| |

Основные принципы формирования традиционных корейских садов

Ю Ми Ран, Т.А. Демидова

История возникновения корейских садов

В Корее насчитывается более тысячи традиционных садов, по которым можно проследить период и духовные источники влияния на садово-парковое искусство. На начало данного искусства повлиял шаманизм, а позже в силу исторических событий, то есть войны Кореи и Китая, культура второго оказало влияние на Корею. Многие считают, что традиционные корейские сады являются копией китайских садов, но в Корее произошло адаптирование принципов по-своему. Этим и богато садово-парковое искусство Кореи. Красота сада – это постепенно меняющаяся красота, проявляющаяся через экологический порядок. Восприятие сада – это преобразование воссозданной физической природы сада в сложную духовную и мифическую красоту, которую можно уловить умом и связанными с ним пятью чувствами: зрением, слухом, вкусом, обонянием и осязанием [8]. На формирование корейских садов оказали влияние заимствование композиционных принципов китайских буддистских садов, функционально-типологических, религиозных и философских принципов как Китая, так и самой Кореи.

Философско-религиозные принципы

Принцип «Ым-Ян». С древности в Южной Корее большое значение имеет принцип «Ым-Ян» (наряду с принципами пхунсу, фэншуй, ци). Он считается основным регулятором и зачинателем культурного мира человека и общества и в настоящее время. Принцип «Ым-Ян» подразумевает соприсутствие контраста и гармонии [4]. С древности корейцы верили в силу гор и камней, которые служили средством почитания предков. В горах, по их представлениям, жил некий мифический предок – женщина, превратившаяся в дух, следящая за мирной жизнью в стране, оберегающая людей на всем протяжении их жизненного пути. Почитание гор играет важную роль в мировоззрении корейцев, поэтому и место для сада выбирается не случайным образом. При его выборе обязательно находят такое живописное место, чаще всего это бамбуковые заросли или нечто похожее, потому что наличие растений приветствуется, где есть прекрасный вид на горную местность или горы.

Шаманизм

Традиционной религией Кореи является шаманизм (кор. 무교, мансин, «вера в 10000 духов»). Корни корейского шаманизма уходят в глубокое прошлое – он развился из языческих верований племён древнего Чосона. Примерно в это же время появляются первые Божественные сады – Герим (кор. 계림) и Синъюрим (кор. 신유림), которые располагались во дворцах поклонения природе. Это были такие особенные места, которые давали духовные силы и подчеркивали единство человека с природой и миром. Именно шаманизм отражал главные ценности каждого корейца. Двумя главными божествами были бог неба Санчже (кор. 산졔) и бог гор Сансин (кор. 산신). Немаловажным предметом одухотворения являлась природа. По верованиям корейцев, духи же населяют практически всю окружающую природу: деревья, камни, реки, моря. Для корейцев природа источник не только эстетической красоты, но и познания абсолютных законов мира. В силу своих религиозных взглядов они воспринимали человека и природу в их нерасторжимом единстве. Она всегда помогала людям познать себя, достичь гармонии и постичь законы бытия. Стремление к достижению гармонии между природой и человеком и привело к появлению садово-парковых комплексов [1].

Буддизм, даосизм и конфуцианство

Китайская культура оказала мощное воздействие на развитие корейского садово-паркового искусства, в особенности перенятые Кореей религии. Буддизм в Корею попал в 327 г., во времена Когурё. В буддизме не определяли ценность природы, к ней относились равнодушно и неагрессивно. Но в Китае буддизм приобрел новое ответвление, Будда стал ассоциироваться с Дао, растворенным в природе. В результате буддийская идеология превратилась в учение о божественности природы. Буддисты считали, что через постижение какого-либо «пути» человек соприкасается с божественной природой. Одним из таких путей и была техника садово-парковых комплексов. Именно здесь прослеживается влияние даосизма, который подчёркивает таинственность природы, уделяя больше внимания отдельным составным деталям. Корейский сад создается с минимальным воздействием на природу.

Люди позволяют элементам сада сливаться с природой и процветать. С начала XV века, когда конфуцианство стало идеологией династии Чосон, в садово-парковом искусстве помимо таких теорий и практик, как двойственность инь-ян, пять элементов жизни и фэн-шуй, можно было проследить и влияние конфуцианства, одним из положений которого является концепция неба (Тянь) и небесного веления.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram: https://t.me/garden_modern

Основные композиционные принципы в создании сада

  1. Природные формы. В корейских садах часто использовалась техника создания прямоугольного пруда с круглым островом в центре. Даосская и конфуцианская вера в то, что небо круглое, а Земля квадратная, часто отражается в появлении прудов и их острова: пруд квадратной формы, а остров круглый.
  2. Векторность. Наличие множества точек для рассмотрения природы, воссозданной в корейском саду.
  3. Сохранение пространства. Большинство храмов, дворцов, загородных уединений и гробниц расположены так, чтобы максимально открывать вид на окружающие природные ландшафты и подчеркивать элегантность прилегающих к ним садов или парков.
  4. Естественность. Создавая сад, корейский садовник руководствуется единственным принципом: сад должен выглядеть естественнее, чем сама природа.
  5. Рельеф. Зачастую сады или же храмы и дворцы, к которым они прилегают, расположены на возвышенности, чтобы человек мог рассмотреть природные ландшафты вокруг себя.
  6. Наглядность. Нередко ландшафт корейских садов выделяет сценарий посещения сада или же главный элемент сада.

Функционально-типологические принципы

Чайные сады

В период Корё обрела популярность чайная культура. По мере роста спроса на чай строились специальные деревни для выращивания чайных растений и различные чайные магазины. Чайные сады были не только при дворцах и храмах, но и в домах простолюдинов. В этот период не было такого термина, как «чайный павильон», потому что любые отдельно стоящие здания или павильоны могли служить местом, где люди могли насладиться прекрасным видом на природу, попивая чай.

Дворцовые сады

На примере дворца Манволдэ (рис. 1) можно показать, что из себя представляли дворцовые сады. Дворец располагался на высшей точке южного гребня горы Сонгаксан, окруженной различными холмами по левую и правую стороны, с него открывался вид на гору Чинбонгсан. Дворец имел множество садов и павильонов и 13 ворот. Через территорию протекает река Кванмёнчон. По сторонам реки было два павильона Тоннакчонг, окруженные низкими стенами.

Сады вокруг погребальных мест

Гробницы династии Корё были небольшие и располагались в северной части Кореи и немного на острове Канхвадо. Одна из знаменитых – это гробница Конмин-вана и его жены (рис. 2). Сама гробница представляет собой два погребения на вершине холма, окруженные каменной оградой и множеством скульптур, рядом с большой лестницей, по сторонам лестницы расположены различные растения, в саду отсутствуют пруды.

Рис. 1. Дворец Манволдэ в Хванхэ-пукто. Рис. 2. Гробница Конмина в Хванхэ-пукто.

Сады при буддистских храмах

Буддизм был ведущей религией с начала династии Корё, насчитывалось около 1000 буддистских храмов, включая храмы при императорских дворцах. Один из них дворец в Канвондо. И Ча Хён отрекся от своего статуса и удалился в горы, там он построил уединенное жилище и павильон, а также дзен-сад в натуральном стиле.

Сад состоял из трех частей: южный, центральный и северный. В южном саду были пруд, окруженный вишневыми деревьями, и ручьи; поперек пруда находятся искусственный водопад и три выкопанных камня для медитации. Рядом с этими камнями лежат несколько камней в форме черепахи. В центральном саду – река и теневой пруд площадью 180 м2 в форме трапеции. Форма пруда отражает скалистые пейзажи гор сзади, цель теневого пруда – отражать красоту пейзажа для того, чтобы поверхность пруда работала, как зеркало.

Сады частные

В ранний период Корё частные сады имели в основном аристократы и люди с государственной должностью. На такие сады очень сильно повлияла китайская культура садово-паркового искусства. Примером такого сада может служить сад-резиденция Чо Чунхона. Владелец сада являлся влиятельным министром в позднем Корё, в своей резиденции он построил сад с большим прудом, посадил большие сосны и цветущие деревья, привезенные из Китая. Территория простиралась на несколько десятком миль, сад можно было сравнивать даже с королевскими садами.

Символизм

Находясь в корейском саду, обыватель не сразу поймет символику его элементов. Но каждая деталь в саду что-то означает. Например, солнце – главная часть вертикально ориентированного пространства, а луна в полном стоянии – символ красоты и спокойствия у буддистов, а во время сентябрьского равноденствия по естественным причинам является символом изобилия и повсеместно связывается с любовью и браком. Небо связано со сверхъестественными силами и является символом превосходства, властных полномочий, духовного просвещения. Скалы и камни составляют основу земли, которая образует центр всего сущего. Камни имеют такие качества, как водостойкость и прочность. Символизм можно найти в их количестве и структуре. Например, три камня могут олицетворять трех горных богов, также камни можно видеть в количестве двух, трех, девяти, двенадцати.

Пруды символизируют спокойствие и тишину, приглашая посетителей к глубокому созерцанию. Мосты могут символизировать переход от низших мыслительных процессов к более священным мыслям или переход от земного бытия к спокойной загробной жизни.

Каждое дерево и растение также имеют символику. Сосна (гинко) является символом единства, верности, бессмертия, долголетия, высокой нравственной чистоты. Дерево хурмы символизирует трансформацию, красная корейская сосна – верность, постоянство и праведность, кора напоминает панцирь черепахи, что символизирует долголетие. Бамбук олицетворяет простоту, целостность и гибкость. Его прямолинейность символизирует силу, в то время как его полый стебель приравнивается к непредубежденности. Пионы известны как Королева цветов, и древовидный, и травянистый пион символизируют королевскую власть, богатство, честь, женскую красоту и любовь. Лотос узнаваем как священный символ в буддизме и может быть найден в прудах как буддийских храмов, так и конфуцианских академий, символизирует чистоту, преобразование и просветление.

Заключение

Традиционный корейский сад – это особый ландшафтный объект, сочетающий в себе простые элементы природы с духовной и материальной корейской культурой, имеющей более чем двухтысячелетнюю историю и опирающейся на «мораль, праведность и практическую этику», где природа является не столько олицетворением изящества и красоты, сколько ресурсом для духовного и умственного развития, практическим инструментом для достижения гармонии духа и тела [5] В настоящее время традиционные корейские сады имеются не только на территории Кореи, но и во Франции (Blottereau Park, Нант; Jardin d’Acclimatation, Париж), Мексике (Zoológico de Chapultepec, Мехико), Турции (Gençlik Park, Анкара), Германии (Erholungspark Marzahn, Берлин; Grüneburgpark, Франкфурт), Канаде (VanDusen Botanical Garden, Ванкувер), на Украине (в Национальном ботаническом саду имени Н. Н. Гришко, Киев) и даже в России (Ботанический сад биолого-почвенного факультета Иркутского госуниверситета, Иркутск).

Ю Ми Ран, Т.А. Демидова
Основные принципы формирования традиционных корейских садов // Архитектура и дизайн: история, теория, инновации. – 2022. – № 6. – С. 59-63

Список источников

  1. Болотова Н.А., Мухаметзянов Р.Р. Влияние садово-парковой традиции Китая на Корею /
    /Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2018. Т.1. С. 59–63.
  2. Болотова Н.А., Мухаметзянов Р.Р., Гайнуллина Л.А. Единство с природой в корейском садово-парковом комплексе // Современные востоковедческие исследования. 2020. Т. 2. № 3. С. 76–79.
  3. Васильев Г.Э. К вопросу изучения особенностей планировки садов Кореи // Вестник ландшафтной архитектуры. 2018. Т.13. С. 9–13.
  4. Журбина Л.П. Влияние принципа «Ым-Ян» на гармоничное обустройство корейских садов //
    Человек в цифровом пространстве: онтология участия и культура взаимодействия / Под ред. М.О. Орлова. 2019. С. 43–45.
  5. Кузеванов В.Я., Пономарев А.В., Калюжный С.С., Йонг-Шик Ким. Первый Корейский сад в
    России // Проект Байкал, glocal. 2021. С. 102–112.
  6. Курдяева Н.С. Корейское садово-парковое искусство // Ученые заметки ТОГУ. 2014. Т. 5, 4.
    С.1238–1240.
  7. Jill Matthews. Traditional Korean Gardens. URL: https://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=1978884 (дата обращения: 28.03.2022)
  8. Min Kyung-Hyun. The Beauty of Korean Gardens Represents a Spiritual World Through Their
    Historical Development. Published by Borim Editions, 1992. 249 p.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *