Влияние религии на ролевую роль камня в китайском саду
Содержание
Анимистические культы. Шан-Инь (1523-1028 гг. до н. э.) и Западное Чжоу (1028-770 гг. дон. э.)
Первые парки создаются при династии Шан-Инь (1523-1028 гг. до н. э.) и используются главным образом для проведения обрядов и ритуалов. Народ Шан вел преимущественно оседлый образ жизни, что во многом повлияло на их мировосприятие и дальнейшее развитие религии и философии. Анимистические космологические верования, развитые в период неолита, получили свое продолжение в культуре народа Шан [3].
Горы мыслились далекими предками, символизировали космическое начало, дух древности и стойкость, с ними бьmи связаны многие религиозные обряды [8]. Все элементы императорского парка, включая камень, играли обрядовую роль, являясь обязательной частью культа плодородия. Камни с древних времен использовались в ритуальных комплексах, как объекты, владеющие колдовской силой. Натуральные горы и камни данного периода в работе объединены общим названием «ритуальный камень», ролевая функция вьделена, как обрядовая (рис. 1 ).
Первоформа горы в исследовании отмечена статусной функцией: императорский дворец, расположенный на вершине глинобитной платформы, возвышался над всеми объектами в городе. Она имела форму трапеции и являлась символическим обозначением горы.
При династии Чжоу (1028—481 гг. до н. э.) основным божеством для народа являлось Небо (Дао). Процесс ассимиляции множества захваченных племен проходил не один век [1]. В исследовании приведено предположение, что в этот период закладывается основа двух поведенческих моделей, которых придерживались жители Китая в случае крупных политических кризисов: стремление к свободе и натурализации, стремление к упорядочиванию и иерархичности.
Более первых двух сотен лет после прихода к власти династии Западного Чжоу (1028-770 гг. до н. э.) сохранялась стабильность государства. Изменение статуса императорской власти и попытки объединения государства способствуют зарождению идей, которые в V в. до н. э. будут отражены в учениях Конфуция. Даосизм же является официальной государственной религией.
Еще в неолитический период гробницы влиятельных людей строились в форме усеченных пирамид с использованием утрамбованной земли, глины и камней, а со времен династии Таи для гробниц императоров стали использовать естественные горы. Трапециевидная форма придавала объекту символическое значение горы, возводящей императора ближе к Небу. Так искусственно созданные курганы и гробницы отмечаются в работе, как объекты с обрядовой и статусной функцией (рис. 1 ). Сильное влияние на развитие ландшафтного искусства того времени оказал культ гор. Его основой служили верования в то, что связь с небом, первопредками и высшими силами происходит посредством ритуального общения с горами и скалами.
Ранний даосизм, конфуцианство и легизм. Восточное Чжоу (722-221 гг. дон. э.) и Цинь (221-207 гг. дон. э.)
В период правления Восточного Чжоу (722-221 гг. до н. э.) страну охватывает политическая раздробленность, войны и междоусобицы. Широкое распространение получает множество философских направлений, мировоззрений и идей, возникают различные идеологические школы. В результате ассимиляции завоеванных племен в Китай проникает множество разнородных культурных и религиозных традиций. Их синтез закончится лишь к середине I в. до н. э. Сумма духовных ценностей, в итоге, стала основой для учения Конфуция (551—479 гг. до н. э.), в котором отражаются первые мировоззренческие основы единой китайской цивилизации. В то же время формируется ранний даосизм, который, как учение, во многом противоречит конфуцианству. Государство принимает конфуцианство, как официальную идеологию, так как в ее основе стоят принципы строгого социально-иерархического подчинения.
В системе мироустройства даосы видели энергию «ци», а Небу и космическим силам приписывали власть над всем сущим. Они также подвергали критике религиозные культы, в том числе культ предков. В VI-III в. до н. э. последователи раннего даосизма говорят о единении человека с космосом, концентрируются на понимании природы вещей, как действии, способном привести к абсолютному счастью [3]. Также такие представления во многом повлияли на форму, структуру и смысловую составляющую ландшафтных объектов. Все объекты в комплексе выстраиваются в иерархическом порядке, самый крупный из них принадлежит императору.
При династии Цинь (221-207 гг. до н. э.) страна снова объединяется. Восприятие божеств, как явления, без персонализации, в итоге, развилось в особое отношение к символам и знакам. Все философские школы, кроме фанзя (легизма), были запрещены и объявлены вне закона. Императорская власть в это время имеет особо возвышенный божественный статус.
Реформированное конфуцианство, буддизм. Хань (206 г. до н. э. — 220 г. н. э.)
При правлении ханьцев впервые появляется официальная идеология, основанная на трех учениях: конфуцианстве, легизме и даосизме. Это стало ответом на необходимость объяснения безграничной, вселенской власти императорских особ. Конфуцианство составило моральную основу власти, с помощью легизма решались вопросы организации государственного аппарата, даосизм обосновывал новую власть, как явление правильное, мудрое и закономерное, не лишенное определенной святости. Конфуций представлялся божеством, а учение приобрело статус религии. Усилиями чиновников и идеологов в I в. до н. э. учение Конфуция трактуется с поправкой на космологические теории. Заложенный при династии Цинь религиозный смысл императорской власти развивается в восприятие правителя, как главного фактора космического всеединства, не зависящего от воли предков.
В начале I в. в Китае происходит крупный кризис, связанный с катаклизмами, большими потерями среди населения в результате голода [9]. Потребность общества к переменам в кризисный период приводят к переосмыслению и реформации конфуцианства и даосизма, однако, массовым среди народа к I в н. э. становится принятие буддизма за основную религию. Языковой барьер повлиял на восприятие переведенных буддистских текстов, недопонятые вещи заменились традиционными китайскими представлениями. Особым фактором, повлиявшем на быстрое распространение буддизма среди больших масс населения, стало его изменение под черты китайской идеологии и культуры. Этот период также характерен началом формирования религиозного синкретизма. Появляется множество монастырей и садов храмового типа. В данный период композиция «гора» дополняется новыми элементами: пагодами и беседками, сочетая статусную и обрядовую функции (рис. 1 ). В дальнейшем такой прием получил широкое распространение в императорских садах и оказал влияние на усадебный садово-парковый дизайн.
Буддизм и Даосизм. Эпоха Троецарствия, Династии Цзинь, Южные и Северные династии (220-581 гг.)
Период III-VI вв. н. э. является самым продолжительно нестабильным во всей истории Китая. Напряженность в социальной сфере, давление со стороны иноземцев, изменение привычного уклада жизни сильно повлияло на сознание людей. На фоне войн и кризисов в стране возникли и развились новые философские учения и религии. Идеи и принципы даосизма и буддизма в это время становятся обязательными составляющими сада. Садово-парковые композиции располагаются, преимущественно, при частных чиновничьих усадьбах и призваны, в первую очередь, послужить средством гармонии с природой, отразить внутренний мир и философию владельца усадьбы. Масштаб композиций существенно уменьшается, однако, основным принципом при создании сада все еще является максимальное сходство с реальными природными образами. Развитие идей буддизма и даосизма повлияло на восприятие сада, как микрокосмоса, в котором каждый элемент имел уникальный символический смысл [7]. Среди ученых и чиновников набирает популярность даосская модель пространства — фэншуй. В IV в. буддизм, как никогда раньше, набирает силу, как религиозное течение в Китае. Формируются новые представления о роли скал и гор. При создании монастырей все чаще создаются искусственные гроты и пещеры небожителей. Появились следующие типы объектов из камня: курган, «гора», «каменная горка» и «горы с пещерами небожителей». К концу периода возникли ролевые функции объектов: декоративная и информативная (рис. 1).
Чан-буддизм и даосизм. Суй (581-618 гг.), Тап (618-907 гг.), период «Пяти династий и Десяти Царств» (907-960 гг.)
В начале правления династии Суй войны и междоусобицы приводят к резкому падению численности населения, экономики и культуры [2]. В обществе снова становится популярным стремление к натурализации жизни. В середине VI в. достигается политическая и экономическая стабильность государства. В период правления династии Тан (618-907 гг.) Ли Юаню удается вернуть стабильность и единство Китая. В этот период буддизм становится самой влиятельной религией. Буддизм и даосизм становятся ведущими учениями периода. Их постулаты не ограничивали свободу поведения и действий. Первое время под их влиянием происходит реформирование конфуцианства в неоконфуцианство. В период правления «Пяти династий и Десяти царств» наблюдается постоянная политическая раздробленность. Простой народ требовал прочности и стабильности ситуаций в государстве, обновленное конфуцианство заняло место официальной идеологии.
В усадебных садах ученых мужей и чиновников появляются композиции типа «каменная горка». Каменные горки располагались в пространстве в согласии с правилами фэншуй (даосской модели) и являлись имитацией обители небожителей. Композиции из камня во многом имеют сходство с классическими образами первых ландшафтных элементов типа «гора» и «скала», однако, имеют меньшие габариты. С появлением в усадебном саду каменная горка становится первой композицией из камня, имеющей преимущественно декоративную функцию с сохранением обрядовой и статусной функций [4], (рис. 1). Обрядовая функция выражается в следовании даосской концепции распределения потоков энергии.
Чан-буддизм, синтез конфуцианства, даосизма и буддизма. Южная Сун (1127-1279 гг.) и Юань (1279-1368 гг.)
В Южной Сун (1127-1279 гг.) появляется больше возможностей для развития образования, искусства и науки. Развивающееся неоконфуцианство не смогло полностью вытеснить вероучения буддизма и даосизма. Активно развивается садово-парковое искусство. Переосмысление устоявшихся доктрин приводит к соединению новых неоконфуцианских идей с положениями буддизма и даосизма. Происходит формирование религиозного синкретизма. Основой для развития композиций из камней является появление нового типа усадебного сада.
Камень приобретает особый символический смысл, ему приписывают магические свойства и отдают множественные роли в садовом пространстве [8]. Ролевые функции декоративная и организующая занимают ведущее положение, сохраняется обрядовая функция (рис. 1). При Юань (1279-1368 гг.) Китай подвергается сильному иностранному влиянию. Архитектура и ландшафтное искусство возвращаются в монументальности и крупномасштабности. Развитие камня, как самостоятельного элемента садово-паркового дизайна, приостанавливается. Для данного периода характерно возведение композиций типа «гора», имеющих статусную ролевую функцию (рис. 1 ).
Религиозный синкретизм. Мин (1368-1644 гг.) и Цин (1644-1912 гг.)
Официальной идеологией в период правления Мин принимается неоконфуцианство. К XIV в. неоконфуцианство приходит измененным под влиянием других религиозно-этических систем [3]. Большее влияние пошло со стороны буддизма, имеющего сильное распространение среди простого населения.
Структура усадебного сада периода Мин (1368-1644 гг.) и Цин (1644—1912 гг.) вобрала в себя все мировоззренческие особенности, культурные принципы, религиозные учения, идеи и каноны, появлявшиеся на протяжении всей истории государства. Воздействие религиозного синкретизма определяет новую функцию, форму и роль камня, он перестает мыслиться в традиционном китайском понимании как ритуальный элемент, а под воздействием идей буддизма и даосизма приобретает символическое значение. Основным принципом при построении композиции становится принцип иерархичности, что отражает идеи неоконфуцианства. Камень в саду распределяет и усиливает энергетические потоки, выступает главным элементом, фиксирующим визуальные и пешеходные пути и обеспечивающим связи в пространстве. Каменная композиция перестает использоваться как главный, организующий пространство элемент, во всех типах садов, кроме усадебного. Масштаб и статусность каменных объектов снижается, однако существенно увеличивается их количество и разнообразие, в конце периода наблюдается максимально количество их ролевых функций (рис. 2).
Заключение
На протяжении всей истории Китая главной особенностью развития национального стиля в ландшафтном искусстве является стремление к обособленности, что и выразилось в самобытности и уникальности садово-парковых объектов. Наряду с политическими, социальными и природно-климатическими факторами особую роль в эволюции каменных композиций сыграла религия (рис. 2). Сад являлся пространством, сосредоточившим в себе древнюю космическую символику. Культы поклонения предкам и силам природы стали основой многочисленных форм каменных композиций, начиная от подражания естественному ландшафту и заканчивая искусственными скалами, гротами, островами, каменными горками.
Большое влияние на развитие частного сада оказали буддистские и даосские идеи уединения и отшельничества, проецируемые на идею о душе и внутренней гармонии. Философия буддистских учений легла в основу образа домашнего и усадебного садов, как места для созерцания, размышления и покоя. Даосские идеи отразились в стремлении к естественности и многообразию пространственных приемов для беспрепятственного движения энергии «ци» [5]. Искусственно созданные каменные композиции, расположенные посреди озера, представлялись островами мифологических бессмертных сяней, образ даосского рая [7].
Принципы учения Конфуция повлияли на иерархию и упорядоченность пространств и наполняющих их элементов. Структура классического китайского усадебного сада представляет собой иерархичную систему. В локальных композициях габариты главного элемента, в особенности высота и свободное расстояние, являются определяющими для второстепенных. Главное пространство (пространство первого порядка) расположено в центре сада. По канонам в его составе присутствуют искусственный водоем и центрально-ориентированная каменная композиция, символически представляющая собой гору. «Гора» фиксирует общий объем участка. При построении садово-усадебного комплекса открытые и закрытые пространства чередуются, с помощью каменных композиций организуются движение и система визуальных связей. Начальная первоформа «Гора» — как центр мироздания, отражение анимистических представлений — к периоду средневековья стала одним из основных элементов, организующих пространственную структуру сада [4]. Пример яркой самобытности китайских садов послужил повсеместному распространению каменных садов и композиций, благодаря возможности камня фиксировать определенные точки пространства и гармонизировать его в целом.
Головей Е. А., Дорофеева Н. Н.
Новые идеи нового века:
материалы международной научной конференции ФАД ТОГУ. 2017. Т. 1. С. 59-65.
Список литературы и использованных источников
- Васильев Л. С. «История Востока Т. 1». Москва: Высшая школа, 1998.
- Васильев Л. С. «История Востока Т.2». Москва: Высшая школа, 1998.
- Васильев Л. С. Культы, религии, традиции в Китае. М., 1970.
- Лоу Чинси. Десять эnодов по китайской архитектуре. Москва : Изд-во Ассоциации строительных вузов, 2009. 208 с.
- Лучкова В. И. «Особенности классической садово-парковой культуры Китая» // Новые идеи нового века — 2012 : материалы Двенадцатой междунар. науч. конф. ИАС ТОГУ. В 2 т. Т. 1. Хабаровск: Изд-во ТОГУ, 2012. С. 123-130.
- Малявин В. В. Пространство в китайской цивилизации. М. : Феория, 2014. 372 с.
- Малявин В. В. Сумерки Дао. Культура Китая на пороге Нового времени. М., 2003, С. 302-351.
- Николаевская 3. А. Садово-парковый ландшафт. М. : Стройиздат, 1989. 344 с.
- Turchin Р. 2009. Long-term population cycles in human societies // The Year in Ecology and Conservation Biology. N ew У ork, 2009. Р 1-17