Японские рукомойники: цукубаи и тёдзубати
Содержание
У меня большие проблемы с запоминанием басурманских слов типа: цукубаи, тёдзубати, тэмидзуя. В голове эти сущности прошиты под собирательным названием «японские рукомойники». И я не собираюсь это менять. Но, многих любителей японских садов очаровывают трудно произносимые названия. В настоящее время японские рукомойники наряду с традиционными фонарями торо используются как декоративный элемент в японских садах. Возможно, вне Японии их больше, чем в самой Японии. Никто не считал. С японистической садовой терминологией в русскоязычной литературе бардак. Так что давайте разберемся, что есть что.
Тёдзубати
Тёдзубати (手水鉢) — это сосуд, используемый для ополаскивания рук в японских домах, храмах, святилищах и садах. Играет важную роль в чайной церемонии. Обычно сделан из камня, но может быть изготовлен из дерева, керамики или бронзы.
До появления современной сантехники в японских домах были тёдзубати с ковшом и организацией отвода сточной воды. Рядом часто вешали полотенце. Тёдзубати могут размещаться в жилых помещениях, на улице, у входа в жилые помещения, культовые сооружения или чайные домики, под карнизом крыши (для использования в дождливую погоду), под открытым небом, у туалета и т.п. В общем где удобно, там и располагают.
Цукубай
Цукубай (蹲踞) — это низкий рукомойник. Состоит из каменной чаши тёдзубати, специального ложа с дренажом и бамбукового водопровода (иногда с сёдзу). Термин цукубай применяется в отношении тёдзубати расположенных в чайных садах и используемых в ритуале чайной церемонии. Название происходит от глагола цукубау , что означает «приседать».
Подача воды может осуществляться через бамбуковую трубку называемую какэи (花茎). Но чаще всего сосуд наполняется дождем (в сезон дождей) или посредством ведра. Цукубай может снабжаться специальными деревянными ковшиками (蹲踞柄杓, цукубаи-бисяку).
Цукубай — поздний вариант тёдзубати. В виде словосочетания цукубай тёдзубати впервые упоминается в книге «Тяю Итиэ-сю» опубликованной Тайро Ии Наосукэ в 1858 году. Насколько я понимаю, возникло это словосочетание с развитием замороченной ритуализации чайной церемонии. В настоящее время цукубай — модный элемент европейских, американских и российских имитаций японских садов.
С процессом изготовления можно ознакомиться на видео. Помпа гоняет воду из закопанного в грунт корыта в бамбуковую трубку-краник. Помпу можно запитать, как от сети, так и от солнечной батареи. Если долго не было дождей воду нужно добавлять, она быстро испаряется.
Всякая теоретическая и символическая муть с раскладыванием камней вокруг чаши — это развлечения мертвых и живых ландшафтных архитекторов создававших и создающих сады. Развод заказчиков на бабло.
Множество японских каменных чаш для омовений изначально несли совершенно иные функции. Это могли быть нижние части каменных пагод, верхние части каменных фонарей торо, основания скульптур и каких-то иных каменных изделий. В результате землетрясений, разрушительных войн и пожаров все меняется, но обработанный камень ценен и часто используется повторно, но с иным назначением. Начиная с эпохи Мэйдзи функциональное предназначение цукубай, а также их традиционное символическое значение уже не имели особого значения, главную роль начали играть их декоративные качества.
Тэмидзуя
Тэмидзуя (手水舎), а также тёдзуя, суйбанся — павильон для омовения рук и рта в синтоистских храмах. Название происходит от японского тэ — руки, и мидзу — вода.
Чаще всего располагается у входа на территорию святилища и сделан в форме навеса на столбах, под которым находится ёмкость (тёдзубати) с проточной или стоячей водой. Но, навеса может и не быть. И храм может быть не синтоистский, а буддистский.
Ополаскивают сначала левую руку, потом правую, потом ротовое отверстие, и, наконец, ручки ковша. Воду берут специальным черпаком (柄杓 хисяку) сделанным из бамбука, дерева или металла. В давние времена перед посещением храма омовение производили в близлежащей реке или роднике. Но, что б далеко не переться, начали сооружать тэмидзуя. При наличии проточной воды, источник может быть оформлен в виде дракона, сисек, желоба и т.п.
Техника безопасности при пользовании тёдзубати
Если вы путешествуете по Японии, нужно помнить о гигиене. В воде для омовений отмечается кишечная палочка (Escherichia coli) и Aeromonas hydrophila. Так что руки в тёдзубати мыть можно, но совать их потом в рот — не рекомендуется.
Текст: Дмитрий Константинов
Литература
- Setsuko, Kojima; Crane, Gene A (1991). Dictionary of Japanese Culture (1st American ed.). Union City, CA: Heian. pp. 369–70.
- An Illustrated guide to Japanese Traditional Architecture and Everyday Things / Yamamoto S.. — 京都: 淡交社, 2018. — P. 50-51
- 木村三郎. 茶之湯庭苑正流論考 //造園雑誌. – 1985. – Т. 49. – №. 4. – С. 229-245.
- Андропова, О. Архитектура японских чайных комнат / О. Андропова // Проект Байкал. – 2018. – Т. 15, № 58. – С. 142-147
- Голосова, Е. В. Японский сад ботаника А. Н. Краснова, Батуми, Грузия / Е. В. Голосова, З. Менвелидзе // Ландшафтная архитектура в эпоху глобализации. – 2021. – № 4. – С. 5-15
- Голосова, Е. В. Проблемы формирования и становления восточноазиатских и западноевропейских садов и парков под влиянием садоводческих традиций Китая (на примере Китая, Японии и Великобритании) : специальность 06.03.03 «Агролесомелиорация, защитное лесоразведение и озеленение населенных пунктов, лесные пожары и борьба с ними» : автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора сельскохозяйственных наук / Голосова Елена Владимировна. – Москва, 2011
- Голосова, Е. В. Обзор исторических этапов развития японской садовой культуры (часть 2 — от Мэйдзи до Рэйва) начало в № 1 2022 / Е. В. Голосова // Ландшафтная архитектура в эпоху глобализации. – 2022. – № 2. – С. 14-29
- Малинина, Е. Е. Символизм и метафора в эстетике прихрамовых садов Кобори Энсю / Е. Е. Малинина // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. – 2022. – Т. 21, № 10. – С. 102-109
- Баденикова, М. В. К вопросу о создании Японского сада / М. В. Баденикова // Сборник научных трудов Ангарского государственного технического университета. – 2015. – Т. 1, № 1. – С. 278-285
- Баденикова, М. В. К вопросу о создании Японского сада / М. В. Баденикова // Сборник научных трудов Ангарского государственного технического университета. – 2015. – Т. 1, № 1. – С. 278-285
- Иванищева, А. А. Архитектурно-планировочная организация парка в стилистике японского сада / А. А. Иванищева, Л. С. Виноградова // Архитектура и градостроительство, дизайн и изобразительное искусство — 2021 – Барнаул: Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова, 2022. – С. 290-304