| |

Основные композиционные приемы совмещения архитектуры и природы в китайских садах города Сучжоу

Шевченко М. Ю. // Биосферная совместимость: человек, регион, технологии.
– 2019. – № 1(25). – С. 14-28

Введение

В китайской культуре строительство парков всегда стояло несколько особняком от остального архитектурного творчества. В садово-парковой архитектуре было сравнительно мало жестких ограничений и правил, что открывало значительный простор для творчества. Возможно, именно поэтому возведение парков относилось к области искусства, и было неотделимо от поэзии и живописи, в то время как остальное строительство воспринималось, скорее, как ремесло.

Помимо этого, в Китае сложилось особенное отношение к природе, можно даже утверждать, что природа там непосредственно обожествлялась, а Небо было верховным божеством [6, с. 4]. «Культ красоты, порожденный обожествлением природы, предопределил характер китайской ландшафтной садовой архитектуры» [4, с. 5]. В садово-парковом искусстве Китая «воплощались естественная простота, гармоничное сочетание пейзажа, зданий и различных строений. Все проекты оценивались по тому, насколько они подчеркивали красоту, естественность и своеобразие природы». [5, с. 19]. «Сад – это особый мир, где человек ощущал себя освобожденным от повседневной суеты, приобщенным к вечной и изменчивой жизни природы» [3, с. 77].

В области города Сучжоу парки начали появляться еще при династии Цзинь (265-420 гг.), однако вплоть до династии Тан (618-907 гг.) их здесь было относительно немного. После переноса столицы династии Южная Сун в Линьань (1138 г.), южные регионы стали местом проживания аристократии. Тогда и начинается новая волна строительства частных парков и садов сановников. Эта тенденция продолжилась и при династиях Мин и Цин [11, с. 10,11]. Такие сады соседствовали с усадьбами, что создавало прекрасный контраст четкой планировки жилых помещений и естественности композиции сада [8, с. 35]. В построении пространства частных парков, при всем их многообразии, можно выделить определенные общие композиционные приемы и основные объекты проектирования. Это позволит не только глубже понять структуру китайского парка, но возможно и использовать выделенные приемы в проектной работе.

Ландшафт и пространство

Пространство парков делится на отдельные зоны. Есть всегда одна главная зона, которая выделяется своими размерами, и которая и выражает основной замысел парка – будь то красота водных пространств, или изысканность искусственных горок. Вокруг главного пространства группируется несколько второстепенных, каждое из которых также имеет свой композиционный центр. Наиболее крупными элементами парков являются пруды и холмы, причем в той или иной части парка обязательно должен доминировать либо водоём, либо холм. Так формируются либо холмистые пейзажи как в парке «Усадьба в прекрасных холмах» (环秀山庄) (рис.1), либо озерные ландшафты как в парках «Сад рыболова» (网师园) или «Сад скромного политика» (拙政园).

Парк «Усадьба в прекрасных холмах»: А – разрез; [11, с.437]
Парк «Усадьба в прекрасных холмах»: Б – план нижнего яруса [по 9, с.90]
Парк «Усадьба в прекрасных холмах»: В – план
верхнего яруса [по 9, с.90]

Размеры парковых пространств соответствуют также размерам расположенных в них построек и их функциям, поэтому пространства могут быть большими и малыми, открытыми и замкнутыми, высокими и низкими, светлыми и темными. Основное пространство парка никогда не открывается сразу от входа в парк. Именно входная зона чаще всего и выполняется затесненной и затененной с изогнутыми галереями и преграждающими взор искусственными горками или стенами [14, с. 301]. Примером этому могут служить входные пространства «Сада рыболова» или «Сада неспешности» (留园) [7, с. 205].

Подписывайтесь на наш канал в Telegram: https://t.me/garden_modern

Площадки и маршруты для обзора

При создании парка необходимо продумывать не только выгодные видовые точки и их дизайн, но и то, как эти точки будут взаимосвязаны одним или несколькими маршрутами. Только в этом случае пространство парка будет полностью использовано и постепенно раскроется перед посетителем, словно живописный свиток.

Самые важные постройки парка – это павильоны и залы для встречи гостей. Именно эти постройки располагаются в наиболее выгодных местах парка, откуда открываются виды на главный парковый
ландшафт. Как правило, такие здания стоят у воды и обращены на крупную возвышенность парка. Боковые окна гостевых павильонов открываются на второстепенные парковые ландшафты.

Между главными и второстепенными точками и прокладывают маршруты. Их дистанция ввиду относительно небольших размеров сучжоуских парков невелика. Кроме того, высота главных акцентов парка – искусственных горок обычно также небольшая, и не превышает 7 м. Если бы дистанция обзора паркового ландшафта была большой, то такие горки показались бы слишком мелкими, и потеряли бы свою композиционную значимость. Поэтому дистанция обзора не должна превышать 12-35 м, и, как правило, составляет около 20 м.

Парковые маршруты могут быть двух типов: первый – это галереи, павильоны или дорожки, расположенные напротив водоема или горки; второй – это горные тропинки, пещеры и мостики. В относительно крупных парках применяют обе разновидности маршрутов. Они проходят по сложной извилистой траектории, а главный маршрут, как правило, закольцован. В небольших парках, как например «Усадьба в прекрасных холмах» вообще может быть проложено только одно кольцо маршрута. Но в подавляющем большинстве парков помимо главного маршрута есть и несколько второстепенных. Горные тропки очень извилистые, делается это для того, чтобы удлинить маршрут и задержать гуляющего на возвышенности. А обходные маршруты нередко прокладываются у самых стен парков, чтобы максимально использовать территорию [1, с. 420].

Многообразные изменения ощущения пространства в процессе прогулки по парку обогащают впечатление и от всего парка. Отличным примером тому может служить парк «Усадьба в прекрасных
холмах», где, несмотря на наличие всего одного закольцованного маршрута, его изменения продуманы настолько точно, что пространство небольшого парка кажется очень богатым и сложным (рис.1). А, вот, в парке «Львиный лес» (狮子林), несмотря на то, что маршрутов гораздо больше, решены они по единому принципу, и не обладают тем богатством изменений. Поэтому воспринимаются несколько однообразными, из-за чего и сам парк не кажется столь интересным.

Контраст и фон

Контраст – это неотъемлемый прием в любом художественном произведении, и композиция парков в данном случае не исключение. В классических парках Сучжоу нередко можно увидеть контраст открытых и замкнутых пространств, разреженных и густых зеленых насаждений, вздымающихся горок и ясной глади воды, выстроенных человеком построек и природных растений, кроме того контраст может выражаться в пустоте и наполненности, свете и тени, фактуре, формах и т.д [10, с. 343].

Если говорить о композиции парка в целом, то в ней идет постоянное чередование пространств, обладающих различной характеристикой, именно этот контраст и дает ощущение богатства паркового пространства. Нередко в парковых пейзажах прибегают к созданию некоего фона для выделения главного элемента. За счет низкого выделяется высокое; на светлом фоне выделяется темное, или же,
наоборот, на темном фоне – светлое.

Композиции из камней дырчатой формы должны иметь подобающий фон – только тогда их силуэт будет восприниматься во всей своей красоте. Отрицательным примером здесь может служить парк «Львиный лес», в котором, несмотря на то, что горки сложены из очень хороших камней, их общая композиция заглушена хаотичной измельченностью, что не позволило в полной мере выразить красоту камня (рис.2-а). Под горками из камней нередко для контраста прокладывают небольшие водоемы, которые окружают их извилистой линией, и еще более оттеняют их высоту [15, с. 166]. Прекрасным тому примером служит небольшой водоем в парке «Усадьба в прекрасных холмах» (рис.2-б).

Рис. 2. Искусственные каменные горки: а – парк «Львиный лес»; б – парк «Усадьба в прекрасных холмах» [фото автора]

При создании контрастных композиций необходимо иметь в виду и масштаб пространств. Для того чтобы пространство парка казалось просторным, постройки не должны быть чрезмерно крупными и высокими. Например, в «Саду рыболова» главный зал прикрыт искусственной горкой, и расположенный на противоположном берегу пруда двухъярусный терем стоит позади галереи, что нивелирует его высоту и размер и формирует очень гармоничное пространство (рис.3).

Рис. 3. Парк «Сад рыболова», аксонометрия [11, с.399]

Расположенные по берегам пруда галереи, мосты, а также сама береговая линия не должны быть прямыми, а должны следовать естественности природных форм, только в этом случае их объем дробится на более мелкие части, и перестает спорить с крупными плоскостями водоемов и объемами горок. Расположенные на горках беседки должны быть небольшими и легкими, иначе горка превратится в постамент для постройки и потеряет свою устремленность ввысь [15, с. 167].

Сопоставление пейзажей и заимствование ландшафтов

В парках Сучжоу в основных композиционных центрах пейзажи нередко размещаются таким образом, что между ними начинает происходить своего рода диалог. Наиболее часто применяемым средством достижения такого эффекта служат дороги и галереи, которые в местах поворота или перехода в следующий двор открываются либо фигурным проемом в стене, либо крупным окном, за которым виднеется идеально сформированная пейзажная композиция. Например, в «Саду скромного политика» из зоны «Садик лютни» (枇杷园) через круглый проем в стене открывается вид на павильон «Облака белоснежных цветов» (雪香云蔚), который расположен в северной части на острове в центре пруда (рис.4-а).

Рис. 4. Сопоставления пейзажей в «Саду скромного политика»: а – вид из «Садика лютни» на павильон
«Облака белоснежных цветов» [11, с.96]; б – пагода монастыря Бэйсы как часть композиции восточного двора [фото автора]

Другим примером из «Сада скромного политика» может служить вид, открывающийся из веерной беседки в западной части сада на терем «Отражения» (倒影 楼). Нередко павильоны и терема стоят таким образом, что друг для друга служат пейзажными акцентами. Однако они никогда не ставятся прямо друг напротив друга, всегда они либо повернуты под определенным углом, либо прикрыты расположенными на переднем плане растениями или холмами [13, с. 128].

Заимствование ландшафтов – это излюбленный прием в китайских парках, который призван обогатить пространство самого парка за счет выгодного использования окружающих пейзажей или силуэтов построек, расположенных за пределами парка [7, с. 221]. Наиболее известным пейзажем такого рода среди парков Сучжоу является включение силуэта пагоды монастыря Бэйсы в композицию восточного двора «Сада скромного политика» (рис.4-б). Своего рода заимствованием можно назвать и активное использование в некоторых парках отражения построек или неба в свободной от растительности водной глади.

Глубина и последовательность пейзажных картин

Сложная композиция, строящаяся вдоль извилистых маршрутов, добавляет глубины к восприятию парка и позволяет избежать ситуации, когда весь парк можно охватить с одного взгляда. Для увеличения глубины парковых ландшафтов во многих садах входная группа преграждается искусственной горкой, небольшим двором, решетчатыми окнами и др., которые направляют взгляд лишь на небольшой фрагмент паркового пейзажа. И только пройдя извилистым путем, можно обозреть полностью весь ландшафт.

 Последовательность пейзажных картин в «Саду скромного политика»
Рис. 5. Последовательность пейзажных картин в «Саду скромного политика»: А – план парка [по 9,
с.110]; б – мост «Маленькая радуга»; в – дворик перед павильоном «Маленькие синие волны» [1, с.816]

Парковое пространство раскрывается поворот за поворотом, двор за двором, что и формирует ощущение глубины и богатства пространства сада. Пространства проникают друг в друга, что дополнительно обогащает пейзаж. Соседние пространства разгораживаются полупрозрачными конструкциями, благодаря чему павильоны и растения начинают взаимно дополнять друг друга. Прекрасным примером тому может служить решение пространства в центральной части «Сада скромного политика» (рис.5), которое ограничено южной стеной парка и крытым мостом «Маленькая радуга» (小⻜虹). Перед мостом пространство просторного пруда начинает сужаться, что уже готовит посетителя к постепенной смене настроения. Сам мост представляет собой очень легкую конструкцию с тонкими столбами и изящной решеткой ограждения, который почти не загораживает расположенный позади него маленький дворик, и, тем не менее, все же явно разграничивает пространство. Небольшой дворик за мостом «Маленькая радуга» резко контрастирует по размеру с расположенным севернее просторным прудом, но это пространство необычайно интересно. В нем нет ни одной параллельной стены, и все же явно ощущается геометрия построек. Стоящая на углу, повернутая по диагонали беседка «Соснового ветра» (松⻛亭) служит главным акцентом двора, с нее же открывается красивейший вид на слегка изогнутый силуэт моста и скрытое за ним главное пространство парка. Расположенный в южной части двора павильон на сваях «Маленькие синие волны» (小沧浪) в свою очередь является вторым сооружением, разграничивающим это небольшое пространство. Но в отличие от моста «Маленькая радуга» он более плотный по структуре, хотя в нем и предусмотрена возможность определенной трансформации, когда в жаркие летние дни все его резные створки раскрываются, максимально дробя его лаконичный объем. И этот павильон еще не последний в череде постепенно раскрывающихся пространств. Вода заведена под ним почти к самым стенам парка, так что южнее этого павильона образуется последний двор, который, однако, не предусматривает прогулок по южному берегу пруда вдоль стены. Там по берегу высажены растения
и расставлены камни, которые на фоне белой стены выглядят, словно нарисованный на бумаге пейзаж. Лишь в западной части сооружена небольшая беседка, которая поставлена так, чтобы и небольшой пруд и расположенный над ним павильон «Маленькие синие волны» представали в
наиболее выгодном ракурсе.

Вдоль стен и в углах парков сооружают галереи, которые не параллельны стенам и своими изгибами отгораживают небольшие пространства, где высаживаются деревья и цветы и расставляются камни, которые формируют миниатюрные пейзажи. Или же за окнами и дверьми высаживают бананы, бамбук, деревья, ставят камни для того, чтобы обогатить пейзажные картины. За павильонами или за холмами нередко высаживают высокие деревья, бамбуковую рощу или устанавливают терема в качестве фона.

Объекты проектирования

1. Водоемы

Водоемы – это одна из важнейших частей формирования парковой композиции, поэтому их оформлению наряду с искусственными горками уделяется первостепенное внимание [12, с. 90]. Водоемы, как правило, имеют нерегулярную форму, и нередко делятся на отдельные части. В крупных прудах средством такого разделения могут быть небольшие острова с беседками, как, например, в «Саду скромного политика», но чаще это мосты или крупные камни.

Мосты – это главное средство обогащения водной парковой композиции. В основном мосты в парках выполняются каменными: либо простой прямой, либо ломаной формы. Такие мосты максимально приближены к глади воды, чтобы визуально не перерезать пространство. Парапеты также обычно низкие, простой и лаконичной формы, выполненные из камня или металла. Деревянных мостов практически не встречается. Единственный пример – это деревянный крытый мост «Маленькая радуга» в «Саду скромного политика».

Немаловажно также и оформление берегов пруда. Поскольку земляные берега довольно плохо сохраняют свой первоначальный контур, то берега в парках Сучжоу чаще всего отделываются камнями. Простые береговые стенки вдоль прудов почти не встречаются. Исключением можно назвать только основания террас или павильонов, выступающих над водой.

2. Горки

Другой важнейшей составной частью парков Сучжоу служат искусственные горки. На возведение горок и транспортировку камня требовалось довольно много времени и средств. Так что не каждый владелец парка мог себе позволить использование большого количества камня в собственном парке. Искусственные горки, как правило, создавались из земли и камня. Но бывали горки, выполненные исключительно из камней. При возведении искусственных горок следили за их взаимодействием с окружающим ландшафтом. Для этого, прежде всего, определяли, что в парке будет главенствовать – водоем или горка, и, исходя из этого, формировали горку либо как композиционный центр, либо как дополнение к водоему. Горка должна была сочетаться и с постройками – слишком крупная горка могла затеснить пространство, как это отчасти произошло в парке «Беседка изумрудных волн». А, например, самая крупная в Сучжоу горка в саду «Усадьба в прекрасных холмах», высота которой составляет 7,2 м, не подавляет пространство, поскольку перед ней специально устроен просторный двор с террасой (рис.1,2-б).

При изготовлении горок важную роль играет собственно камень. В общем и целом, применяемый в парках Сучжоу камень можно разделить на озерный и на желтый известняк. Они имеют совершенно разную структуру, поэтому не допускается применение обоих видов камня в одной горке, поскольку это будет выглядеть очень неестественно. Озерные камни имеют сложную форму с множеством впадин и отверстий, причем есть как более дырчатые камни, так и более плотные. Более дырчатые камни встречаются в природе реже, поэтому они и дороже. Но для создания органичного вида горки из озерных камней, необходимо правильное сочетание дырчатых и плотных камней, как это было сделано в саду «Усадьба в прекрасных холмах» (рис. 2-б). Только тогда их вид будет достаточно естественным. А вот горка в саду «Львиный лев» выполнена только из дорогих дырчатых камней, и ее вид, поэтому искусственен (рис. 2-а).

Простые и монументальные формы камней из желтого известняка подходят для создания обрывистых берегов или же для оформления горных склонов, где эти камни наполовину выступают из земли, формируя естественные террасы. А создание сложных форм с множеством пещер и изрезанной береговой линией не так характерно для природных ландшафтов, где встречается этот камень, поэтому нарочитые формы берегов в парке «Беседка изумрудных волн», где желтым известняком попытались сымитировать причудливость озерных камней, выглядят не так естественно (рис.6).

3. Парковые постройки и отделка

Вспомогательными объектами проектирования паркового пространства были различного типа постройки. В целом их можно разделить на одноярусные залы и кабинеты, многоярусные терема и башни, павильоны-джонки и открытые террасы, беседки и галереи.

Залы и кабинеты – это наиболее крупные постройки парка, которые могли иметь по 3 или по 5 пролетов. По главному фасаду укреплялись решетчатые окна, боковые стены были, как правило, глухими. В парковых постройках залы перекрывались обычно двухскатной или девятиконьковой крышей и иногда такие крыши не имели конька.

Терема и башни, как правило, расположены по сторонам парка, либо на берегу около горки. Обычно они двухъярусные, высота верхнего яруса составляет примерно 7/10 высоты нижнего. Терема обычно имеют по три или по пять пролетов на главном фасаде, редко встречаются четырехпролетные или однопролетные постройки. Крыша, как и у залов, бывает либо двускатной, либо девятиконьковой. Лестница может располагаться внутри постройки, но иногда подъем на второй ярус может осуществляться по склону прилегающего холма или по наклонной галерее.

Башни во многом схожи по структуре с теремами, обычно они имеют двойной карниз, а окна укреплены по четырем фасадам. В плане это чаще квадратные или многоугольные сооружения. Крыша либо девятиконьковая, либо шатровая, по структуре схожая с крышами беседок.

Террасы и павильоны-джонки как правило сооружаются у воды, поэтому и формы их должны наилучшим образом сочетаться с водоемом. В их структуре стремятся подчеркнуть горизонтальные членения, которые формируются дверьми, окнами, ограждениями и т.д. Павильоны-джонки – это легкие постройки, по форме напоминающие лодки или корабли. Передняя их часть всегда вдается в воду, с одной стороны к джонке может подходить мостик с берега. В плане такие строения делятся на три части: передняя довольно высокая, средняя – относительно низкая, а задняя часть обычно двухъярусная, с которой открываются панорамные виды. Лестница, ведущая наверх, как правило, устанавливается между средней и хвостовой частями (рис.7).

Рис. 7. Павильон-джонка «Ароматный островок» (香洲) в «Саду скромного политика» [11, с.167]

Беседки представляют собой небольшие постройки для отдыха и служат важными элементами формирования паркового ландшафта. Располагаться они могут в самых разных местах: на верху холма, в роще, у дороги, над водой, а их форма и размер определяются ландшафтом [12, с. 89]. Различают полубеседки и полноценные беседки. Полубеседки обычно пристраиваются к стене или галерее. В плане беседки могут быть квадратными, прямоугольными, шестиугольными, восьмиугольными, круглыми, в форме цветка, трапециевидными, веерными и т.д.

Галереи – это связующие сооружения внутри парка. Именно они и формируют маршруты. Обычно они идут по свободной траектории с множеством изломов, и ориентированы на видовые точки. Благодаря галереям формируется чередование пространств (рис.8). Галереи по форме бывают прямыми, ломаными, наклонными и сдвоенными. По структуре различают закрытые и открытые галереи.

Галерея в «Саду неспешности»
Рис. 8. Галерея в «Саду неспешности» [фото автора]

Отделка. Китайские парки отличает разнообразие в отделке. Поскольку сооружения в парках небольшие, дистанции обзора также невелики, то при отделке уделялось особенно пристальное внимание деталям. Колорит выдерживался достаточно простым и скромным, в основном там преобладали коричневые, черные и серые оттенки, контрастировавшие с белизной стен.

В галереях и наружных стенах укреплялись оконные и дверные проемы самого разного вида и с различным заполнением. Окна могли быть не только геометрической формы, но и в виде цветов или листьев растений, дверные проемы также могли быть не только прямоугольными или круглыми, но и овальными, со срезанными углами, в форме ваз и т.д (рис.9).

Примеры оконных и дверных проемов в различных парках города Сучжоу
Рис. 9. Примеры оконных (а) и дверных (б) проемов в различных парках города Сучжоу [11, с.241,244]

Большое внимание уделялось также и мощению парковых дорожек, которое выполнялось из мелкой гальки различных цветов. Камни подбирались по цвету и размеру, и затем из них выкладывали различные геометрические орнаменты или же свободные мозаики в виде птиц, рыб, черепах или других животных, а также в форме цветов. Помимо этого, пространство парков украшали и разнообразные малые формы, такие как каменные круглые столики с каменными бочонками для сидения.

Выводы

Парки Сучжоу демонстрируют большое многообразие форм, размеров и рельефа. Эти «сады многлики, хотя все они подчинены канону, обязывающему художника следовать законам природы, прекрасной в своей естественности и изменчивости» [3, с. 78]. Действительно, при внимательном анализе композиционных приемов и отдельных объектов проектирования возможно найти некие общие правила построения частных садов Сучжоу. Главной задачей для архитектора становится создание сложного многопланового пространства, в котором важную роль играют пешие маршруты, выстроенные вокруг композиционных доминант. Это визуально увеличивает пространство сада, дает посетителю выбор различных путей движения, делает сад более богатым по содержанию.

Отдельные объекты проектирования позволяют детально проработать пространство сада. Причем, одну из важных ролей здесь играют различные постройки, которые и обрамляют природные элементы, то есть китайский сад немыслим без синтеза природы с архитектурой.

Выделенные выше композиционные приемы и объекты проектирования могли бы помочь ландшафтному архитектору приблизиться к идеалу воссоздания красоты естественной природы на отдельном участке. Овладев ими он, словно художник на шелке, сможет создать прекрасные утонченные пейзажи. Ведь «китайский пейзаж всегда фантастичен, несмотря на свою реальность, он как бы обобщает наблюдения над природой в целом» [2, с. 13].

Шевченко М. Ю.
Основные композиционные приемы совмещения архитектуры и природы в китайских садах города Сучжоу // Биосферная совместимость: человек, регион, технологии. – 2019. – № 1(25). – С. 14-28.

Список литературы

  1. Ван Цзюйюань. История паркового искусства Древнего Китая. Пекин, 2012. (汪菊渊
    《中国古代园林史》(上下卷) 。北京,2012.)
  2. Виноградова Н.А. Китайская пейзажная живопись. М.: Искусство, 1972. 160 с.
  3. Виноградова Н.А. Ландшафтная архитектура // Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5т. + доп.том. / гл.ред. М.Л. Титоренко. Т.6 (дополнительный). М., 2010.
  4. Иванова З.И. Взаимодействие человека и природы в западной и восточной культурной традиции // Биосферная совместимость: человек, регион, технологии. 2013. № 2. С. 3-8.
  5. Иванова З.И. Цивилизационные подходы Запада и Востока к организации жизни на основе разных философских концепций о месте человека в природе // Биосферная совместимость: человек, регион, технологии. 2015. № 2 (10). С. 14-24.
  6. Ильичев В.А. Концептуальные подходы к проведению круглого стола «Город и Биосфера» на годичном собрании РААСН-2015 г. в г. Курске // Биосферная совместимость: человек, регион, технологии. 2015. № 2 (10). С. 3-13.
  7. Лоу Чинси. Двадцать лекций по древней архитектуре Китая. Москва, 2010. 394 с.
  8. Лучкова В. И., Целуйко Д. С. История китайского сада: от традиций к параметризму. Хабаровск: Изд-во ТОГУ, 2016. 179 с.
  9. Лю Дуньчжэнь. Собрание трудов: в 4 т. Т. 4. Пекин, 1982. (刘敦桢《刘敦桢文集(四)》。北京,1982).
  10. Лю Дуньчжэнь. История древнекитайской архитектуры. Второе издание. Пекин, (刘敦桢《中国古代建筑史》(第二版), 北京, 2003)
  11. Лю Дуньчжэнь. Классические парки Сучжоу. Пекин, 2005. (刘敦桢 《苏州古典园林》。
    北京,2005).
  12. Лю Тунтун. Конфуцианские основы классического китайского сада. Тяньцзинь, 2015 (刘彤彤。中国古典园林的儒学基因。天津2015)
  13. Сунь Дачжан. История древней архитектуры Китая: в 5 т. Т.5. Пекин, 2002. (孙大章《 中国古代建筑史》第五卷。北京,2002).
  14. Целуйко Д. С., Лучкова В. И. Элементы китайского сада // Сборник конференции: Новые идеи нового века, 2015. В. 2 Т. Т. 1. Хабаровск: Издательство ТОГУ, 2015. С. 301-306.
  15. Чжуан Юэ, Ван Цихэн. Герменевтическая традиция создания китайских садов. Тяньцзинь, 2015 (庄岳,王其亨。中国园林创作的解释学传统。天津 2015).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *