Торо — японский садовый фонарь
Содержание
Традиционный японский садовый фонарь торо, хотя и ассоциируется у нас с Японией, имеет китайское происхождение. В современных садах эти фонари несут чисто декоративную функцию. Их устанавливают вдоль дорожек, у воды или рядом с постройками. Они хорошо гармонируют с камнями и растениями.
Торо (иногда встречается транскрипция «доро») на японском пишется: 灯籠 или 灯篭, или 灯楼. В книжках эти слова переводятся поэтично: «корзина света» или «башня света». Google-переводчик не склонен к поэтике и переводит эти наборы иероглифов, как «фонарь» и «маяк».
Существуют также торо для использования в помещениях, такие как оки-торо, цури-торо, а также переносной гаджет для использования на праздниках (например, на фестивале Нэбута). Эти разновидности я данной статье проигнорирую.
История садовых каменных фонарей
Каменные фонари были известны в Китае начиная со времени правления династии Хань (202 г. до н.э. – 220 г. н.э.). В период империи Тан (618-907 гг.) в Японию из Китая через Корею проник буддизм. Судя по всему, каменные фонари торо появились в Японии с приходом туда буддизма в период Асука (538—710 гг). В древние времена каменные фонари не ставили в садах. Вначале они использовались для освещения дорожек возле буддистских храмов. В период Хэйан (794-1185 гг) японцы поняли, какая это отличная штукенция и их стали использовать в дзиндзя и частных садах по всей Японии. Неотъемлемой частью чайных садов они стали примерно с середины периода Эдо (1603—1868 гг).
Самые старые из сохранившихся бронзовых и каменных фонарей Японии найдены в префектуре города Нара (не путать с Наро-Фоминском). Буддийский храм Тайма-дэра имеет фонарь торо, построенный в 710–794 годах.
Также в прошлом каменные фонари использовались в гаванях и бухтах в качестве маленького маяка.
В качестве источника света применяли масляный светильник, реже свечи. Рапсовое масло было дешевле свечей, а простые люди часто использовали рыбий жир, недостаток которого заключался в том, что он при горении выделял много дыма с неприятным запахом. В настоящее время используется электричество или газ пропан. Современные декоративные изделия — элемент садовой архитектуры. Для освещения используются редко.
Основными материалами для изготовления каменных фонарей в Японии являлись песчаник и гранит (разновидность под названием «микагейси»). На много реже фонари делали из металла (бронза, чугун или медь) или дерева. Совсем редко из фарфора. Из-за недостатка местных рудных ископаемых, металлические обычно завозились из Китая.
В настоящее время с модой на японские сады и и японскую культуру в целом, каменные фонари распространились по всему миру. Но, в силу всеобщей тенденции к унификации и ширпотребу, разнообразие конструкций по сравнению с прошлым уменьшается.
Японские фонари в ландшафтном дизайне
Можно предположить, как японский садовый архитектор выбирает эти каменные «грибы» для реализуемого проекта. В результате изучения обширного пласта специальной литературы в вузе и огромного визуально опыта потребления множества садов он знает, какие бывают фонари, где и как они используются, как меняют отдельные сцены, в каких случаях уместны, а в каких нет, какие смыслы формируют, отсылом к каким культурологическим сущностям являются и т.п.
Так же легко представить, как выросший во дворе хрущевки с зассатой кошками песочницей и сломанными качелями, российский ландшафтный дизайнер или садовод выбирает тип и место для установки каменного фонаря…
И что же делать? Не использовать эти прикольные штуки?
Использовать. Но с пониманием того, что это китч. Мы тут не Япония и не Европа. Мы живем на фронтире. Мои предки во времена формирования и расцвета садовой культуры Европы и Японии пахали поля, занимались своими пасеками, ловили рыбу и водили девок «смотреть Ярилу» в ближайшие кусточки. Ни о какой декоративности и смыслах своих садов особо не помышляли. Сам я, впервые увидел японский садовый фонарь в реальности уже будучи взрослым и вполне сформировавшимся. Как типичный варвар, я имею полное моральное право брать и использовать все достижения культурно развитых цивилизаций. Забив на все каноны, традиции и взгляды представителей этих чуждых, дряхлых и умирающих культур. )
В одном из садов своих клиентов я видел «японский» фонарик с церковной маковкой покрытой листовым золотом и лингамом внутри. Вот это по нашему. Уважаю.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram: https://t.me/garden_modern
И еще. На мой субъективный взгляд, японские сады могут делать только японцы выросшие и сформировавшие свое мировоззрение в Японии. Эти сады могут быть красивыми, не красивыми, понятными, не понятными, удачными, не удачными, но они японские. Все отечественные ландшафтные дизайнеры заявляющие, что они делают «японские сады» — аферисты. Хотя есть и реконструкторы достаточно глубоко погрузившиеся в тему, но реконструкторы чаще играют в эльфов, служивых войны 12-го года, ведьмаков и и.п. И случае с японскими садами они склонны «переигрывать». Слишком заигрываются.
На вопрос: где эту зверушку ставить в саду, японский дедушка у которого я учился, предсказуемо заявил: «там, где ей хорошо». Если ваше подсознание склонно к анимизму, никаких проблем с выбором места не будет. Если не склонно, воспользуйтесь химическими веществами меняющими сознание. Алкоголь вполне годится. Бухните на пару с фонарем в полнолуние, и он вам подскажет, где хочет жить.
Торо легко вписывать в ландшафт. Алекс Керр в своей книге о Японии ехидно замечает, что у японцев было очень хреново с технологиями обработки камня, а потому все приходилось «вписывать в природу».
В старинной японской традиции, торо — то же самое, что и электрические фонари в современных садах. Говоря по простому, их устанавливали, что б не навернуться и не заплутать в темноте. Это в первую очередь функциональный элемент дорожной сети и территории перед тем или иным строением.
Во вторую очередь — декоративная малая архитектурная форма (должен же от них быть какой-то прок днем). Так что создание ландшафтных композиций из торо в комплекте цукубаи и другими аксессуарами для басурманских практик вполне уместны.
Начиная с эпохи Мэйдзи функциональное предназначение этих элементов сада, а также их традиционное символическое значение были задвинуты, главную роль начали играть декоративные качества. В современной Японии многие торо располагаются в неуместных местах. Это объясняется тем, что планировка жилых, храмовых и садовых территорий изменилась, а гриб решили не перетаскивать, поскольку он стал функционально бесполезен. Где надо, давно сделано электрическое освещение.
В Японии муссонный субтропический климат, все малые и большие архитектурные формы относительно быстро обрастают мхами и лишайниками. В средней полосе климат умеренно континентальный. Он суше. Но ищущий да обрящет, читайте статью: Использование мхов в саду.
Части японских фонарей торо
В русскоязычных литературных источниках ад и мрак. Привел информацию от японцев из National Institute of Information and Communications Technology (NICT) и ряда других ресурсов.
Авторы книжек и курсов склонные к демагогии, часто описывают отдельные части этих каменных грибов с уклоном буддийскую космологию. Это дело простое, поскольку читатели или слушатели на космогонии теряют нить повествования и способность к критическому мышлению уже в самом начале изложения. И можно гнать любую чушь. Я к демагогии не склонен.
- Ходзю, или хошу (буквально драгоценный шар) — хреновина в форме луковицы.
- Каса (шапка). Может быть шестиугольная, прямоугольная, квадратная или круглая.
- Хибукуро (место сожжения) — обязательная часть гаджета, куда помещался масляный светильник. Иногда просто дырка в камне. В декоративных фонарях — место, где потенциально можно разместить источник света. В отличии от других частей, это обязательная часть изделия.
- Чудай, или тюдай (буквально, стойка посередине). Элемент поддерживающий хибукуро. По форме контрастирует с нижней частью фонаря и может быть украшен резьбой. Отсутствует в фонарях типа юкими.
- Сан, или сао (столб). Опора в виде столбика. Может быть цилиндрическим, прямоугольным, шестиугольным и восьмиугольным. Если фонарь сделан без столба, то он относится к типу юкими.
- Кисо, или каса (основание) — это нижняя часть. Она может быть любой формы, но чаще шестиугольной или круглой. Кисо для юкими состоит из одной, трех или шести ног.
Наиболее распространенный тип конструкции каменных фонарей не менялся столетиями, за исключением деталей. На иллюстрации ниже сравнение базового типа японского фонаря с китайским времен империи Тан.
Основания и шапки разрушенных в результате землетрясений и прочих катаклизмов каменных фонарей часто использовались и используются, как традиционные рукомойники.
Типы и разновидности японских фонарей торо
При прочтении названий типов нужно учитывать:
- Транскрибирование с японского на русский — не мой конек.
- Общепринятой классификации не существует.
- В разных регионах Японии одни и те же типы фонарей могут называться по разному.
- В прошлом и в настоящем, они также могут называться по разному.
- В русскоязычной транскрипции первым словом идет название типа. Например: иши-торо, юкими-торо. Тире между словами можно не ставить: иши торо, юкими торо. Можно писать слитно: ишиторо, юкимиторо.
По материалу из которого изготовлены, делятся на каменные (иши-торо), металлические (кинзоку-торо) и деревянные (томаягата-торо). При этом могут встречаться деревянные с сан и кисо из камня или металла.
Каменные в свою очередь подразделяются на несколько групп: тачигататоро (на платформе), нозуроторо (из не отесанных камней), икекомигататоро (колонна воткнута в грунт), юкимиторо (на ножках), окигататоро (переносные, без колонны и платформы) и тогатоторо (пагодообразные). При этом каждая из групп включает множество типов и разновидностей.
Базовым (изначальным) типом каменных фонарей считаются те, что имеют в наличии все шесть частей: ходзю, каса, хибукуро, чудай, сао и кисо.
На мой субъективный взгляд, создатели японских садов наворотили кучу типов выпендриваясь друг перед дружкой и с целью развода заказчиков на бабло. А также, что бы гости сада не выдавали фраз типа: э… да ты никак фонарь поставил… хороший фонарь, один в один, как у Сигимото…
Дай-торо
Дай (台灯篭, 台灯籠). Базовый тип. Стоящие на пьедестале или платформе. Т.е. все у кого есть основание (кисо). См. картинку выше с указанием отдельных частей. Материал из которого сделан фонарь не имеет значения (камень, металл, дерево).
Иши-торо
Иши, или иси (石燈籠) — фонари из камня.
Тачигата-торо, или тачи-торо
Тачигата, или тачи (立ち灯籠, 台灯篭, 台灯籠). Дайторо сделанные из камня и стоящие на пьедестале или платформе. Т.е. все у кого есть основание (кисо). Как на картинке выше с указанием отдельных частей. Их можно сравнить с цуриторо (металлическим подвесным фонарем), размещенным на платформе и колонне.
Нозура-торо
Нозура (野面灯籠, 野面灯篭). Большая часть конструкции из не отесанных и неполированных камней. Отказ от полировки по декоративным причинам, а не потому, что было лень обрабатывать.
Икэкомигата-торо, или икекоми-торо
Икэкомигата, или икекоми (いけこみ形灯籠, 生け込み形灯籠, 生込み燈籠). Буквально: «похороненный». Фонарь вкопан колонной (сао) в грунт, кисо отсутствует. Высота может регулироваться глубиной заглубления.
Окигата-торо, или Оки-торо
Окигата, или Оки (置燈籠). Маленький, переносной, безногий фонарь самых разных форм.
Состоит из каса и хибукуро, иногда с чюдай и ходзю, но постамент (кисо) и сан отсутствуют. Они стоят, там где их поставили и никак не закреплены. Похожи на подвесные металлические фонари (цуригата-торо), которые поставили спустили на землю. Используются для освещения входов в дома, дорожек, территорий возле зданий, берегов или набережных.
Санко-торо
Санко (三光灯籠) — «фонарь с тремя огнями». Разновидность окигататоро. Найден у пруда в Кацура Рикю в Киото. Размер не большой, его можно перемещать. Форма прямоугольная, крыша низкая, на двух длинных сторонах хибукуро вырезаны солнце и луна, а на одной из более коротких сторон находится окно в форме звезды для зажигания пламени. Предназначен для освещения пути пешехода после пересечения водоема по мостику или выхода из лодки.
Касуга-торо
Часто встречаются в синтоистских святилищах и буддийских храмах. Он очень практичен. Для него характерна большая длина сао и высокое положение хибукуро. Обычно он стоит где-то впереди по отношению к человеку начавшему путь по садовой дорожке.
Юкими-торо, или юкимигата-торо
Юкими (雪見燈籠, 雪見灯籠). Термин «юкими» является искажением термина «укими» (буквально: что-то, что выглядит так, как будто оно плавает на поверхности воды). В конструкции отсутствует сао и чудай. Используется в основном для освещения поверхности воды. Обычно это треножник, но ног может быть и больше. «Мару-юкими» с круглой формой основания, «роккаку-юкими» с шестиугольной.
В других источниках пишут, что название связано с одноименным японским народным ритуалом, когда люди накатывают саке и идут рефлексировать на снегопад или заснеженный пейзаж.
- Ранкеигата — одноногий.
- Котодзигата — двуногий.
- Мицуасигата — трехногий.
- Ёцуасигата — четырехногий.
- Кансюдзигата, или Кансёдзи — с полым прямоугольным сао.
Самые старые сохранившиеся образцы найдены на вилле Кацура в Киото, относятся к семнадцатому веку.
Мицуасигата-торо
Мицуасигата (三足形燈籠) — трехногий фонарь, один из вариантов типа юкими.
Санкаку-торо
Санкаку (三角灯篭) — является разновидностью юкими. Этот тип фонаря находится в саду Кацура Рикю в Киото, в месте, где нет воды. Каса, хибукуро и тюдай имеют треугольную форму. Сао разделено на три высокие опорные ноги.
Ёцуасигата-торо
Ёцуасигата (四脚形燈籠) — является разновидностью юкимиторо с четырьмя ногами. Каса, хибукуро и тюдай имеют шестиугольную форму.
Мисаки-торо
Мисаки предназначен для размещения на берегу моря. Почти такой же, как тип юкими; единственная разница в том, что у мисаки нет кисо (ног), а у юкими есть. Мисаки размещается на пляже, на краю бухты, на пирсе, у прудов — для освещения причалов для прогулочных лодок. Некоторые являлись маяками. Маленьких размеров могут считаться разновидностью окигататоро.
Темари-торо
Темари (手鞠燈籠) или шар-фонарь — разновидность безногого фонаря (окиторо). Состоит только из чудай и хибукоро. Название происходит от сходства хибукуро с традиционным шаром из скрученной проволоки (темари). Был популярен в период Эдо.
Орибе-торо
Название происходит от Шигенари Шигемицу Фурута, широко известного как Орибэ Фурута, который изобрел торо этого типа. Тип орибе — это одна из разновидностей икэкомигата-доро, в котором нет кисо и чье сао утоплено в землю. Хибукуро прямоугольной формы. Мотивы полной луны и полумесяца вырезаны по обеим сторонам в виде отверстий для света. Для него характерны: изображение Девы Марии, монограммы Lhq, другие надписи или христианские символы выгравированное на сао. Поэтому фонарь иногда называют «христианским фонарем» (киришитан-доро). Ходзю имеет заостренную макушку. Располагают эти штуки в саду примыкающем к церемониальному чайному домику.
Сангацудо-торо
Одна из разновидностей ишиторо шестиугольной формы базового типа изготовленного в период Камакура (1185-1333 гг). Посмотреть можно в храме Тодай-дзи.
Тайхэй-торо
Одна разновидность ишиторо, чьи чудай и кисо украшены лепестками лотоса.
Бёдо-ин-торо
Разновидность шестиугольной формы, происходящая от той, которая была подарена храму Бёдо-ин Фудзивара-но Ёримити в период Хэйан.
Нурэ-саги-торо
Разновидность ишиторо базового типа, хибукуро в виде шестиугольника, на нем вырезана цапля или саги (в виде картинки или иероглифы, не понятно).
Нишиноя-торо
Одна из разновидностей основного типа, ишиторо прямоугольной формы. Чем отличается, непонятно.
Юноки-торо
Одна из разновидностей ишиторо базового типа, не имеет украшений, клоны от древнего ишиторо, расположенного в храме Касуга-дзиндзя.
Дзэндо-дзи-торо
Одна разновидностей базового типа, шестиугольной формы, клоны от одного из двух старинных ишиторо, расположенных в храме Дзэндо-дзи в Нидзё, Киямати, города Киото.
Нацумэ-торо
Одна из разновидностей имеющая необычную форму и имеющие нацумэ (емкость для чая), резьбу вокруг хибукуро. Клоны от одного из двух ишиторо, существующих в храме Дзэндо-дзи в Нидзё, Киямати, города Киото.
Ранкей-торо, или ранкеигата-торо
Разновидность похожая на юкимиторо, но стоит на одной изогнутой ноге. Ориентирован в сторону воды.
Роккаку-торо
Разновидность шестиугольной формы типа икекоми.
Кадзю-дзи-торо
Одна из разновидностей базового типа. Продукт эволюции фонаря из храма Кадзю-дзи в Киото времен даймё Токугава Мицукуни.
Котодзигата-торо
Котодзигата (琴柱形灯籠) — двуногий фонарь найденный в Кэнрокуэн, префектуры Исикава. Очень большой, около 270 см в высоту. Нога со стороны у воды длиннее, со стороны берега обломана и опирается на камень берега. Хибукуро и каса шестигранные. Создан в начале периода Эдо. Фонарь похожей формы можно найти в саду Тенноджи в Осаке.
Хотару-торо
Одна из разновидностей типа икекоми. Можно посмотреть в отдельно стоящем дворце Кацура. Хотару («Светлячки») — одна из 54 глав «Повести о Гэндзи».
Корай-торо (Когурё-доро)
Разновидность корейского типа.
Коябо-торо
Коябо (小屋棒). Одна из разновидностей не базового типа. Состоит всего из трех частей: каса, сао и кисо.
Каку-родзи-торо
Разновидность имеющая прямоугольную форму. Располагается в саду примыкая к церемониальному чайному домику.
Ванигути-торо
Ванигути, или содэгата. Одна из разновидностей типа мичиширубе с U-образным отверстием в столбе для размещения бумажного фонаря.
Мизуботаругата-торо
Мизуботаругата (水蛍形灯籠). Буквальный перевод: водяной фонарь. Размер маленький. Пример можно увидеть у края лодочной пристани в Кацура Рикю в Киото. Он назван так потому, что при взгляде с башни для наблюдения за луной выглядит как светлячок, парящий над кромкой воды.
Киришитан-торо (христианский)
Киришитан (キリシタン). Одна из разновидностей ишиторо типа орибе с вырезанным на сао изображением Христа, Девы Марии или Lhq. Этот стиль зародился во время гонений на христианскую религию в Японии, когда многие продолжали тайно исповедовать свою веру.
Мария-торо
Мария (マリア灯籠) — одно из названий киришитанторо. Относительно небольшой фонарь типа орибе с рельефным изображением Христа или Марии, вырезанным на сао. Стал популярным с конца 16 века.
Тогата-торо, или то-торо
Тогата, или то (塔形灯籠) — похожи на муляжи японских пагод (tō) преобразованные в фонарь.
Металлические садовые фонари
Кинзоку-торо, или кана-торо
Кинзоку, или кана (金属灯篭, 金燈籠) — это дайторо сделанные из металла (медь, бронза, чугун, золоченый металл) и стоящие на кисо (пьедестале или платформе).
До-торо(銅灯篭), додзо-торо(銅造灯篭) — медные, сейдо-торо(青銅灯篭)- бронзовые.
Деревянные садовые фонари
Мокусей-торо
Мокусей (木製灯篭) — это традиционные японские деревянные фонари, несколько видов которых используются в качестве украшения в садах.
Томаягата-торо
Томаягата (苫屋形燈籠) — без кисо , чудай или ходзю, но с сао, хибукуро и двускатной соломенной крышей (каса). Его ставят там, где дорожка поворачивает за угол, в том числе в саду.
Тасоягата-торо
Тасоягата (誰屋形燈籠) — изначально использовался в качестве фонаря на дорогах и тропинках. В садах чаще всего там, где расходятся дорожки.
Цены на торо в Японии
Поскольку живем мы в мире потребления, всем интересны цены. Приведу стоимость гранитных изделий одной из мастерских в Японии.
Текст: Дмитрий Константинов
Фотографии: Викисклад, если не указано иное
P.S. Это не законченная статья. Будет постепенно редактироваться и пополняться.
Если в японских источниках информации вам попадаются описания и иные трактовки типов торо, отсутствующие в данном материале, скидывайте ссылки в комментариях.