|

Истоки зарождения японского сада в эпоху добуддийской культуры (до VI в.)

Глава 1.1 диссертации «Эволюция японского сада в контексте национальной истории» на соискание ученой степени кандидата исторических наук
Мостовой С. А. – Владивосток, 2016.

В своем развитии с глубокой древности и до наших дней японский сад пережил целый ряд важнейших изменений, связанных с эволюцией общественных отношений. Первые сады появились в период существования древнеяпонского государственного образования Ямато. Они являлись символом власти и могущества своих владельцев. Активная внешняя политика Ямато в отношении Корейского полуострова и распространение буддизма внутри страны способствовали возникновению ранних образцов японского сада, основой для которых послужили модели садов государства Пэкче. Однако в современной науке по-прежнему открытым остается вопрос о существовании в Японии садов в добуддийский период. До принятия японцами буддизма в середине VI в. основной формой религиозного познания был анимизм, который впоследствии лег в основу синтоизма. Следовательно, древние рукотворные ландшафты могли быть связаны именно с культом природы. Вера в одушевленность природных явлений и существование духов (божеств ками) выстроила между человеком и природой особую форму отношений, которая проявилась в создании объектов поклонения небесным и земным богам в виде искусственных элементов природного ландшафта или специальных сооружений. Одни объекты имели исключительно сакральное значение, другие использовались и в практических целях (например, в качестве ирригационных сооружений). Существует вероятность, что эти священные объекты могли послужить прототипами садов, поэтому их изучение позволит приблизиться к пониманию сути японского сада на начальном этапе развития.

Важной частью религиозного культа древних японцев было поклонение камням. Крупный камень (или часть скалы), как правило, расположенный высоко в горах, опоясывали соломенной веревкой симэнава1 и окружали более мелкими камнями. Такие священные камни называли ивакура, а священное место вокруг них – ивасака. Некоторые ивакура и ивасака сохранились до нашего времени и встречаются во многих синтоистских святилищах практически по всей Японии (например, в святилищах Сэкидзодзи и Хокура-дзиндзя (преф. Хѐго), Камикурадзиндзя (преф. Вакаяма), Ати-дзиндзя (преф. Окаяма), Такаморо-дзиндзя (преф. Хиросима), Омива-дзиндзя (преф. Нара), Юмия-дзиндзя (преф. Нагано; рис. 1) и др.).

Рис. 1. Священный камень (ивакура) в святилище Юмия-дзиндзя, преф. Нагано. Мостовой С. А.
Рис. 1. Священный камень (ивакура) в святилище Юмия-дзиндзя, преф. Нагано

Первоначально люди поклонялись камням-божествам, находившимся в естественной среде (на склонах гор), а позже стали самостоятельно устанавливать камни в тех местах, где, по их представлениям, пребывали боги, и огораживать подступы к ним.

Сложно утверждать, в какой мере ивакура и ивасака могли повлиять на развитие японских садов, и могут ли вообще эти объекты анимистических верований рассматриваться как возможные прототипы каменных композиций. Самое раннее из сохранившихся руководств по созданию садов – «Сакутэйки» («Записи о создании садов», XI в.), не рекомендует использовать в саду камни из
мест, где обитают боги, или камни, обладающие душой2, так как их влияние могло привести к нежелательным последствиям для жизни и здоровья человека. Из этого следует, что ивакура не должны были присутствовать в садах. Тем не менее, как показывает история, влечение японцев к камням, первоначально питавшееся религиозными представлениями, и постоянный контакт с природными формами способствовали развитию объемно-пространственного мышления в работе с каменными композициями в последующие периоды.

Анимистические верования существовали и в отношении воды, которая играла важнейшую роль в жизни древнего общества. Источники воды – вместилища водных божеств, огораживали веревкой симэнава; иногда рядом с ними размещали храмы. В предполагаемых местах обитания богов выкапывали водоемы (синти) и сооружали в них острова (синто), на которых устанавливали камни, а позднее небольшие деревянные святилища. Организованное подобным образом пространство использовали для совершения обрядов поклонения божествам, посвященных молению о дожде в засушливый период.

Значение воды усилилось с распространением поливного земледелия. Приблизительно с III в. до н.э. древние жители Японии стали обосновываться в постоянных поселениях для выращивания риса, который являлся для них основной сельскохозяйственной культурой. Муссонный климат Японских островов был благоприятен для этой культуры. Поначалу урожайность риса сильно зависела от естественных условий, но со временем для систематического орошения полей японцы стали выкапывать пруды и каналы, благодаря чему урожаи росли. О важности подобных действий повествует древнейший письменный памятник «Анналы Японии»3, в котором говорится, что еще во времена правления государя Судзин (97 – 30 до н.э.) было отдано распоряжение вырыть пруды и протоки на полях, где было мало воды, чтобы таким образом расширить земледелие и задействовать людей тех земель4. Позднее государь Суйнин (пер. правл.: 29 до н.э. – 70 н.э.) велел всем провинциям вырыть пруды и оросительные каналы (в количестве 800), поскольку важнейшим занятием было возделывание земли5. Вероятно, эти водоемы использовались не только как ирригационные сооружения, но и как места проведения ритуалов испрашивания дождя.

Появление могильных курганов (кофун) на Японских островах в период Кофун (III – VI вв.) также могло оказать влияние на технологию создания водных объектов. Курганы в форме замочной скважины, в которых хоронили правителей Ямато, по периметру были окружены заполненным водой рвом. При раскопках кургана в древней столице Хэйдзѐкѐ (г. Нара) археологи обнаружили элементы искусственного ландшафта – участки, покрытые небольшими камнями с вертикально установленными пейзажными камнями6. Это открытие может свидетельствовать о том, что на Японских островах еще до появления корейских моделей садов существовали рукотворные ландшафты, имитирующие природные формы.

В 1991 г. было найдено древнее место поклонения богам Дзѐнокоси-исэки (преф. Миэ), которое ученые относят ко второй половине IV в. (рис. 3, 4). Его, как и расположенный по соседству курган Исияма-кофун, вероятно, построили представители знати, которые контролировали этот район, в то время являвшийся стратегически важным транспортным узлом. На участке земли находилось три природных источника, образующие небольшой ручей. На искусственное происхождение ландшафта указывают форма русла, характер оформления береговой линии и вертикально установленные камни по берегам. На площадке с западной стороны ручья были обнаружены различные предметы – керамика, деревянные мечи и др., которые японцы приносили сюда в качестве подношений богам, что подтверждает ритуальное предназначение ландшафта.

Истоки зарождения японского сада в эпоху добуддийской культуры (до VI в.). Мостовой С. А.
Рис. 3. Древний источник Дзёнокоси-исэки, преф. Миэ
Древний источник Дзёнокоси-исэки, преф. Миэ. План (Национальный
научно-исследовательский институт культурного наследия, г. Нара, 2006)
Рис. 4. Древний источник Дзёнокоси-исэки, преф. Миэ. План (Национальный
научно-исследовательский институт культурного наследия, г. Нара, 2006)

Обожествление воды и практика ее использования в сельском хозяйстве создали предпосылки для появления водоемов и островов в японских садах. Анализ структуры сохранившихся до нашего времени священных водоемов и островов на территории древних синтоистских святилищ (Уса-дзингу, преф. Оита; Кибицу-дзиндзя, преф. Окаяма (рис. 2); Адзики-дзиндзя, преф. Сига; и др.) показывает, что котлованы имеют несложную форму, количество островков достигает трех-пяти (в некоторых случаях семи), на островах присутствуют небольшие святилища, техника укрепления берегов примитивная (не соответствует характеристикам декоративного водоема). Таким образом, сооружение искусственных водных объектов позволило древним японцам приобрести необходимые навыки и сформировать собственную технологию, благодаря которой создание водоемов уже в пространстве сада (основанного на китайской модели) в последующие эпохи было для них обычным явлением.

Священный водоем и острова (синти и синто) в святилище Кибицудзиндзя, преф. Окаяма (по схеме М. Сигэмори, 1976)
Рис. 2. Священный водоем и острова (синти и синто) в святилище Кибицудзиндзя, преф. Окаяма (по схеме М. Сигэмори, 1976)

Наряду с камнями и водой японцы обожествляли деревья. В качестве священного дерева (симбоку), как правило, выбирали высокие вековые деревья. Их стволы обвязывали веревкой симэнава. Объектом поклонения могли быть не только одиночные деревья, но и целые рощи (мори). Примечательно, что японское слово мори имеет два значения: «роща» и «священное место, куда спускаются боги», таким образом, мори являлось своего рода святилищем без строения. «Записи о создании садов» указывали на чрезвычайно важную роль деревьев в саду, так как именно на них боги спускались с небес7. Сакральное отношение к деревьям на многие века вперед определило их особое положение в японских садах: растения в первую очередь воспринимались как одушевленные объекты, требующие трепетного отношения, а потом уже как материал для озеленения сада.

Рассматривая возможные прототипы японских садов, следует обратить внимание на специальные площадки (сики) для совершения ритуальных обрядов. Первоначально они представляли собой расчищенные ровные участки леса, позже их стали покрывать камнями. Во время обрядов на этих площадках могли устанавливать химороги – временный алтарь (предположительно, в форме дерева), в котором пребывало божество, о чем свидетельствует одна из песен первого японского поэтического сборника «Манъѐсю»8 («Собрание мириад листьев», VIII в.). С развитием храмовой архитектуры такие площадки стали устраивать перед строениями синтоистских святилищ. Например, их можно увидеть в древнем храмовом комплексе Исэ-дзингу (преф. Миэ), посвященном богам-прародителям императорской семьи (рис. 5).

Священная территория в святилище Исэ (Внешнее святилище),
преф. Миэ
Рис. 5. Священная территория в святилище Исэ (Внешнее святилище),
преф. Миэ

В ходе археологических раскопок, начавшихся в 2001 г. на территории святилища Симогамо-дзиндзя (г. Киото), была найдена площадка для совершения обрядов поклонения богам (рис. 6). В ее структуру входят два небольших участка, размещенных на разных уровнях. Нижний участок покрыт небольшими речными камнями, верхний – утрамбованным грунтом. Там же были обнаружены вертикально установленный камень овальной формы (предположительно алтарь), различные изделия из керамики и другие артефакты, относящиеся к культуре Канъэй (начало периода Эдо). Вероятно, на нижней площадке, обращенной к реке Идзумигава, проводились ритуалы моления о дожде. Остатки этого сооружения археологи относят к концу XII в. (поздний Хэйан). Это дает основание предположить, что более древние священные места такого типа сооружались аналогичным способом.

Место поклонения богам в святилище Симогамо-дзиндзя, Киото.
План археологических раскопок
Рис. 6. Место поклонения богам в святилище Симогамо-дзиндзя, Киото.
План археологических раскопок

Подобные святилища под открытым небом сохранились и на островах Рюкю, где они назывались утаки. Священное место, куда спускались с небес божества, как правило, располагалось в роще на небольшой возвышенности, к которой вела дорожка (узкая тропинка). Во время проведения обрядов общения между людьми и божествами утаки превращалось в своеобразную сцену для исполнения ритуальных танцев и песен. Перед сценой находился алтарь со священным камнем. Эти святилища являлись важным элементом духовной культуры Рюкю7. Существование утаки в очередной раз подтверждает, что первые рукотворные ландшафты были тесно связаны с анимистическими представлениями древних поселенцев островного государства.

Если священные территории (сики, утаки) рассматривать в качестве прототипов японского сада, то возникает вопрос, каким образом они могли повлиять на его формообразование. Единственной точкой соприкосновения между ритуальными площадками и садами являются покрытые гравием «пустые» дворы дзэнских храмовых ансамблей периода Муромати (XIV – XV вв.). На наш взгляд, только одно внешнее сходство не может служить основанием для состоятельности данной гипотезы. Очевидно, что открытые площадки для почитания богов являются прототипами синтоистских святилищ, а не японских садов. Так или иначе, подобная модель пространственной организации мест общения человека с богами положила начало эволюции пространства в японской архитектуре.

Проанализировав вышеуказанные древние природные объекты искусственного происхождения, можно прийти к выводу, что некоторые из них могли быть прототипами японского сада. С нашей точки зрения, к прототипам сада можно отнести водные объекты в виде священных водоемов и островов (синти и синто), каналов и ручьев, а также рвов могильных курганов (кофун). Версии о том, что прототипами японских садов являются такие объекты, как ивакура, ивасака, сики, химороги и утаки, представляются неубедительными. Необходимо отметить, что ранняя форма религиозного познания (анимизм) оказала значительное влияние на пространственно-образное мышление японцев. С приходом в страну буддизма в VI в. на основе анимистических верований начинает формироваться религиозное учение синто, став духовным фундаментом японского общества. Благодаря ему сад в японской культуре на протяжении всей истории оставался воплощением уникальной связи между человеком, природой и религией.

Продолжение: https://gardenmodern.ru/razvitie-klassicheskih-form-yaponskogo-sada-v-hejanskoj-kulture-ix-xii-vv/

Сноски

  1. Симэнава – веревка из рисовой соломы, украшенная бумажными лентами, при помощи которой обозначается священное пространство в традиционной японской религии синто.
  2. Тамура Ц. Сакутэйки (Записи о создании садов). С. 372.
  3. «Нихон сѐки» или «Нихонги» («Анналы Японии») – историческая хроника, составленная в 720 г. принцем Тонэри и Фудзивара-но Фухито.
  4. Нихон сѐки – Анналы Японии : В 2 т. / пер. и коммент. Л.М. Ермаковой и А.Н. Мещерякова. СПб. : Гиперион, Т. 1. С. 217.
  5. Там же. С. 230.
  6. Кодай тэйэн кэнкю I … С. 388–395.
  7. Отметим, что острова Рюкю вошли в состав Японии в 70-х гг. XIX в. До этого времени они являлись отдельным королевством, которое находилось в вассальной зависимости от Китая.

Мостовой Сергей Александрович
РАН, Дальневосточное отделение,

Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *