|

Японские рукомойники: цукубаи и тёдзубати

У меня большие проблемы с запоминанием басурманских слов типа: цукубаи, тёдзубати, тэмидзуя. В голове эти сущности прошиты под собирательным названием «японские рукомойники». И я не собираюсь это менять. Но, многих любителей японских садов очаровывают трудно произносимые названия. В настоящее время японские рукомойники наряду с традиционными фонарями торо используются как декоративный элемент в японских садах. Возможно, вне Японии их больше, чем в самой Японии. Никто не считал. С японистической садовой терминологией в русскоязычной литературе бардак. Так что давайте разберемся, что есть что.

Тёзубати
У входа в чайный павильон. Художник: Тошиката Мизуно  (1866–1908) 

Тёдзубати

Тёдзубати (手水鉢) — это сосуд, используемый для ополаскивания рук в японских домах, храмах, святилищах и садах. Играет важную роль в чайной церемонии. Обычно сделан из камня, но может быть изготовлен из дерева, керамики или бронзы.

Тёзубати
Проститутка вызванная для премьер-министра, ввиду отсутствия радостного воссоединения отдыхает в задумчивости. Пародия на сцену из одной из пьес театра кабуки. Художник: Сузуки Харунобу  (1724–1770)

До появления современной сантехники в японских домах были тёдзубати с ковшом и организацией отвода сточной воды. Рядом часто вешали полотенце. Тёдзубати могут размещаться в жилых помещениях, на улице, у входа в жилые помещения, культовые сооружения или чайные домики, под карнизом крыши (для использования в дождливую погоду), под открытым небом, у туалета и т.п. В общем где удобно, там и располагают.

Тёзубати
Тёзубати в синтоистском храме Асо / wikimedia

Цукубай

Цукубай (蹲踞) — это низкий рукомойник. Состоит из каменной чаши тёдзубати, специального ложа с дренажом и бамбукового водопровода. Термин цукубай применяется в отношении тёдзубати расположенных в чайных садах и используемых в ритуале чайной церемонии. Название происходит от глагола цукубау , что означает «приседать».

цукубай
Тёдзубати с какэи в буддистском храме Сандзэн-ин, Киото. Фотограф: 篁(たかむら)

Подача воды может осуществляться через бамбуковую трубку называемую какэи (花茎). Но чаще всего сосуд наполняется дождем (в сезон дождей) или посредством ведра. Цукубай может снабжаться специальными деревянными ковшиками (蹲踞柄杓, цукубаи-бисяку).

цукубай
Самый знаменитый и довольно древний цукубай в чайном саду Рёандзи. Фотограф: kajikawa

Цукубай — поздний вариант тёдзубати. В виде словосочетания цукубай тёдзубати впервые упоминается в книге «Тяю Итиэ-сю» опубликованной Тайро Ии Наосукэ в 1858 году. Насколько я понимаю, возникло это словосочетание с развитием замороченной ритуализации чайной церемонии. В настоящее время цукубай — модный элемент европейских, американских и российских имитаций японских садов.

Всякая теоретическая и символическая муть с раскладыванием камней вокруг чаши — это развлечения мертвых и живых ландшафтных архитекторов создававших и создающих сады. Развод заказчиков на бабло.

Тэмидзуя

Тэмидзуя (手水舎), а также тёдзуясуйбанся — павильон для омовения рук и рта в синтоистских храмах. Название происходит от японского тэ — руки, и мидзу — вода.

Тэмидзуя
Тэмидзуя. «Письма из Японии» г-жи Хью Фрейзер, Нью-Йорк, компания Macmillan; Лондон, Macmillan & Co., Ltd., 1904 г.

Чаще всего располагается у входа на территорию святилища и сделан в форме навеса на столбах, под которым находится ёмкость (тёдзубати) с проточной или стоячей водой. Но, навеса может и не быть. И храм может быть не синтоистский, а буддистский.

Тэмидзуя
Тэмидзуя в храмовом комплексе где-то в Японии. Примерно 1910 год. Автор неизвестен.

Ополаскивают сначала левую руку, потом правую, потом ротовое отверстие, и, наконец, ручки ковша. Воду берут специальным черпаком (柄杓 хисяку) сделанным из бамбука, дерева или металла. В давние времена перед посещением храма омовение производили в близлежащей реке или роднике. Но, что б далеко не переться, начали сооружать тэмидзуя. При наличии проточной воды, источник может быть оформлен в виде дракона, сисек, желоба и т.п.

Тэмидзуя в Mama Kannon, Komaki, Aichi. Фотограф: Dollyvarden
Тэмидзуя
Тэмидзуя у входа в буддийский храм Хигаси Хонган-дзи, в Киото. Фотограф: Madame Tatillonne

Техника безопасности при пользовании тёдзубати

Если вы путешествуете по Японии, нужно помнить о гигиене. В воде для омовений отмечается кишечная палочка (Escherichia coli) и Aeromonas hydrophila. Так что руки в тёдзубати мыть можно, но совать их потом в рот — не рекомендуется.

Текст: Дмитрий Константинов

Литература

  1. Setsuko, Kojima; Crane, Gene A (1991). Dictionary of Japanese Culture (1st American ed.). Union City, CA: Heian. pp. 369–70.
  2. An Illustrated guide to Japanese Traditional Architecture and Everyday Things / Yamamoto S.. — 京都: 淡交社, 2018. — P. 50-51
  3. 木村三郎. 茶之湯庭苑正流論考 //造園雑誌. – 1985. – Т. 49. – №. 4. – С. 229-245.
  4. Андропова, О. Архитектура японских чайных комнат / О. Андропова // Проект Байкал. – 2018. – Т. 15, № 58. – С. 142-147
  5. Голосова, Е. В. Японский сад ботаника А. Н. Краснова, Батуми, Грузия / Е. В. Голосова, З. Менвелидзе // Ландшафтная архитектура в эпоху глобализации. – 2021. – № 4. – С. 5-15
  6. Голосова, Е. В. Проблемы формирования и становления восточноазиатских и западноевропейских садов и парков под влиянием садоводческих традиций Китая (на примере Китая, Японии и Великобритании) : специальность 06.03.03 «Агролесомелиорация, защитное лесоразведение и озеленение населенных пунктов, лесные пожары и борьба с ними» : автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора сельскохозяйственных наук / Голосова Елена Владимировна. – Москва, 2011
  7. Голосова, Е. В. Обзор исторических этапов развития японской садовой культуры (часть 2 — от Мэйдзи до Рэйва) начало в № 1 2022 / Е. В. Голосова // Ландшафтная архитектура в эпоху глобализации. – 2022. – № 2. – С. 14-29
  8. Малинина, Е. Е. Символизм и метафора в эстетике прихрамовых садов Кобори Энсю / Е. Е. Малинина // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. – 2022. – Т. 21, № 10. – С. 102-109
  9. Баденикова, М. В. К вопросу о создании Японского сада / М. В. Баденикова // Сборник научных трудов Ангарского государственного технического университета. – 2015. – Т. 1, № 1. – С. 278-285
  10. Баденикова, М. В. К вопросу о создании Японского сада / М. В. Баденикова // Сборник научных трудов Ангарского государственного технического университета. – 2015. – Т. 1, № 1. – С. 278-285
  11. Иванищева, А. А. Архитектурно-планировочная организация парка в стилистике японского сада / А. А. Иванищева, Л. С. Виноградова // Архитектура и градостроительство, дизайн и изобразительное искусство — 2021 – Барнаул: Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова, 2022. – С. 290-304

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *