Создание сада ландшафтным архитектором Сюнмё Масуно

Когда кто-то решает создать какую-то вещь, он полностью не осознает, что и как собирается сделать, до момента начала работы. Однако, как только начинает, оказывается полностью поглощенным тем, что делает и подсознание мгновенно берет верх. Другими словами, когда разум, руки, тело, время и материалы сливаются в единое целое, тогда ответственность за конечный результат берет нечто выходящее за рамки сознания1.

Сюнмё Масуно

Процесс проектирования и создание дзен-садов является прямым результатом ученичества Сюнмё Масуно у садового дизайнера Сайто Кат Суо и его дзен-аскетической подготовки. Для Масуно подсознание является хорошо отточенным инструментом для творчества. “Прежде всего я должен успокоить свой разум”2. Это первый шаг Масуно как в проектировании, так и в строительстве садов. Он приходит к душевному спокойствию с помощью медитации, которая может быть сидячей (дзадзэн) или стоячей (рицузэн), в зависимости от того, где он находится. Спокойный, ясный ум позволяет ему полностью сосредоточиться на конкретных задачах.

Первым шагом в проектировании Кантакеямы Синэн в храме Самукава Синто было посещение объекта. Масуно встретился с клиентом и прогулялся по территории, отведенной для сада. Он сделал заметки и наброски элементов ландшафта, которые можно было бы интегрировать в дизайн сада, и изучил то, что будущий сад окружает. “Сад формируется, становясь единым целым со своим окружением. Без учета окружающего пейзажа, сад не может быть сформирован”3. От клиента он узнал, что за люди будут посещать сад и о предполагаемых вариантах его использования. Он также изучал историю этого места, поскольку “история места должны быть учтена и задействована как часть
создаваемого сада”4.

Сюнмё Масуно

Получив представление о истории участка, его нынешних особенностях и местности, которая его окружает, информацию о предполагаемом использовании сада и его пользователях, а также пожеланиях клиентов к дизайну, Масуно приступает к своей работе. Поскольку Масуно признает, что дизайнерская работа является частью его практики Дзен, он берется за эту работу с той же самодисциплиной и сосредоточенностью, которые требуются при обучении дзен. Благодаря многолетним тренировкам с помощью медитации в процессе проектирования Масуно может подключаться к своему подсознанию5, чтобы “выразить глубинный дух, который обитает в данном пространстве”6.

Поскольку целью сада является выражение этого “глубинного духа”, Масуно представляет себе атмосферу, которую будущие посетители должны ощутить в каждой из частей сада. “Я всегда спрашиваю себя, что должны чувствовать зрители, когда они смотрят на сад”.7

Подписывайтесь на наш канал в Telegram: https://t.me/garden_modern

Его внимание сосредоточено на атмосфере сада, а не на формах рельефа, которые он создает, или форме элементов, которые он использует. В зависимости от размера сада, он может создать единую атмосферу для сада — как это часто бывает в небольшом саду, вид на который открывается из соседнего здания, или он может привнести разнообразие ощущений в различные сцены в пределах более крупного сада, как в случае со святилищем Самукава.

Сюнмё Масуно

Территория храма Самукава занимает три гектара (30 000 квадратных метров или 7,4 акра), а Кантакеяма Синэн занимает около 5 000 квадратных метров (или 1,24 акра). Размер и пожелания заказчиков сада дали Масуно понять, что это должен быть сад для прогулок (кайюсики-тэйен). Обширный участок должен был включить в себя различные формы рельефа (такие как священная гора и группы скал), водные элементы (ручей, пруд и водопады) и архитектурные элементы (такие как чайный домик (чашицу), чайный павильон (чайя), здание музея, тэмидзуя (павильон для ритуала очищение рук и рта), сцена, ворота, дорожки, мосты, скамейки, фонари, осветительные приборы и т.д.). Размер сада, а также количество и разнообразие элементов позволяли создавать разнообразные впечатления и ощущения в разных частях сада.

Чтобы определить планировку сада, Масуно начал с дживари, способа пропорционального разделения участка для определения границ основных элементов — холмов, прудов и дорожек. В Кантакеяма Синэн многие важные элементы уже существовали в пространстве, включая здания святилища и священную рощу деревьев (чинджу-но мори). Их необходимо было учитывать при проектировании. Масуно решил, что священная роща конечно останется, но ее нужно поднять, чтобы она стала более значимой в пространстве сада. Наличие холма в саду делает ”сад более просторным“ и «иногда, загораживая некоторые участки сада, искусственные холмы заставляют людей представлять, что находится за ними”8.

Увеличение высоты одного из участков сада создало контрастную, но гармоничную нижнею зону, из которой можно было бы любоваться видом на новую “гору”. Пруд также является контрастным элементом, его верхняя и нижняя части разделены тремя ярусами водопадов. Исторически сложилось, что при создании прудов выкопанную землю использовали для создания холма или холмов в другой части сада не только создавая контраст, но и эффективно используя бесплатные материалы. Поэтому Масуно использовал землю полученную при выкопке пруда для создания Кантакеяма, нового холма для чинджу-но-мори. Из-за обширных масштабов участка строительство сада происходило в два этапа. Первый этап включал в себя выемку грунта для пруда и возведение горы для священной рощи. Во второй фазе строительства создавалась остальная часть сада, включая скалы, посадку растений, а также строительство чайного домика, чайного павильона и небольшого музея, рассказывающего об истории храма.

Создание сада ландшафтным архитектором Сюнмё Масуно

Масуно всегда уделяет первостепенное внимание балансу между различными участками и элементами сада. Он использует принцип йохаку но би, “красота пустоты”, при проектировании пространства, где “существует невидимая сила, создающая глубокую взаимосвязь между предметами или их частями”.9 Композиция элементов должна не только формировать взаимосвязи и быть гармоничной, но и соотноситься с освещением и особенностями местности. “Реализация дизайна с учетом взаимосвязи между движением солнца и особенностями местности является чрезвычайно важным фактором”.10 Например, Масуно отмечает, что водопады обращенные на север находятся в тени, поэтому глубина сцен всегда видна. Глубина сцен южных каскадов уменьшается солнцем, поэтому расстояние между каскадами должны быть увеличены, чтобы лучше считывалась глубина сцены.

Дальше почитать не получится...
Полная версия статьи доступна только по подписке.

Авторизуйтесь, если вы ее уже приобрели, или купите подписку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *