|

Камни в японском саду

Глава из книги: Е.В. Голосова. Японский сад: история и искусство
— М.: МГУЛ , 2002

Японцы, в отличие от европейцев считают , что высшим творением природы является не человек, а камень, и, следовательно, через камень можно передать всю информацию о мире. Безусловно, это философское заключение гораздо старше первых садов, появившихся в Японии, зато объясняет во многих случаях благоговейное отношение к камню, как к материалу. Ледник, так тщательно обработавший камни на плоскогорьях Европы и Америки в прошлые геологические эпохи, до Японских островов не добрался, поэтому увидеть гладко окатанные разноцветные валуны ни в природе, ни в садах невозможно. Используются камни самого разного происхождения — крупные камни, образовавшиеся в результате выветривания горных пород, обломки морских скал, отшлифованные водой речные камни и речной гравий, морская галька.

Камни использовались в садах для создания композиций в водоемах и обрамления берегов, для дорожек и как пешеходный трап через водный поток, мелким светлым гравием покрывались большие открытые пространства, создавая фон всему, что на них посажено или построено, галькой заполнялись лотки, собирающие падающую с крыш воду. Постепенно, камень приобретал все более символическое значение — появились и «тигр с тигрятами» в саду храма Рёандзи, и водопад в Сайходзи, и изумительное по красоте русло ручья в саду Миосиндзи храма Тайдзо-ин, он дал жизнь каменным фонарям, каменным пагодам и цукубаям.

Камни. Третий сад храма Рёандзи. Киото
Третий сад храма Рёандзи. Киото
Каменный водопад. Сад храма Сайходзи. Киото
Каменный водопад. Сад храма Сайходзи. Киото
Сад Кано Мотонобу.
Миосиндзи. Киото
Сад Кано Мотонобу. Миосиндзи. Киото

Известно, что японские мастера различают 138 типов камней, в зависимости от места использования их в композиции и формы. Любой японский сад — это «сад камней», так как камень был и остается основным элементом при его создании. Камни, как и люди, чтобы существовать вместе, должны быть «сходными по характеру», поэтому, строительство любого сада начинается с поиска соответствующих камней.

Основной принцип сбалансированных каменных композиций основывается на выборе центрального
(главного) камня сюсеки, первого подчиненного камня фукусеки и второго подчиненного камня киакусеки. Эти три камня должны представлять в итоге некий соразмерный (сомасштабный) треугольник. Такая группа часто бывает главной композицией сада, но это — и основной прием размещения любых других элементов в саду. Вовсе не означает, что каждая из множества каменных композиций сада будет представлять собой Буддийскую триаду, просто все они основаны на том же принципе и часто используют форму сомасштабноrо треугольника.

Камни в композиции: а) главный камень сюсеки, б) первый подчиненный камень фукусеки, в) второй подчиненный камень киакусеки
Камни в композиции: а) главный камень сюсеки, б) первый подчиненный камень фукусеки, в) второй подчиненный камень киакусеки
Каменная композиция в саду храма Тофукудзи. Киото
Каменная композиция в саду храма Тофукудзи. Киото
Главная каменная композиция сада Койсикава-Коракузн . Токио
Главная каменная композиция сада Койсикава-Коракузн . Токио

Идея относительно главного элемента и двух подчиненных простирается и за пределы каменных групп, управляя балансом каждой из композиций, где всегда есть главный элемент (вид, композиция) сочетающийся с двумя второстепенными. Тот же самый принцип применяется и в цветочной аранжировке икебана, где три элемента «небо-человек-земля» так — же образуют известный треугольник. Однако, истина не имеет национальной принадлежности и известное выражение, что «нет правил без исключений», справедливо и в описываемом случае. Также, как в аранжировке не всегда требуется физическое присутствие одного из элементов (он только подразумевается), так и в садах необходимость пространственного равновесия допускает отклонение от канона. Иногда может иметься два фукусеки в каменной группе, а иногда — несколько кuакусеки. В этих случаях два или три камня вместе образуют одну из вершин треугольника. Иногда бывает, что один из трех элементов опущен вовсе. Но это пустое на вид пространство всегда бывает необходимо для сохранения равновесия. Превосходные примеры применения. этой методики можно увидеть в каменных группах Рёандзи.

Каменные дорожки в саду играют двойную роль: указывают путь и одновременно являются основой для этого пути, а также связывают две точки в саду в одно визуально целое. Способы их укладки и форма могут быть разными, но задачу они всегда выполняют сходную, как в современных садах, где могут быть уложены в газон, так и в более древних, уложенных в гравийное покрытие.

Сад храма Кото-ин. Дайтокудзи. Киото
Сад храма Кото-ин. Дайтокудзи. Киото
Сад храма Кото-ин. Дайтокудзи. Киото
Сад храма Кото-ин. Дайтокудзи. Киото
Сад Койсикава-Коракуэн. Токио
Сад Койсикава-Коракуэн. Токио
Сад Койсикава-Коракуэн. Токио
Сад Койсикава-Коракуэн. Токио

Несколько сходны с ними и камни, позволяющие переходить водный поток. Они всегда являются продолжением или частью дорожки, но позволяют свободно течь воде между ними (рис. 89, 90).

Сад гостиницы Даймару Бесса. Фукуока
Сад гостиницы Даймару Бесса. Фукуока
Парк Умекодзи . Киото
Парк Умекодзи. Киото

Согласованное расположение камней в дорожке и камня перед входом в чайный домик куцунуги следует тому же треугольному принципу.

Вход в чайный домик. Камень у входа - куцунуги
Вход в чайный домик. Камень у входа — куцунуги

В основном размещение камней в садовой дорожке основано на трех составляющих, однако, имеется ряд разновидностей, когда появляются дополнительные группы в два или четыре камня. Но они не являются абсолютно самостоятельными, а в большей части дополнительными элементами, так как расстояния, отделяющие эти дополнительные группы от тройных — неравнозначны. В итоге получаются объединенные группы в пять, восемь и в три камня, подтверждая приверженность садовой архитектуры буддийским символам гармонии, где эти цифры имеют определенный смысл.

В более поздних садах начали использоваться обработанные камни. В отличие от природных камней
они имели тенденцию представлять определенную симметрию, рожденную их собственной формой. Одним из новаторов этого модернистского направления считается известный мастер Кобори Энсю. Историческая закономерность прихода модерна в любой из видов искусств лишь подтверждается появлением обработанных камней в традиционном облике японского сада. Но для того, чтобы провести четкую границу между историческими традициями и новым искусством и еще раз подчеркнуть малую приемлемость симметричности в японских представлениях о красоте, обработанные камни применялись и применяются в настоящее время только в тех садах, где по определенным причинам необходимо соблюдать симметрию и придерживаться правильных геометрических форм.

Любопытно, что для описания характера поверхности или просто обозначения обработанного камня, в
специальной садовой японской терминологии употребляется слово, которому трудно найти в русском языке смысловой эквивалент. Больше всего подходит строительный термин «шуба» — создание специальной шероховатой фактуры. В Японии обработанные камни называют «одетыми», но эту рукотворную «одетость» почти всегда стараются смягчить естественными элементами — водой или мхом.

Сад Сузаку-но Нива. Умекодзи . Киото
Сад Сузаку-но Нива. Умекодзи. Киото

Присутствие обработанных камней автоматически обозначает введение прямых геометрических линий
и правильных кривых соединений. Это явилось своеобразной революцией в садовом искусстве Японии, которое раньше опиралось на свободные, естественные формы камней. Всегда ценились камни, способные играть роль моста, без опоры по середине — длинные и плоские, а также природные, не обработанные цукубаи, то есть природные чаши, из которых можно брать воду для омовения рук и для приготовления чая. Часто в садах можно увидеть крупные камни, украшенные сплетенным из рисовой соломы канатом. Такой камень, называемый ивакура, означает, что по местным поверьям в нем живет ками — дух горы, доминирующей над этой местностью.

Объект поклонения в синтоистских святилищах. Камень Ивакура
Объект поклонения в синтоистских святилищах. Камень Ивакура

Камни всегда играли очень важную роль в создании облика сада , но с развитием и распространением
учения Дзен, их роль усилилась еще больше. В сложных социальных условиях средневековья, многие японцы обратились к Дзен-буддизму , ища в нем надежду на спасение и силу. Призывая познать истину через созерцание, медитацию, заставляя работать мысль и воображение , дзенские сады приобретали все более упрощенный вид, доведенный до абсолютного символизма, где камень мог оставаться единственным средством передачи красоты и величия природы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *