Создание сада ландшафтным архитектором Сюнмё Масуно

Когда кто-то решает создать какую-то вещь, он полностью не осознает, что и как собирается сделать, до момента начала работы. Однако, как только начинает, оказывается полностью поглощенным тем, что делает и подсознание мгновенно берет верх. Другими словами, когда разум, руки, тело, время и материалы сливаются в единое целое, тогда ответственность за конечный результат берет нечто выходящее за рамки сознания1.

Сюнмё Масуно

Процесс проектирования и создание дзен-садов является прямым результатом ученичества Сюнмё Масуно у садового дизайнера Сайто Кат Суо и его дзен-аскетической подготовки. Для Масуно подсознание является хорошо отточенным инструментом для творчества. “Прежде всего я должен успокоить свой разум”2. Это первый шаг Масуно как в проектировании, так и в строительстве садов. Он приходит к душевному спокойствию с помощью медитации, которая может быть сидячей (дзадзэн) или стоячей (рицузэн), в зависимости от того, где он находится. Спокойный, ясный ум позволяет ему полностью сосредоточиться на конкретных задачах.

Первым шагом в проектировании Кантакеямы Синэн в храме Самукава Синто было посещение объекта. Масуно встретился с клиентом и прогулялся по территории, отведенной для сада. Он сделал заметки и наброски элементов ландшафта, которые можно было бы интегрировать в дизайн сада, и изучил то, что будущий сад окружает. “Сад формируется, становясь единым целым со своим окружением. Без учета окружающего пейзажа, сад не может быть сформирован”3. От клиента он узнал, что за люди будут посещать сад и о предполагаемых вариантах его использования. Он также изучал историю этого места, поскольку “история места должны быть учтена и задействована как часть
создаваемого сада”4.

Сюнмё Масуно

Получив представление о истории участка, его нынешних особенностях и местности, которая его окружает, информацию о предполагаемом использовании сада и его пользователях, а также пожеланиях клиентов к дизайну, Масуно приступает к своей работе. Поскольку Масуно признает, что дизайнерская работа является частью его практики Дзен, он берется за эту работу с той же самодисциплиной и сосредоточенностью, которые требуются при обучении дзен. Благодаря многолетним тренировкам с помощью медитации в процессе проектирования Масуно может подключаться к своему подсознанию5, чтобы “выразить глубинный дух, который обитает в данном пространстве”6.

Поскольку целью сада является выражение этого “глубинного духа”, Масуно представляет себе атмосферу, которую будущие посетители должны ощутить в каждой из частей сада. “Я всегда спрашиваю себя, что должны чувствовать зрители, когда они смотрят на сад”.7

Подписывайтесь на наш канал в Telegram: https://t.me/garden_modern

Его внимание сосредоточено на атмосфере сада, а не на формах рельефа, которые он создает, или форме элементов, которые он использует. В зависимости от размера сада, он может создать единую атмосферу для сада — как это часто бывает в небольшом саду, вид на который открывается из соседнего здания, или он может привнести разнообразие ощущений в различные сцены в пределах более крупного сада, как в случае со святилищем Самукава.

Сюнмё Масуно

Территория храма Самукава занимает три гектара (30 000 квадратных метров или 7,4 акра), а Кантакеяма Синэн занимает около 5 000 квадратных метров (или 1,24 акра). Размер и пожелания заказчиков сада дали Масуно понять, что это должен быть сад для прогулок (кайюсики-тэйен). Обширный участок должен был включить в себя различные формы рельефа (такие как священная гора и группы скал), водные элементы (ручей, пруд и водопады) и архитектурные элементы (такие как чайный домик (чашицу), чайный павильон (чайя), здание музея, тэмидзуя (павильон для ритуала очищение рук и рта), сцена, ворота, дорожки, мосты, скамейки, фонари, осветительные приборы и т.д.). Размер сада, а также количество и разнообразие элементов позволяли создавать разнообразные впечатления и ощущения в разных частях сада.

Чтобы определить планировку сада, Масуно начал с дживари, способа пропорционального разделения участка для определения границ основных элементов — холмов, прудов и дорожек. В Кантакеяма Синэн многие важные элементы уже существовали в пространстве, включая здания святилища и священную рощу деревьев (чинджу-но мори). Их необходимо было учитывать при проектировании. Масуно решил, что священная роща конечно останется, но ее нужно поднять, чтобы она стала более значимой в пространстве сада. Наличие холма в саду делает ”сад более просторным“ и «иногда, загораживая некоторые участки сада, искусственные холмы заставляют людей представлять, что находится за ними”8.

Увеличение высоты одного из участков сада создало контрастную, но гармоничную нижнею зону, из которой можно было бы любоваться видом на новую “гору”. Пруд также является контрастным элементом, его верхняя и нижняя части разделены тремя ярусами водопадов. Исторически сложилось, что при создании прудов выкопанную землю использовали для создания холма или холмов в другой части сада не только создавая контраст, но и эффективно используя бесплатные материалы. Поэтому Масуно использовал землю полученную при выкопке пруда для создания Кантакеяма, нового холма для чинджу-но-мори. Из-за обширных масштабов участка строительство сада происходило в два этапа. Первый этап включал в себя выемку грунта для пруда и возведение горы для священной рощи. Во второй фазе строительства создавалась остальная часть сада, включая скалы, посадку растений, а также строительство чайного домика, чайного павильона и небольшого музея, рассказывающего об истории храма.

Масуно всегда уделяет первостепенное внимание балансу между различными участками и элементами сада. Он использует принцип йохаку но би, “красота пустоты”, при проектировании пространства, где “существует невидимая сила, создающая глубокую взаимосвязь между предметами или их частями”.9 Композиция элементов должна не только формировать взаимосвязи и быть гармоничной, но и соотноситься с освещением и особенностями местности. “Реализация дизайна с учетом взаимосвязи между движением солнца и особенностями местности является чрезвычайно важным фактором”.10 Например, Масуно отмечает, что водопады обращенные на север находятся в тени, поэтому глубина сцен всегда видна. Глубина сцен южных каскадов уменьшается солнцем, поэтому расстояние между каскадами должны быть увеличены, чтобы лучше считывалась глубина сцены.

Сюнмё Масуно

То, как зрители воспринимают элементы сада имеет решающее значение для дизайна. Масуно использует в своих проектах эстетические принципы, почерпнутые из изучения традиционного японского искусства. Принцип тен-чи-дзин (буквально “человек небесно-земной”) наиболее известен в искусстве составления композиций из цветов (икебана). Тен-чи-дзин — это метод для создания сбалансированной композиции с центральным высоким элементом, представляющим небеса, средним элементом, символизирующим человечество, и нижним элементом спереди, символизирующим землю. Хотя чаще всего это понимается в масштабе цветов в вазе, этот принцип работает так же хорошо и в масштабе растений в саду и позволяет оценить группу растений независимо друг от друга, а также группу в целом.

Сюнмё Масуно

Еще один принцип, который Масуно использует в своих садах известен как син-ге-со (буквально “формальный полуформальный неформальный”). Это система категоризации, которая позволяет целому ряду стилей сосуществовать в единой гармоничной композиции. В садовом дизайне наиболее очевидное применение син-ге-со заключается в построении дорожек. Прямой путь, созданный из ограненных прямоугольных камней одинакового размера являются формальным, или официальным (шин). Извилистая дорожка из грубых камней разного размера является неформальной (со). Дорожка, которая находится где-то между этими двумя крайностями, является полуформальной (ге). То же самое касается различных типов лестниц, стен и растений. Работа с такими эстетическими принципами, как син-ге-со позволяет Масуно проявлять творческий подход в рамках понятной визуальной структуры, которую можно применить к любому дизайну.

Сюнмё Масуно

Кантакеямы Синэн, который расположен на небольшом расстоянии от места жительства Масуно в храме Кенкодзи в Иокогаме, он мог посещать многократно и медленно разрабатывать дизайн. Однако, когда он проектирует сады за пределами Японии (или далеко от Иокогамы), Масуно не всегда может позволить себе роскошь долго пребывать на месте реализации проекта. В случае работы над садом в Музее цивилизации (Канада), первоначальный визит Масуно был кратким, но очень продуктивным. В аэропорту его встретили и проводили на место будущего сада для ознакомления, а затем планировали отвезти в отель. Он был одет в свою монашескую одежду, его голова была выбрита наголо. Было далеко за полдень, типичный холодный день поздней осени с температурой ниже нуля. Он прибыл на участок, внимательно изучил его и сразу же сел. Дневной свет быстро угасал, и сотрудник принимающей стороны спросил, не пора ли перебраться в гостиничный номер? Масуно сообщил, что хотел бы переночевать на территории будущего сада. Сотрудник сообщил о том, что ночь обещает быть очень холодной, что прогнозируется снегопад, но он заверил его, что с ним все будет в порядке и что ему необходимо немедленно приступить к работе.

Сотрудники заказчика вернулась рано утром следующего дня, опасаясь, что может случиться международный инцидент из-за безвременной кончины ландшафтного архитектора из Японии, которого оставили замерзать в Музее цивилизации. Но, они нашли вполне довольного прошедшей ночью монаха-дизайнера, которому не терпелось показать им законченный набросок плана сада. Он не только набросал первоначальный проект, но и определил форму, размер и предполагаемый вес каждого из камней, которые потребуются. Вместе со своими коллегами из Японии и сотрудниками музея он приступил к поиску подходящих камней для сада. По его воспоминаниям, что это была нелегкая задача, но в конце концов были найдены все подходящие камни. К удивлению канадцев, камни, некоторые из которых весили много тонн, совпали по весу с тем, что было прописано в эскизе с точностью до нескольких килограммов. Затем он указал, какой стороной следует вкапывать камни и оказалось, что все они соответствуют изображенным на эскизе. Его воображение было настолько точным, как будто он был близко знаком с каждым из камней, еще до их приобретения.

Ментальная сосредоточенность и полное понимание природы материалов, используемых в саду, на примере этой истории демонстрируют, как Масуно использует свою тренированность в дзен-практиках в своей дизайнерской работе, а также свои творческие способности. Эти способности проявляются на каждом этапе работы над садовым проектом.

В случае Кантакеямы Шинен у Масуно не было необходимости спешить, но он приложил такую же энергию и сосредоточенность к каждому аспекту дизайна. Как только он завершил первоначальный проект всего комплекса, включая дизайн чайного домика, чайного павильона и музея, он снова встретился с заказчиком, чтобы обсудить проект. Основываясь на отзывах клиента, Масуно пересмотрел проект и продолжал разрабатывать дизайн до тех пор, пока и он сам и клиент не остались довольны результатами. Рабочие чертежи были сделаны и разосланы выбранным подрядчикам для оценки стоимости, и можно было начинать поиск подходящих материалов.

Выбор материала имеет первостепенное значение, поскольку считается, что каждый элемент — будь то камень, или растение — обладает духом (кокоро). “Как выявить дух, который находится внутри? Дух
должен быть выявлен с помощью философии Дзен, которой придерживаются ландшафтные дизайнеры, и использован для создания искусства”.12 Подготовка и опыт Масуно позволяют ему распознавать и максимально использовать духи элементов сада. При проектировании он способен представить размеры, особенности и характер каждого элемента. Далее он планирует расположение основных камней и растений. Некоторые камни и растения Масуно находит в горах (см. статью Ямадори). Другие, например камни, используемые для изготовления скамеек или мостов, на которых могут быть видны следы обработки, приобретают в карьерах.

Растения, подходящие для традиционных японских садов, выращиваются в питомниках в Японии.
Поэтому часть из них там и покупают. В случае с Кантакеяма Синен некоторые подходящие растения уже росли на участке и были пересажены, будучи вписаны в новый дизайн. Особенно это касалось больших деревьев в священной роще. Мейсон и его команда обошли участок и выбрали деревья, которые будут посажены на новой “горе”. Деревья были аккуратно выкопаны из земли и перенесены краном на временную площадку. Далее, различные участки сада, определенные в процессе дживари, были очерчены на земле известью. Поскольку дизайнер работает над тем, чтобы подчеркнуть уникальные качества участка, некоторые элементы ландшафта были скорректированы в ходе этого процесса, затем были пересмотрены чертежи проекта, чтобы отразить изменения. На этом этапе начались основные земельные работы. Были выкопаны пруды и создана насыпь горы. По мере того, как гора становилась выше, была возведена подпорная стенка, которая позже будет облицована камнем).

По мере продвижения этой работы была завершена прокладка подземных коммуникаций (электропроводка и трубопроводы). Как только гора достигла желаемой высоты, на нее были пересажены большие деревья из священной рощи, а также добавлены дополнительные деревья. Масуно отмечает, что “при посадке деревьев недостаточно просто посадить дерево где угодно, нужно оценить духа дерева и прислушаться к нему, чтобы определить, где оно хочет быть посажено”.13 Используя принцип шин-ге-со, деревья одного типа высаживаются вместе, образуя, к примеру группу из деревьев с оголенной от ветвей нижней частью ствола. Деревья также используются для создания тени, контраста или элегантности. При этом используются разные техники их обрезки, чтобы подчеркнуть их особенности.

В то время как работы на садовом участке продолжались, в карьере были выбраны камни для
таких важных элементов, как лицевая сторона подпорной стенки перед священной горой, каменный мост и каменная скамья. Эти созданные вручную элементы, выполняют как утилитарные функции, так и служат декорацией, часто, как в случае со скамейкой — для контраста с природными элементами сада.

Масуно провел время с рабочими в карьере, отбирая камни и располагая на местности различные элементы. Он собрал полноразмерную версию каменной подпорной стены для священной горы, чтобы формы и текстуры камней были точно такими, как он их спроектировал. Позже она была перенесена в сад и установлена на месте. Пока рабочие занимались камнями, Масуно наблюдал за размещением отдельных важных камней и их групп, а также камней, которые создают берега пруда, ручья и обрамление водопадов.

ландшафтный дизайн японского сада

Различные выражения, которыми описывают японские сады: мощь, спокойствие, умиротворенность и элегантность — все это меняется в зависимости от расположения камней… Поскольку дизайнеры должны «беседовать» с пространством в саду, дизайну трудно воплотиться в соответствии с планом. Японские сады нельзя создать, руководствуясь только планом. Расставляя камни, нужно “говорить” с ними и ждать, пока они, заговорят и скажут, куда их нужно положить.14

После размещения камней мост был передвинут на место с большими скалами, чтобы скрыть его основание. Масуно также наблюдал за размещением тёдзубати, выверяя его высоту и расстояние
между ведущими к нему ступеньками. Расположение ступеней имеет решающее значение, поскольку они влияют, как на скорость ходьбы посетителя, так и восприятие окружающих сцен во время ходьбы по ним.

После того, как основные каменные элементы были установлены и залито бетонное основание пруда, камни для водопада были перемещены на место с помощью кранов. В это время также были построены все бетонные фундаменты для построек и основания дорожек. Также продолжались бетонные работы по созданию небольшого здания музея. Пока велись все эти работы, деревянные здания: чайный домик, скамейка для ожидания, чайный павильон в стиле рюрей, въездные ворота и тэмидзуша — изготавливались плотниками в мастерских. Масуно и заказчики посещали столярные мастерские, чтобы проконтролировать ход работ.

Каменный фонарь делали специализированные каменотесы в своей мастерской на основе полноразмерных эскизов Масуно. Такой каменный фонарь выполняет две функции в саду. Одна из них утилитарная: он создает мягкую подсветку для наблюдения за садом ночью. Вторая эстетическая, он подчеркивает дизайн и “повышает элегантность сада со всех ракурсов с которых виден”.15

Восьмигранная каменная плита в современном стиле указывает источник воды в пруду.

После завершения бетонных работ на стройплощадке была подготовлена следующая группа элементов. Строительные леса были установлены в местах, где должны были возводиться темизуша и въездные ворота. Ворота и двери играют важную роль в саду и должны соответствовать человеческим пропорциям. Они могут выражать величие, если выходят в сад, а могут быть спроектированы более легкими и менее формальными, если расположены внутри сада16.

По мере завершения строительства зданий Масуно руководил размещением дополнительных растений, таких как большие, хорошо заметные деревья и изготовлением земляного моста (добаши). Для моста была смоделирована форма с использованием фанерного шаблона, затем изготовлена из дерева и, наконец, деревянная конструкция была покрыта слоями земли.

С каждым последующим этапом строительства сада масштаб работ уменьшался, а уровень детализации повышался. Камни среднего и малого размера были расставлены вокруг водопадов и пруда, а растения использовались для уравновешивания камней и заполнения пустых пространств. Было установлено и протестировано осветительное оборудование, например, внутри каменной скамьи и вокруг нее. Каменный фонарь был установлен на све постоянное место, был проверен уровень воды в прудах, скорость течения в ручьях и водопаде. Заключительные детали — небольшие растения, гравий для дорожек, грунтовые покрытия, такие как мох на земляном мосту и в саду на пути к чайному домику, легкие бамбуковые изгороди и вывески дополнили сад. Эти завершающие элементы создали фокусные точки и объединили различные части сада. Например, Масуно выбрал мхи в качестве почвопокровных растений , чтобы создать впечатление “мокрого” (в отличие от травы, которая воспринимается как “сухая”)17, чтобы связать сцены засаженных участков сада с водной стихией.

ландшафтный дизайн японского сада

Заборы и живые изгороди разделяют и определяют пространство, но они также служат живописными элементами, особенно в случае бамбуковых заборов у чайного домика. Каменные чаши и фонари создают фокусные точки, где человеческие изделия контрастируют с природными элементами сада. Для Сюнме Масуно процесс проектирования и строительства сада всегда связан с дзен. “Я всегда чувствую себя единым целым с растениями, когда сажаю их, и с камнями, когда расставляю их по местам. Это момент, когда ты инстинктивно понимаешь, что все правильно, момент осознания”18.

Сокращенные перевод из: Mira Locher. Zen gardens:
the complete works of Shunmyo Masuno, Japan’s leading garden designer. 2012

Сноски

1. Process: Architecture Special Issue No. 7, Landscapes in the Spirit of Zen, A Collection of the Work of Shunmyo Masuno, 8.
2. “Shunmyo Masuno: Seigen-tei,” in Kunst for Menneskelige Basalbehov, 20.
3. Masuno, Inside Japanese Gardens, 15.
4. Carter, Th e Japanese Arts and Self-Cultivation, 69.
5. Process: Architecture Special Issue No. 7, Landscapes in the Spirit of Zen, A Collection of the Work of Shunmyo Masuno, 8.
6. “Shunmyo Masuno: Seigen-tei,” in Kunst for Menneskelige Basalbehov, 17.
7. Ibid, 20.
8. Masuno, Inside Japanese Gardens, 109.
9. Ibid, 15.
10. Ibid, 86.
11. Carter, Th e Japanese Arts and Self-Cultivation, 60–61.
12. “Shunmyo Masuno: Seigen-tei,” in Kunst for Menneskelige Basalbehov, 20.
13. Masuno, Inside Japanese Gardens, 107.
14. Ibid, 102–103.
15. Ibid, 118.
16. Ibid, 112–113.
17. Ibid, 108.
18. Process: Architecture Special Issue No. 7, Landscapes in the Spirit of Zen, A Collection of the
Work of Shunmyo Masuno, 10.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *