| |

Влияние религии на ролевую роль камня в китайском саду

Анимистические культы. Шан-Инь (1523-1028 гг. до н. э.) и Западное Чжоу (1028-770 гг. дон. э.)

Первые парки создаются при династии Шан-Инь (1523-1028 гг. до н. э.) и используются главным образом для проведения обрядов и ритуалов. Народ Шан вел преимущественно оседлый образ жизни, что во многом повлияло на их миро­восприятие и дальнейшее развитие религии и философии. Анимистические космо­логические верования, развитые в период неолита, получили свое продолжение в культуре народа Шан [3].

Горы мыслились далекими предками, символизировали космическое начало, дух древности и стойкость, с ними бьmи связаны многие ре­лигиозные обряды [8]. Все элементы императорского парка, включая камень, иг­рали обрядовую роль, являясь обязательной частью культа плодородия. Камни с древних времен использовались в ритуальных комплексах, как объекты, владею­щие колдовской силой. Натуральные горы и камни данного периода в работе объ­единены общим названием «ритуальный камень», ролевая функция вьделена, как обрядовая (рис. 1 ).

Рис. 1. Историческая эволюция ролевой функции камня

Первоформа горы в исследовании отмечена статусной функ­цией: императорский дворец, расположенный на вершине глинобитной плат­формы, возвышался над всеми объектами в городе. Она имела форму трапеции и являлась символическим обозначением горы.

При династии Чжоу (1028—481 гг. до н. э.) основным божеством для народа являлось Небо (Дао). Процесс ассимиляции множества захваченных племен прохо­дил не один век [1]. В исследовании приведено предположение, что в этот период закладывается основа двух поведенческих моделей, которых придерживались жители Китая в случае крупных политических кризисов: стремление к свободе и нату­рализации, стремление к упорядочиванию и иерархичности.

Более первых двух со­тен лет после прихода к власти династии Западного Чжоу (1028-770 гг. до н. э.) сохранялась стабильность государства. Изменение статуса императорской власти и попытки объединения государства способствуют зарождению идей, которые в V в. до н. э. будут отражены в учениях Конфуция. Даосизм же является офици­альной государственной религией.

Еще в неолитический период гробницы влиятельных людей строились в форме усеченных пирамид с использованием утрамбованной земли, глины и кам­ней, а со времен династии Таи для гробниц императоров стали использовать есте­ственные горы. Трапециевидная форма придавала объекту символическое значение горы, возводящей императора ближе к Небу. Так искусственно созданные курганы и гробницы отмечаются в работе, как объекты с обрядовой и статусной функцией (рис. 1 ). Сильное влияние на развитие ландшафтного искусства того времени ока­зал культ гор. Его основой служили верования в то, что связь с небом, первопред­ками и высшими силами происходит посредством ритуального общения с горами и скалами.

Ранний даосизм, конфуцианство и легизм. Восточное Чжоу (722-221 гг. дон. э.) и Цинь (221-207 гг. дон. э.)

В период правления Восточного Чжоу (722-221 гг. до н. э.) страну охваты­вает политическая раздробленность, войны и междоусобицы. Широкое распространение получает множество философских направлений, мировоззрений и идей, воз­никают различные идеологические школы. В результате ассимиляции завоеванных племен в Китай проникает множество разнородных культурных и религиозных тра­диций. Их синтез закончится лишь к середине I в. до н. э. Сумма духовных ценно­стей, в итоге, стала основой для учения Конфуция (551—479 гг. до н. э.), в котором отражаются первые мировоззренческие основы единой китайской цивилизации. В то же время формируется ранний даосизм, который, как учение, во многом про­тиворечит конфуцианству. Государство принимает конфуцианство, как официаль­ную идеологию, так как в ее основе стоят принципы строгого социально-иерархи­ческого подчинения.

В системе мироустройства даосы видели энергию «ци», а Небу и космиче­ским силам приписывали власть над всем сущим. Они также подвергали критике религиозные культы, в том числе культ предков. В VI-III в. до н. э. последователи раннего даосизма говорят о единении человека с космосом, концентрируются на понимании природы вещей, как действии, способном привести к абсолютному сча­стью [3]. Также такие представления во многом повлияли на форму, структуру и смысловую составляющую ландшафтных объектов. Все объекты в комплексе вы­страиваются в иерархическом порядке, самый крупный из них принадлежит импе­ратору.

При династии Цинь (221-207 гг. до н. э.) страна снова объединяется. Вос­приятие божеств, как явления, без персонализации, в итоге, развилось в особое от­ношение к символам и знакам. Все философские школы, кроме фанзя (легизма), были запрещены и объявлены вне закона. Императорская власть в это время имеет особо возвышенный божественный статус.

Реформированное конфуцианство, буддизм. Хань (206 г. до н. э. — 220 г. н. э.)

При правлении ханьцев впервые появляется официальная идеология, осно­ванная на трех учениях: конфуцианстве, легизме и даосизме. Это стало ответом на необходимость объяснения безграничной, вселенской власти императорских особ. Конфуцианство составило моральную основу власти, с помощью легизма решались вопросы организации государственного аппарата, даосизм обосновывал новую власть, как явление правильное, мудрое и закономерное, не лишенное определен­ной святости. Конфуций представлялся божеством, а учение приобрело статус ре­лигии. Усилиями чиновников и идеологов в I в. до н. э. учение Конфуция тракту­ется с поправкой на космологические теории. Заложенный при династии Цинь ре­лигиозный смысл императорской власти развивается в восприятие правителя, как главного фактора космического всеединства, не зависящего от воли предков.

В начале I в. в Китае происходит крупный кризис, связанный с катаклиз­мами, большими потерями среди населения в результате голода [9]. Потребность общества к переменам в кризисный период приводят к переосмыслению и рефор­мации конфуцианства и даосизма, однако, массовым среди народа к I в н. э. стано­вится принятие буддизма за основную религию. Языковой барьер повлиял на вос­приятие переведенных буддистских текстов, недопонятые вещи заменились тради­ционными китайскими представлениями. Особым фактором, повлиявшем на быст­рое распространение буддизма среди больших масс населения, стало его изменение под черты китайской идеологии и культуры. Этот период также характерен нача­лом формирования религиозного синкретизма. Появляется множество монастырей и садов храмового типа. В данный период композиция «гора» дополняется новыми элементами: пагодами и беседками, сочетая статусную и обрядовую функции (рис. 1 ). В дальнейшем такой прием получил широкое распространение в импера­торских садах и оказал влияние на усадебный садово-парковый дизайн.

Буддизм и Даосизм. Эпоха Троецарствия, Династии Цзинь, Южные и Северные династии (220-581 гг.)

Период III-VI вв. н. э. является самым продолжительно нестабильным во всей истории Китая. Напряженность в социальной сфере, давление со стороны ино­земцев, изменение привычного уклада жизни сильно повлияло на сознание людей. На фоне войн и кризисов в стране возникли и развились новые философские учения и религии. Идеи и принципы даосизма и буддизма в это время становятся обяза­тельными составляющими сада. Садово-парковые композиции располагаются, пре­имущественно, при частных чиновничьих усадьбах и призваны, в первую очередь, послужить средством гармонии с природой, отразить внутренний мир и филосо­фию владельца усадьбы. Масштаб композиций существенно уменьшается, однако, основным принципом при создании сада все еще является максимальное сходство с реальными природными образами. Развитие идей буддизма и даосизма повлияло на восприятие сада, как микрокосмоса, в котором каждый элемент имел уникаль­ный символический смысл [7]. Среди ученых и чиновников набирает популярность даосская модель пространства — фэншуй. В IV в. буддизм, как никогда раньше, набирает силу, как религиозное течение в Китае. Формируются новые представле­ния о роли скал и гор. При создании монастырей все чаще создаются искусствен­ные гроты и пещеры небожителей. Появились следующие типы объектов из камня: курган, «гора», «каменная горка» и «горы с пещерами небожителей». К концу пе­риода возникли ролевые функции объектов: декоративная и информативная (рис. 1).

Чан-буддизм и даосизм. Суй (581-618 гг.), Тап (618-907 гг.), период «Пяти династий и Десяти Царств» (907-960 гг.)

В начале правления династии Суй войны и междоусобицы приводят к рез­кому падению численности населения, экономики и культуры [2]. В обществе снова становится популярным стремление к натурализации жизни. В сере­дине VI в. достигается политическая и экономическая стабильность государства. В период правления династии Тан (618-907 гг.) Ли Юаню удается вернуть стабиль­ность и единство Китая. В этот период буддизм становится самой влиятельной ре­лигией. Буддизм и даосизм становятся ведущими учениями периода. Их постулаты не ограничивали свободу поведения и действий. Первое время под их влиянием происходит реформирование конфуцианства в неоконфуцианство. В период прав­ления «Пяти династий и Десяти царств» наблюдается постоянная политическая раздробленность. Простой народ требовал прочности и стабильности ситуаций в государстве, обновленное конфуцианство заняло место официальной идеологии.

В усадебных садах ученых мужей и чиновников появляются композиции типа «каменная горка». Каменные горки располагались в пространстве в согласии с правилами фэншуй (даосской модели) и являлись имитацией обители небожите­лей. Композиции из камня во многом имеют сходство с классическими образами первых ландшафтных элементов типа «гора» и «скала», однако, имеют меньшие габариты. С появлением в усадебном саду каменная горка становится первой ком­позицией из камня, имеющей преимущественно декоративную функцию с сохра­нением обрядовой и статусной функций [4], (рис. 1). Обрядовая функция выража­ется в следовании даосской концепции распределения потоков энергии.

Чан-буддизм, синтез конфуцианства, даосизма и буддизма. Юж­ная Сун (1127-1279 гг.) и Юань (1279-1368 гг.)

В Южной Сун (1127-1279 гг.) появляется больше возможностей для разви­тия образования, искусства и науки. Развивающееся неоконфуцианство не смогло полностью вытеснить вероучения буддизма и даосизма. Активно развивается са­дово-парковое искусство. Переосмысление устоявшихся доктрин приводит к со­единению новых неоконфуцианских идей с положениями буддизма и даосизма. Происходит формирование религиозного синкретизма. Основой для развития ком­позиций из камней является появление нового типа усадебного сада.

Камень приобретает особый символический смысл, ему приписывают маги­ческие свойства и отдают множественные роли в садовом пространстве [8]. Роле­вые функции декоративная и организующая занимают ведущее положение, сохра­няется обрядовая функция (рис. 1). При Юань (1279-1368 гг.) Китай подвергается сильному иностранному влиянию. Архитектура и ландшафтное искусство возвра­щаются в монументальности и крупномасштабности. Развитие камня, как самосто­ятельного элемента садово-паркового дизайна, приостанавливается. Для данного периода характерно возведение композиций типа «гора», имеющих статусную ро­левую функцию (рис. 1 ).

Религиозный синкретизм. Мин (1368-1644 гг.) и Цин (1644-1912 гг.)

Официальной идеологией в период правления Мин принимается неоконфу­цианство. К XIV в. неоконфуцианство приходит измененным под влиянием других религиозно-этических систем [3]. Большее влияние пошло со стороны буддизма, имеющего сильное распространение среди простого населения.

Структура усадебного сада периода Мин (1368-1644 гг.) и Цин (1644—1912 гг.) вобрала в себя все мировоззренческие особенности, культурные принципы, религиозные учения, идеи и каноны, появлявшиеся на протяжении всей истории государства. Воздействие религиозного синкретизма определяет новую функцию, форму и роль камня, он перестает мыслиться в традиционном китайском понимании как ритуальный элемент, а под воздействием идей буддизма и даосизма приобретает символическое значение. Основным принципом при построении ком­позиции становится принцип иерархичности, что отражает идеи неоконфуциан­ства. Камень в саду распределяет и усиливает энергетические потоки, выступает главным элементом, фиксирующим визуальные и пешеходные пути и обеспечива­ющим связи в пространстве. Каменная композиция перестает использоваться как главный, организующий пространство элемент, во всех типах садов, кроме усадеб­ного. Масштаб и статусность каменных объектов снижается, однако существенно увеличивается их количество и разнообразие, в конце периода наблюдается макси­мально количество их ролевых функций (рис. 2).

Схема влияния анимизма, даосизма, конфуцианства, буддизма и религиозного синкретизма на ролевую функцию камня в саду
Рис. 2. Схема влияния анимизма, даосизма, конфуцианства, буддизма и религиозного синкретизма на ролевую функцию камня в саду

Заключение

На протяжении всей истории Китая главной особенностью развития нацио­нального стиля в ландшафтном искусстве является стремление к обособленности, что и выразилось в самобытности и уникальности садово-парковых объектов. Наряду с политическими, социальными и природно-климатическими факторами особую роль в эволюции каменных композиций сыграла религия (рис. 2). Сад яв­лялся пространством, сосредоточившим в себе древнюю космическую символику. Культы поклонения предкам и силам природы стали основой многочисленных форм каменных композиций, начиная от подражания естественному ландшафту и заканчивая искусственными скалами, гротами, островами, каменными горками.

Большое влияние на развитие частного сада оказали буддистские и даосские идеи уединения и отшельничества, проецируемые на идею о душе и внутренней гармонии. Философия буддистских учений легла в основу образа домашнего и уса­дебного садов, как места для созерцания, размышления и покоя. Даосские идеи от­разились в стремлении к естественности и многообразию пространственных прие­мов для беспрепятственного движения энергии «ци» [5]. Искусственно созданные каменные композиции, расположенные посреди озера, представлялись островами мифологических бессмертных сяней, образ даосского рая [7].

Принципы учения Конфуция повлияли на иерархию и упорядоченность пространств и наполняющих их элементов. Структура классического китайского усадебного сада представляет собой иерархичную систему. В локальных композициях габариты главного эле­мента, в особенности высота и свободное расстояние, являются определяющими для второстепенных. Главное пространство (пространство первого порядка) распо­ложено в центре сада. По канонам в его составе присутствуют искусственный во­доем и центрально-ориентированная каменная композиция, символически пред­ставляющая собой гору. «Гора» фиксирует общий объем участка. При построении садово-усадебного комплекса открытые и закрытые пространства чередуются, с помощью каменных композиций организуются движение и система визуальных связей. Начальная первоформа «Гора» — как центр мироздания, отражение аними­стических представлений — к периоду средневековья стала одним из основных элементов, организующих пространственную структуру сада [4]. Пример яркой са­мобытности китайских садов послужил повсеместному распространению камен­ных садов и композиций, благодаря возможности камня фиксировать определен­ные точки пространства и гармонизировать его в целом.

Головей Е. А., Дорофеева Н. Н.
Новые идеи нового века:
материалы международной научной конференции ФАД ТОГУ. 2017. Т. 1. С. 59-65.

Список литературы и использованных источников

  1. Васильев Л. С. «История Востока Т. 1». Москва: Высшая школа, 1998.
  2. Васильев Л. С. «История Востока Т.2». Москва: Высшая школа, 1998.
  3. Васильев Л. С. Культы, религии, традиции в Китае. М., 1970.
  4. Лоу Чинси. Десять эnодов по китайской архитектуре. Москва : Изд-во Ассоциации строительных вузов, 2009. 208 с.
  5. Лучкова В. И. «Особенности классической садово-парковой культуры Китая» // Новые идеи нового века — 2012 : материалы Двенадцатой междунар. науч. конф. ИАС ТОГУ. В 2 т. Т. 1. Хабаровск: Изд-во ТОГУ, 2012. С. 123-130.
  6. Малявин В. В. Пространство в китайской цивилизации. М. : Феория, 2014. 372 с.
  7. Малявин В. В. Сумерки Дао. Культура Китая на пороге Нового времени. М., 2003, С. 302-351.
  8. Николаевская 3. А. Садово-парковый ландшафт. М. : Стройиздат, 1989. 344 с.
  9. Turchin Р. 2009. Long-term population cycles in human societies // The Year in Ecology and Conservation Biology. N ew У ork, 2009. Р 1-17

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *