, так и от солнечной батареи. Если долго не было дождей воду нужно добавлять, она быстро испаряется.

Изготовление цукубай

Всякая теоретическая и символическая муть с раскладыванием камней вокруг чаши — это развлечения мертвых и живых ландшафтных архитекторов создававших и создающих сады. Развод заказчиков на бабло.

Множество японских каменных чаш для омовений изначально несли совершенно иные функции. Это могли быть нижние части каменных пагод, верхние части каменных фонарей торо, основания скульптур и каких-то иных каменных изделий. В результате землетрясений, разрушительных войн и пожаров все меняется, но обработанный камень ценен и часто используется повторно, но с иным назначением.

Обзор некоторых вариантов бассейнов для омовений

Тэмидзуя

Тэмидзуя (手水舎), а также тёдзуясуйбанся — павильон для омовения рук и рта в синтоистских храмах. Название происходит от японского тэ — руки, и мидзу — вода.

Тэмидзуя
Тэмидзуя. «Письма из Японии» г-жи Хью Фрейзер, Нью-Йорк, компания Macmillan; Лондон, Macmillan & Co., Ltd., 1904 г.

Чаще всего располагается у входа на территорию святилища и сделан в форме навеса на столбах, под которым находится ёмкость (тёдзубати) с проточной или стоячей водой. Но, навеса может и не быть. И храм может быть не синтоистский, а буддистский.

Тэмидзуя
Тэмидзуя в храмовом комплексе где-то в Японии. Примерно 1910 год. Автор неизвестен.

Ополаскивают сначала левую руку, потом правую, потом ротовое отверстие, и, наконец, ручки ковша. Воду берут специальным черпаком (柄杓 хисяку) сделанным из бамбука, дерева или металла. В давние времена перед посещением храма омовение производили в близлежащей реке или роднике. Но, что б далеко не переться, начали сооружать тэмидзуя. При наличии проточной воды, источник может быть оформлен в виде дракона, сисек, желоба и т.п.

Тэмидзуя в Mama Kannon, Komaki, Aichi. Фотограф: Dollyvarden
Тэмидзуя
Тэмидзуя у входа в буддийский храм Хигаси Хонган-дзи, в Киото. Фотограф: Madame Tatillonne

Техника безопасности при пользовании тёдзубати

Если вы путешествуете по Японии, нужно помнить о гигиене. В воде для омовений отмечается кишечная палочка (Escherichia coli) и Aeromonas hydrophila. Так что руки в тёдзубати мыть можно, но совать их потом в рот — не рекомендуется.

Текст: Дмитрий Константинов

Литература

  1. Setsuko, Kojima; Crane, Gene A (1991). Dictionary of Japanese Culture (1st American ed.). Union City, CA: Heian. pp. 369–70.
  2. An Illustrated guide to Japanese Traditional Architecture and Everyday Things / Yamamoto S.. — 京都: 淡交社, 2018. — P. 50-51
  3. 木村三郎. 茶之湯庭苑正流論考 //造園雑誌. – 1985. – Т. 49. – №. 4. – С. 229-245.
  4. Андропова, О. Архитектура японских чайных комнат / О. Андропова // Проект Байкал. – 2018. – Т. 15, № 58. – С. 142-147
  5. Голосова, Е. В. Японский сад ботаника А. Н. Краснова, Батуми, Грузия / Е. В. Голосова, З. Менвелидзе // Ландшафтная архитектура в эпоху глобализации. – 2021. – № 4. – С. 5-15
  6. Голосова, Е. В. Проблемы формирования и становления восточноазиатских и западноевропейских садов и парков под влиянием садоводческих традиций Китая (на примере Китая, Японии и Великобритании) : специальность 06.03.03 «Агролесомелиорация, защитное лесоразведение и озеленение населенных пунктов, лесные пожары и борьба с ними» : автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора сельскохозяйственных наук / Голосова Елена Владимировна. – Москва, 2011
  7. Голосова, Е. В. Обзор исторических этапов развития японской садовой культуры (часть 2 — от Мэйдзи до Рэйва) начало в № 1 2022 / Е. В. Голосова // Ландшафтная архитектура в эпоху глобализации. – 2022. – № 2. – С. 14-29
  8. Малинина, Е. Е. Символизм и метафора в эстетике прихрамовых садов Кобори Энсю / Е. Е. Малинина // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. – 2022. – Т. 21, № 10. – С. 102-109
  9. Баденикова, М. В. К вопросу о создании Японского сада / М. В. Баденикова // Сборник научных трудов Ангарского государственного технического университета. – 2015. – Т. 1, № 1. – С. 278-285
  10. Баденикова, М. В. К вопросу о создании Японского сада / М. В. Баденикова // Сборник научных трудов Ангарского государственного технического университета. – 2015. – Т. 1, № 1. – С. 278-285
  11. Иванищева, А. А. Архитектурно-планировочная организация парка в стилистике японского сада / А. А. Иванищева, Л. С. Виноградова // Архитектура и градостроительство, дизайн и изобразительное искусство — 2021 – Барнаул: Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова, 2022. – С. 290-304

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *