Сад Кантакеямы Синэн в храме Самукава Синто

Префектура Канагава, Япония
Архитектор: Сюнмё Масуно. 1999 г.

Кантакеяма Синэн в храме Самукава является необычным примером традиционного сада дзен. Во-первых, храм Самукава не является буддийским местом поклонения; скорее это синто, исконная политеистическая религия Японии, которая появилась задолго до буддизма. Основана она на анимистических верованиях.

Святилища Синто часто расположены в местах с нетронутой природой, но сад при святилище Синто — редкость. Поскольку природа играет важную роль в верованиях синто, сосредоточение внимания на природе, характерное для садов дзэн, не является сложной задачей для архитектора-буддиста.

Кантакеяма — это название священного холма на территории храма. Когда в 1997 году был построен новый главный зал святилища, вид на существующую чинджу-но мори (священную рощу) расположенную вокруг храма был закрыт. Чтобы снова придать святилищу видное положение, все деревья высотой два метра или более были перенесены на временное место, и была добавлена земля, чтобы создать “гору” высотой более восьми метров. Крупные деревья были пересажены, к ним добавлены дополнительные деревья, чтобы создать ощущение священного места глубоко в горах.

Существующий пруд Намба-но-Койке также был восстановлен и благоустроен. Колодец, который является источником воды, был обновлен, чтобы вода могла течь свободно. Берега пруда были укреплены камнями и посадками хвойных деревьев. Территория вокруг пруда и недавно возведенной Кантакеямы была перепланирована для удобства посетителей. Внутри въездных ворот Масуно спроектировал тэмидзуя, павильон с источником воды, используемый для полоскания рук и рта при ритуальном очищении перед входом на священную территорию.

Толстая каменная плита в массивной каменной стене вдоль задней границы священной рощи, отмечает место молитвы в центральной точке святилища.

Вторая фаза проекта — это святилище или сад для ками (божества синто). Построенный рядом с Кантакеямой, этот кайюсики тэйен (сад для прогулок) включает в себя несколько зданий, а также водопад, пруды, каменные композиции и насаждения. Традиционный чайный домик, павильон для чайной церемонии в стиле рюрей (проводимой сидя на стуле, а не на полу) и небольшой музей расположены в промежутках вдоль тропинки.

Слева: над пешеходной дорожкой проходит изогнутая каменная скамья по пути к чайному павильону Варакутей на краю нижнего пруда. Справа: расположенные выше полосы разноцветного камня ведут посетителей ко входу в современное бетонное сооружение, в котором находится исторический музей храма.
Слева: земляной мост, фонарь торо. Справа: каменные плиты ведут к
каменно-дощатому мосту неправильной формы.
Слева: простые бамбуковые и деревянные Байкен-мон (“Ворота с видом на сливы”) отмечают вход во внутренний сад чайного павильона. Справа: камни среди мха ведут через сад к чайному домику.
Интерьер традиционного чайного домика "Чокушинан"
Интерьер традиционного чайного домика «Чокушинан» отличается простой, но изысканной конструкцией из дерева и бамбука со стенами из глиняной штукатурки.
Слева: двигаясь по внутреннему саду и под карнизом чайного домика, ступеньки увеличиваются в размерах и высоте по мере приближения к двери чайного домика. Справа: простой водосточный желоб, сделанный из бамбука, улавливает воду стекающую с крыши кошикаке мачиаи (скамейки ожидания).

Целью проекта было не что иное, как создание современного бункадзаи (объекта культурного достояния). Сюнме Масуно искал по всей Японии подходящие растения, камни и другие материалы. Множество высококвалифицированных плотников и ремесленников сотрудничали в рамках этого проекта. Результатом стало место с пронзительным чувством спокойствия, где можно забыть о заботах повседневной жизни.

Из низкого окна в фойе музея открывается вид на сцену совершенной тишины — два камня, аккуратно уложенных на гравийном ложе.
Слева: ступеньки-камни различных форм и размеров, утопленные в густом мху, ведут к тёдзубати и торо. Справа: ручей на котором расположен водопад «врат дракона” течет по саду и наполняет пруд.

Садовая дорожка спроектирована таким образом, чтобы обеспечить постоянно меняющиеся виды, поэтому ни одна сцена не дублируется, и посетитель видит самые разнообразные сцены. Первый вид от въездных ворот создает ощущение синдзан-юкоку (присутствия глубоко в горах и уединенных долинах). По мере того как посетитель перемещается по саду, ему открываются разноуровневые пространства. В саду есть верхний и нижний пруды, соединенные широким трехъярусным водопадом.

Из чайного павильона открывается широкий вид на нижний пруд, водопад и каменную сцену, которая используется для исполнения традиционной музыки (гагаку) и ритуальных танцев.

Сквозь деревянную конструкцию чайного павильона, открывается вид на пруд, каменную сцену и многоярусный водопад

Вдоль тропинки растет множество различных растений, отличающихся большим разнообразием. Слои пространства, создаваемые двумя прудами, и объединение уединенных зон, а также очень открытых площадок создают множество впечатлений и заставляют сад казаться намного больше, чем он есть на самом деле. Продуманное сочетание новых и явно традиционных элементов позволяет зрителю увидеть сад в самых разных временных горизонтах. Восьмигранная каменная плита в современном стиле указывает источник воды в пруду.

В пределах широкого изгиба каменного пляжа, большая скала в конце вымощенной камнем дорожки привлекает внимание зрителя к восьмигранному каменному знаку, указывающему на источник воды в пруду.

Края каменной сцены обработаны с особой тщательностью, каменные полосы сценической платформы превращаются из плоских и гладких в шероховатые и объемные по мере приближения к краям сцены. Тщательно продуманные детали, подобные этим, придают саду дополнительные смыслы, что позволяет ясно и по-новому осознать себя.

О создании этого сада см. https://gardenmodern.ru/proektirovanie-i-stroitelstvo-sadov-v-ispolnenii-syunmyo-masuno/

Подписывайтесь на наш канал в Telegram: https://t.me/garden_modern

Сокращенные перевод из: Mira Locher. Zen gardens:
the complete works of Shunmyo Masuno, Japan’s leading garden designer. 2012

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *