Японские рукомойники: цукубаи и тёдзубати
Содержание
У меня большие проблемы с запоминанием басурманских слов типа: цукубаи, тёдзубати, тэмидзуя. В голове эти сущности прошиты под собирательным названием «японские рукомойники». И я не собираюсь это менять. Но, многих любителей японских садов очаровывают трудно произносимые названия. В настоящее время японские рукомойники наряду с традиционными фонарями торо используются как декоративный элемент в японских садах. Возможно, вне Японии их больше, чем в самой Японии. Никто не считал. С японистической садовой терминологией в русскоязычной литературе бардак. Так что давайте разберемся, что есть что.

Тёдзубати
Тёдзубати (手水鉢) — это сосуд, используемый для ополаскивания рук в японских домах, храмах, святилищах и садах. Играет важную роль в чайной церемонии. Обычно сделан из камня, но может быть изготовлен из дерева, керамики или бронзы.

До появления современной сантехники в японских домах были тёдзубати с ковшом и организацией отвода сточной воды. Рядом часто вешали полотенце. Тёдзубати могут размещаться в жилых помещениях, на улице, у входа в жилые помещения, культовые сооружения или чайные домики, под карнизом крыши (для использования в дождливую погоду), под открытым небом, у туалета и т.п. В общем где удобно, там и располагают.

Цукубай
Цукубай (蹲踞) — это низкий рукомойник. Состоит из каменной чаши тёдзубати, специального ложа с дренажом и бамбукового водопровода (иногда с сёдзу). Термин цукубай применяется в отношении тёдзубати расположенных в чайных садах и используемых в ритуале чайной церемонии. Название происходит от глагола цукубау , что означает «приседать».

Подача воды может осуществляться через бамбуковую трубку называемую какэи (花茎). Но чаще всего сосуд наполняется дождем (в сезон дождей) или посредством ведра. Цукубай может снабжаться специальными деревянными ковшиками (蹲踞柄杓, цукубаи-бисяку).

Цукубай — поздний вариант тёдзубати. В виде словосочетания цукубай тёдзубати впервые упоминается в книге «Тяю Итиэ-сю» опубликованной Тайро Ии Наосукэ в 1858 году. Насколько я понимаю, возникло это словосочетание с развитием замороченной ритуализации чайной церемонии. В настоящее время цукубай — модный элемент европейских, американских и российских имитаций японских садов.
С процессом изготовления можно ознакомиться на видео. Помпа гоняет воду из закопанного в грунт корыта в бамбуковую трубку-краник. Помпу можно запитать, как от сети, так и от солнечной батареи. Если долго не было дождей воду нужно добавлять, она быстро испаряется.
Всякая теоретическая и символическая муть с раскладыванием камней вокруг чаши — это развлечения мертвых и живых ландшафтных архитекторов создававших и создающих сады. Развод заказчиков на бабло.
Множество японских каменных чаш для омовений изначально несли совершенно иные функции. Это могли быть нижние части каменных пагод, верхние части каменных фонарей торо, основания скульптур и каких-то иных каменных изделий. В результате землетрясений, разрушительных войн и пожаров все меняется, но обработанный камень ценен и часто используется повторно, но с иным назначением. Начиная с эпохи Мэйдзи функциональное предназначение цукубай, а также их традиционное символическое значение уже не имели особого значения, главную роль начали играть их декоративные качества.
Тэмидзуя
Тэмидзуя (手水舎), а также тёдзуя, суйбанся — павильон для омовения рук и рта в синтоистских храмах. Название происходит от японского тэ — руки, и мидзу — вода.

Чаще всего располагается у входа на территорию святилища и сделан в форме навеса на столбах, под которым находится ёмкость (тёдзубати) с проточной или стоячей водой. Но, навеса может и не быть. И храм может быть не синтоистский, а буддистский.
Авторизуйтесь, если вы ее уже приобрели, или купите подписку.

Цукубаи отличается от тёдзу,ати в первую очередь тем, что это целый комплекс , куда входит также и тёдзубати. Этот комплекс в отличие от бытового тёдзубати предназначен исключительно для чайной церемонии и для чайного сада и располагается в чайном саду. Кроме тёдзубати, в этот комплекс входят несколько камней, имеющие специальное предназначение, а также фонарь. Таким образом, цукубаи нельзя сводить к тёдзубати и объяснять их различия иными качествами и деталями, кроме тех, что относятся к чайному действу.
Я не с потолка все это изложил, как вы можете заметить по списку литературы. )
То приспособление, которое производит шум стекающей воды и показано в ролике, называется суйкинкуцу. Оно имеет свое специальное предназначение производить приятный, с точки зрения японцев, звук живой воды. Для нас, несведущих западных посетителей японских садов, суйкинкуцу может напоминать цукубаи или тёдзубати наличием ёмкости для воды. Но его устройство и предназначение совершенно иные. Это не «рукомойник» и по своей сути не имеет отношения к воде как к средству очищения. Он играет иную роль в саду — оживить его, сблизить ощущения посетителя с нахождением в первозданной природе. Впрочем, и механизм его действия изначально не таков, как это показано в ролике для нас, современных западных потребителей. Изначально принцип его действия связан с естественным падением струй или даже капель воды в сосуд, заключенный под землей, и с воспроизведением звука эха от этого падения.
Устройством суйкинкуцу в настоящее время занимаются немногие мастера, новичка может постигнуть неудача. Поэтому все чаще их заменяют более простым в изготовлении механическим аналогом, подобно тому, что показан в ролике. Особенно это характерно для так называемых японских садов, изготовляемых не западе.