Сад Кантакеямы Синэн в храме Самукава Синто
Префектура Канагава, Япония
Архитектор: Сюнмё Масуно. 1999 г.
Кантакеяма Синэн в храме Самукава является необычным примером традиционного сада дзен. Во-первых, храм Самукава не является буддийским местом поклонения; скорее это синто, исконная политеистическая религия Японии, которая появилась задолго до буддизма. Основана она на анимистических верованиях.

Святилища Синто часто расположены в местах с нетронутой природой, но сад при святилище Синто — редкость. Поскольку природа играет важную роль в верованиях синто, сосредоточение внимания на природе, характерное для садов дзэн, не является сложной задачей для архитектора-буддиста.

Кантакеяма — это название священного холма на территории храма. Когда в 1997 году был построен новый главный зал святилища, вид на существующую чинджу-но мори (священную рощу) расположенную вокруг храма был закрыт. Чтобы снова придать святилищу видное положение, все деревья высотой два метра или более были перенесены на временное место, и была добавлена земля, чтобы создать “гору” высотой более восьми метров. Крупные деревья были пересажены, к ним добавлены дополнительные деревья, чтобы создать ощущение священного места глубоко в горах.
Существующий пруд Намба-но-Койке также был восстановлен и благоустроен. Колодец, который является источником воды, был обновлен, чтобы вода могла течь свободно. Берега пруда были укреплены камнями и посадками хвойных деревьев. Территория вокруг пруда и недавно возведенной Кантакеямы была перепланирована для удобства посетителей. Внутри въездных ворот Масуно спроектировал тэмидзуя, павильон с источником воды, используемый для полоскания рук и рта при ритуальном очищении перед входом на священную территорию.

Вторая фаза проекта — это святилище или сад для ками (божества синто). Построенный рядом с Кантакеямой, этот кайюсики тэйен (сад для прогулок) включает в себя несколько зданий, а также водопад, пруды, каменные композиции и насаждения. Традиционный чайный домик, павильон для чайной церемонии в стиле рюрей (проводимой сидя на стуле, а не на полу) и небольшой музей расположены в промежутках вдоль тропинки.


каменно-дощатому мосту неправильной формы.



Целью проекта было не что иное, как создание современного бункадзаи (объекта культурного достояния). Сюнме Масуно искал по всей Японии подходящие растения, камни и другие материалы. Множество высококвалифицированных плотников и ремесленников сотрудничали в рамках этого проекта. Результатом стало место с пронзительным чувством спокойствия, где можно забыть о заботах повседневной жизни.


Садовая дорожка спроектирована таким образом, чтобы обеспечить постоянно меняющиеся виды, поэтому ни одна сцена не дублируется, и посетитель видит самые разнообразные сцены. Первый вид от въездных ворот создает ощущение синдзан-юкоку (присутствия глубоко в горах и уединенных долинах). По мере того как посетитель перемещается по саду, ему открываются разноуровневые пространства. В саду есть верхний и нижний пруды, соединенные широким трехъярусным водопадом.
Авторизуйтесь, если вы ее уже приобрели, или купите подписку.