Особенности использования декоративных растений в традиционном китайском саду

В традиционных китайских садах в пределах одного ландшафтного объекта можно встретить многообразие ассортимента декоративных растений и пейзажных композиций различной стилистики и тематики. Так, при строительстве сада Юаньминъюань в г. Пекин использовались различные приемы пространственной организации ландшафта и было создано более 150 искусственных пейзажей, в некоторых из которых доминируют характерные растительные композиции (рисунки 1, 2) [ 1, 2].

Рисунок 1 — Бассейн Лотоса сада Юаньминъюань в Пекине
Рисунок 2 — Ивы у водоема сада Юаньминъюань в Пекине

Садово-парковый ансамбль Юаньминъюань (кит. ИВДЙ) был основан в 1707 г. и расположен в 8 км к северо-западу от Запретного города Пекина. Площадь его композиций в разные периоды существования составляла от 150 до 347 га. Ассортимент декоративных древесных растений этого сада достаточно богат (таблица 1).

Декоративные древесные растения, используемые при создании китайского сада, всегда отличались многообразием [3, 4]. Здесь обязательно цветут вишня, слива, персик и различные плодовые кустарники. Среди деревьев предпочтение отдается карликовым хвойным породам, а также высокорослой сосне, которая символизирует благородство.

Основу композиций традиционного китайского сада составляют древесные группы. Групповые посадки формируют путем сочетания растений разного типа, высоты и цвета, и после разумного соответствия образуются растительные элементы с богатой фактурой и колористическим решением. При этом учитывают высоту, форму кроны, окраску листьев, цветков, плодов и прочие декоративные признаки (рисунок 3).

Рисунок 3 — Формы и параметры кроны различных пород: 1 — осина; 2 — таксодиум; 3 — метасеквойя; 4 — секвойя; 5 — кедр; 6 — камфорное дерево; 7 — дзельква; 8 — магнолия; 9 — павловния; 10 — гинкго; 11 — лириодендрон; 12 — альбиция; 13 — сосна; 14 — ива плакучая; 15 — камптотека; 16 — клен трехраздельный; 17 — бирючина; 18 — ликвидамбр; 19 — конский каштан; 20 — пальма перистолистная; 21 — пальма вееролистная; 22 — японский клен; 23 — вишня; 24 — баухиния; 25 — магнолия Суланжа

В состав групп включают древесные растения различных параметров. Выделяют крупные элементы композиции (высокорослые деревья, среднерослые деревья, высокорослые кустарники, низкорослые деревья), среднеразмерные объемы (высоко- и средне- и низкорослые кустарники четко выраженной шаровидной формы и камни), малые структурные элементы (фоновые средне- и низкорослые кустарники тонкой фактуры для посадок на переднем плане и по флангам композиции), травянистый покров.

Принимая во внимание, что основным традиционным элементом растительных композиций является группа растений, можно рекомендовать некоторые базовые варианты групповых посадок декоративных древесных растений из двух-пяти экземпляров деревьев и кустарников.

Такие группы могут выступать как в качестве самостоятельных декоративных акцентов пейзажа, так и образовывать кулисные и фоновые посадки, способствуя грамотному формированию системы визуально-пространственных связей сада восточной стилистики. При создании таких композиций могут быть использованы как хвойные, так и лиственные, вечнозеленые и листопадные деревья и кустарники с различными параметрами и декоративными свойствами надземной части. Особенности формирования подобных групп древесных растений приведены в таблице 2.

При подборе ассортимента растений для групповых посадок необходимо учитывать соотношение высотных параметров декоративных растений с расположенными рядом архитектурными объектами [5].

Эффект совместного визуального восприятия растений на фоне фасадов зданий застройки различного характера определяет требования к ярусности построения ландшафтных композиций. Высокие деревья можно использовать в качестве каркасных элементов композиций, дополняя группы деревьями среднего размера и низкорослыми, а также кустарниками и травянистыми растениями в качестве элементов заполнения (связующих или уплотняющих посадки). В результате обрезки и стрижки некоторым декоративно-цветущим растениям, подходящим для формовки, как, например, бугенвиллия садовая (Bougainvillea spectabilis), лагерстремия индийская (Lagerstroemia indica), камелия японская (Camellia japonica), абрикос японский, или муме (Prunus mume) и т. д., могут быть приданы различные формы (геометрические, анималистические или другие символы).

Существует множество принципов комбинирования растений, которые необходимо адаптировать в соответствии с традициями, климатом и сезонными особенностями местных растений, что обычно используется для достижения наилучших результатов. Традиционные варианты композиций включают сочетания из вечнозеленых пород в виде трех деревьев (два рядом и одно отдельностоящее), четырех деревьев (три рядом и одно отдельностоящее), большого (чаще нечетного) количества деревьев. Широко распространены ландшафтные группы из двух пород с различными силуэтами, включающие вечнозеленые растения (бирючина блестящая, камфорное дерево, магнолия крупноцветная, мушмула японская, османтус душистый, фотиния пильчатая, др.), так и листопадные деревья (багряник китайский, вишня восточная, гибискус сирийский, гинкго двулопастный, дзельква граболистная, кельрейтерия метельчатая, магнолия голая, др.). Традиционное соотношение вечнозеленых и листопадных пород в среднем составляет около 1:3 [6].

В исторических садах Китая получили распространение различные приемы цветочно-декоративного оформления. Травянистые растения, цветочные культуры — неотъемлемая часть практически любого сада. Наиболее выразительными получаются многоцветные миксбордеры из однолетников (временные композиции на газонах), которые создают настроение в саду до распускания листьев на деревьях или цветения древесных (слив, персиков, яблонь). Среди многолетников предпочтение отдается тюльпанам, пионам, георгинам, хризантемам, кардиокринумам, ирисам, флоксам, лилиям.

Для водоемов основной используемый в озеленении вид — лотос. Помимо того, что он — буддийский символ, он еще и важное пищевое растение. Назначение рукотворного сада в Китае не исчерпывается демонстрацией разнообразия форм и богатства оттенков цветущих растений. Наиболее важное его предназначение определено тем, чтобы вызвать у посетителя философское настроение, обратив внимание на изменяющийся характер жизни, а растения — это знаки, определяющие настоящий момент, ситуацию, настроение. Особо почитается бамбук. Полый внутри, и быстро растущий, он отражает живительную пустоту. Китайский сад обязательно украшают цветами, среди которых господствуют пион, роза и хризантема, а стихию воды облагораживают великолепным и божественным лотосом (таблица 3) [6].

В цветочно-декоративном оформлении садов широко практикуется создание как традиционных цветников, так и композиций в мобильных и стационарных контейнерах, позволяющих декорировать вертикальные конструкции и горизонтальные поверхности. При подборе ассортимента растений традиционно учитывается разнообразие природно­-климатических условий Китая. Так, например, климат на юге Китая в основном умеренно-муссонный: лето жаркое и дождливое, сезон дождей длинный, а зима мягкая и влажная, что позволяет использовать широкий ассортимент достаточно теплолюбивых культур. В то же время природно-климатические условия северных регионов страны
противоположны.

В цветочно-декоративном оформлении современных садов традиционной стилистики на территории Китая наиболее широко встречаются бархатцы прямостоячие и тонколистные, вербена гибридная, георгина культурная, ирис гибридный, календула лекарственная, колеус гибридный, лилейник гибридный, мирабилис ялапа, нарцисс гибридный, недотрога бальзаминовая, петуния гибридная, пионы (травянистые виды и их сорта), тюльпан гибридный, фиалки Виттрока и трехцветная, шалфей сверкающий и др.

Для использования в контейнерном озеленении чаще других высаживают гвоздику китайскую, гипеаструм красноватый, хризантемы индийскую и корейскую, шалфей сверкающий (рисунок 4).

Рисунок 4 — Пример цветочно-декоративного оформления
в стационарном контейнере (сад Ли Юань в г. Сучжоу) [7]

В подвесном контейнерном цветочно-декоративном оформлении наряду с декоративно-лиственными и красивоцветущими лианами (жасмин голоцветный, квамоклит перистый, плющ обыкновенный) применяют ампельные культивары травянистых растений (бегония клубневая, лобелия эринус, петуния гибридная, фуксия гибридная).

В декоративном оформлении водоемов широко применяются культивары лотоса орехоносного, кувшинки мелкоцветковой и снежно-белой. Из растений сравнительно необычного для оформления европейских городских общественных пространств облика в теплом климате Китая встречаются представители суккулентной флоры — красивоцветущие шлюмбергеры и эпифиллумы со свисающими побегами, композиции нередко дополняются растениями природного облика (одуванчик, ромашка, подсолнечник, розмарин и др.). В композициях красивы нарцисс (Narcissus), антуриум Андре (Anthurium andraeanum), кливия киноварная (Clivia miniata) и др. [8].

Существует ряд правил проектирования цветочно-декоративных композиций:

  • определение общей стилистики композиции;
  • приоритет отдается групповым посадкам и массивам цветочных культур;
  • гармонизация колористического решения;
  • элементы цветочного оформления должны быть увязаны с композициями ландшафтного и архитектурного окружения (древесные группы, элементы рельефа, водоемы и др.).

Несмотря на то, что в композиции китайских садов могут включаться элементы цветочно-декоративного оформления регулярного характера (например, ритмическое размещение контейнеров с цветочными культурами), цветники пейзажного стилевого направления наиболее гармонично вписываются в природную среду традиционного китайского сада благодаря асимметричности, отсутствию четких контуров, многоярусной структуре.

Групповые посадки цветочных однолетних и многолетних культур используются в пейзажном ландшафтном оформлении традиционного китайского сада наиболее часто. Это могут быть чистые или смешанные по видовому и сортовому составу композиции, формирующие достаточно крупные по площади (от 2 м диаметром и более) однотонные либо гармонирующие по окраске фрагменты (например, несколько сортов пионов), имеющие живописные неправильные в геометрическом отношении очертания.

Декоративные травянистые растения с ажурными листьями и рыхлыми неплотными соцветиями (космея, кореопсис, др.) могут использоваться для формирования свободных композиций с нечеткими контурами, а также ленточных цветников. Параметры таких вариантов цветников определяются характером и размерами открытых пространств, на которых они размещаются, а также стилистикой и объемными характеристиками композиций древесно-кустарниковых насаждений и малых архитектурных сооружений в их непосредственном окружении. Плотность посадки в них растений определяется в первую очередь параметрами их надземной части, продолжительностью сохранения декоративности и другими биологическими особенностями [6].

При планировке для каждой из цветочно-декоративных композиций выбирают доминирующий цвет, который определяет эмоциональное восприятие и воздействие:

  • успокаивающее: белый, фиолетовый,
  • оттенки голубого;
  • наполняющее энергией, радостью — ярко-желтый, насыщенный красный;
  • расслабляющее — синий, черный.

Выбранные цвета используют не только при озеленении, но при украшении участка малыми архитектурными формами.

Многие традиционные элементы и приемы создания растительных композиций с участием древесных и травянистых растений можно использовать в современном ландшафтном дизайне, и традиционные концепции дизайна также достойны включения в современные ландшафты.

Символическое значение растений в социальной культуре определяет их статус при подборе состава посадок и особенности сочетания в композициях. Например, пион символизирует богатство и счастье, лотос — целостность и т.д. Включение в композиции растений с символическим смыслом (например, таких как сосна, кипарис и бамбук) позволяло использовать их в качестве акцентов и фокусов визуального восприятия. Разумный подбор ассортимента растений по количеству, цвету, форме и другим признакам, с учетом особенностей организации общественных пространств, позволит получить высокий декоративный эффект.

Чэнь Ц., Бурганская Т.М., Макознак Н.А.
Эпоха науки. 2021. № 28. С. 24-32

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *