Анализ японских садов на территории Южной Кореи
К. п. Хон, Ю. В. Баринов
Введение. О корейских садах в европейских странах не много информации. Однако традиционные сады Кореи имеют уникальные черты, отличающиеся от садов Китая и Японии. Дворцовые сады, летние сады и храмовые сады Кореи имеют уникальные элементы дизайна. Однако сады, построенные в период японской колонизации, отличаются от традиционных. В этих садах встречаются элементы японского стиля [1]. При этом, культурный обмен не односторонний, культура развивается и созревает через взаимное взаимодействие. Понимание садовой культуры другой страны и создание иностранных садов в своей собственной стране всегда способствует дальнейшему содружеству. В последнее время наблюдается растущий интерес к созданию традиционных корейских садов в других странах и продвижения корейской культуры. Изучение того, как строить сады в корейском стиле в зарубежных странах, очень важно. Наблюдая за тем, как строятся иностранные сады в Корее, можно увидеть, соответствует ли дизайн или определенные элементы традиционному ландшафтному дизайну.
Цель исследования состоит в анализе и определении современного состояния японских садов в Южной Корее.
Материал и методы исследования. Японские сады в Корее, построенные во время японской оккупации, являются предметом этого исследования. Объектами исследования выступили сад дома Хироцу, сад Йи Хун-Дон, сад возле Хэчан Джуджоджанг, сада Сонг в Сокри Чаннён-гун, сады деревни Оэм, сад храма Сонамса, сад храма Тэхынса. Проанализированные сады разделили их на четыре группы:
1) японский сад, построенный японцами в современном японском доме в Южной Корее;
2) японский сад, построенный корейцами в традиционном корейском саду;
3) cад, построенный японцами при храмах в Корее (по желанию корейцев);
4) японские сады, построенные в корейских резиденциях.
Результаты исследования и их обсуждение. В течение японского колониального периода масштабы влияния японской культуры на Корею были настолько огромными, что почти все аспекты корейского образа жизни были затронуты. Пейзаж и архитектура не стали исключением. Большие города, такие как Сеул и Пусан, а также портовые города, такие как Инчхон, Кунсан и Мокпхо, были центрами передачи культуры и где было построено большинство зданий в японском стиле. Многие из этих зданий сохранились до сих пор сегодня как современное культурное наследие. В области архитектуры наблюдается большой интерес к результатам научных исследований о масштабах и влиянии передачи японской культуры, а также об усилиях по защите культурных ценностей. Однако в ландшафтной сфере часто усилия достаточно слабые. Исследований японских садов в Корее очень мало.
Сравнительный анализ садов был проведен при помощи сбора данных. Японские здания также были включены в целевую зону, так как рядом с ними находятся сады в японском стиле. Был выбран период от конца династии Чосон до эпохи японского колониализма. Составлен краткий список целевых областей исследования на месте, чтобы узнать подробные характеристики садов в каждой целевой области. Кроме того, в шорт-лист для сравнения попали сады в Японии, для того чтобы сравнить черты стиля с помощью пространственного анализа основ проектирования. Использовались такие факторы как площадь, статус распределения, общее состояние, данные о владельце, ландшафтный дизайнер, цель и история садов в японском стиле в Корее [2]. В ходе анализа было обнаружено, что 17 садов в Корее выполнены в японском стиле.
Дом Шинхын-дон в японском стиле в Кунсане (Дом Хироцу) (см. Рисунок 1). Порт в Кунсане открылся в 1899 году, тогда город быстро принял современную культуру. Японское население в Кунсане, к моменту открытия порта, составляло 13%, а в 1914 году до 47 %. Японский дом Синхын-дон в Кунсане был зарегистрирован как объект культурного наследия № 183 в 2005 году. Синхын-дон, где расположен дом Хироцу, был жилым районом для богатого класса во времена периода японской оккупации, и дом Хироцу был построен Хироцу Гейсабуро, человеком, который управлял магазином одежды. Дом представляет собой типичный японский двухэтажный деревянный дом, сохранивший оригинальные формы крыши, внешние стены, внутреннюю территорию и сад в японском стиле. Между постройками находится пруд Ишикуми и камни, также там остался традиционный японский фонарь.
Это самый большой сад в этом районе, он образован входным парком, внутренним садом, природным ручейковым садом и задним двором. Исикуми, изогнутый пруд, водопад и каменный фонарь в японском стиле. Также там высажено 113 различных видов деревьев (37 диких корейских, 69 японских, 25 китайских и 12 европейских видов.) Сад был внесен в список зарегистрированных объектов культурного наследия в 1988 году. Однако, некоторые районы выполнены не в японском стиле.
Пивоварня Хэчан Джуджоджанг, расположенная на южной окраине Корейского полуострова, Хэчанри, Хвасан. Мён, Хэнам-гун, Чолла-Намдо, имеет 90-летнюю историю производства макколли, традиционного корейского рисового вина. Здесь также есть дом в японском стиле и сад (см. Рисунок 3), построенный в 1920-х годах.
Этот дом был построен, когда японец Кохей Шибата, родившийся в префектуре Гумма в Японии в 1895 году, мигрировал в этот город в 1927 году. Поскольку его отец был торговцем древесиной, он импортировал древесину через Мокпо и построил дом в японском стиле после 3 лет сушки древесины. Сад также был построен во время владения Сибаты. С 1945 г. Собственники дома менялись 2 раза, а в 2005 году нынешние владельцы выкупили помещение и провели работы по реконструкции. С 2008 года пивоварня начала полномасштабную работу по настоящее время. В центре сада с южной стороны дома находится пруд в форме тыквы с 5 небольшими волнами и насыпями вокруг пруда. Вода подается с горы за садом через помещение с восточной стороны. С западной стороны помещения вода в виде ручья течет на север и доходит до квадратного пруда в западном заднем саду.
Сохранились фотографии, сделанные в Шибате, с помощью которых можно представить себе прототип сада. Здание и сад были внесены в реестр культурных ценностей, но это было несанкционированно из-за расширения и реконструкции здания. Древний дом семьи Сонг в Сок-ри Чаннён-гун (Сонг-си Готак) (см. Рисунок 4) расположен в Чаннён-ганин к юго-востоку от Южной Кореи, в 70 км к северо-западу от второго по величине города Южной Кореи – Пусана.
Настоящий японский сад был построен примерно в 1929 году Сонгом Юнгён. Семья Сон была дворянской семьей в Чаннён-гуне со времен корейской династии. Этот дом состоял из шести корпусов, включая главный корпус (Анче), гостевой корпус (Сарангче), складское помещение, два подъезда и уборную. Это современный корейский дом с традиционными элементами корейского жилища, практичными элементами богатого фермерского дома, а также влиянием современных конструкций. Этот дом был зарегистрирован как культурное наследие в 2004 г. Эта историческая резиденция, находящаяся в частной собственности, была признана зданием национального значения, где частично ведутся реставрационные работы.
Первоначальное здание и сад якобы были спроектированы владельцем, Сон Кюхо. Здание дома выполнено в корейском стиле (современный ханок), а существующий сад – в японском стиле. Японский сад был построен его внуком Сон Юнгён примерно в 1929 году во время японского колониального периода. Архитектор неизвестен. Сад состоит из насыпи («цукияма»), пруда, композиции из камней и садовых фонарей, ясно показывающих ландшафт японских садов. Пруд имел форму Корейского полуострова, но также там присутствовали Исикуми, Цукияма и изогнутый берег, которые относятся к стилю японского сада. Это место является ярким примером сочетания японского сада и дома, построенного в традиционном корейском стиле.
Деревня Оэм в Асан-си провинции Чхунчхон-Намдо является национальным культурным наследием (см. Рисунок 5).
Город Чхунчхон-Намдо был основан примерно 200 лет назад и в основном состоит из традиционных корейских домов. Несмотря на то, что большинство зданий построено в традиционном корейском стиле, там существует три жилых дома с садами японского стиля, построенные во время японского колониального периода. С точки зрения стиля, эти три сада заметно отличаются от традиционных корейских садов. Сады, с водными объектами, такими как пруды и ручьи, содержат характерный бордюрный водный канал и пруды с мостиками, насыпями и декоративными камнями, которые являются типичными элементами японских садов. Кроме того, все эти сады используют воду из каналов, ведущих воду из соседней реки в деревню. Техника, использующая водоток в садах, обычно не встречается в традиционных корейских садах. Таким образом, эти сады можно охарактеризовать как созданные под влиянием японского сада. Также в деревне распожены сады: – Геондже Готаек. Сад отличается ландшафтным островом, напоминающим «Черепаший остров» в южном саду впереди здания и ручей, питающий пруд в восточной части здания.
Сад профессорской резиденции. В настоящее время сад сильно обветшал. Сохранился пруд, который находится к юго-востоку от здания. Также остались садовый мост из натурального камня и скалы в форме лодки «Фунагата-Иши».
Сад резиденции Сонгва. Для данного сада характерен сосновый лес с невысокими холмиками «Носудзи» и ручьями. Задняя часть потока имеет естественную скальную композицию.
Эти сады являются ярким примером японского сада, который расположен в традиционных корейских домах Чаннён Сок Ри. Храм Сонамса в Сунчхоне и Тэхынса в Хэнаме наиболее известны тем, что в храме было много японских верующих (см. Рисунок 6).
Японский сад c водоемом располагается перед музеем храма Сонамса, также там расположено много камней и беседка. Сад несколько раз изменяли, поэтому трудно найти первоначальный вид [3]. Храм Тэхынса расположен в горе Dooryun, которая когда-то была сожжена (см. Рисунок 7). Он был восстановлен Мастером Дзен Чой, который при восстановлении храма, также построил Муёмджи [4].
Сад был спроектирован Учитани Манпей, который также создал Йи Хун-Донг в Мокпо. Особенность Муёмджи заключается в изогнутом береге пруда. В центре расположен фонтан, а вдоль берега высажены различные виды деревьев. Качество воды и состояние деревьев требуют постоянного обслуживания.
Сравнительное исследование садов Кореи и Японии следует начать с садов деревни Оэм и садов в Мацусиро (см. Рисунок 8). Был проведен Поиск японских примеров с аналогичной пространственной структурой деревни с каналом и садом. В результате группа садов в Мацусиро в Нагано выбраны из-за схожей структуры села с водным каналом, используя преимущества горного расположения. При осмотре обоих садов значительно схожа живописная композиция между обоими садами. Судя по всему, между садами в Южная Корея и Япония [5]. Сравнительное исследование между садом Сон-си Готак и японскими местными садами в префектуре Фукуока (см. Рисунок 9).
Поиски японских садов частных домов, похожих на сады Сон-си-Готак, сосредоточены на современных японских садах в префектуре Фукуока, построенных в тот же период. У них схожи формы прудов. Сады Дэн-эмон Ито и жилой сад семьи Кураучи, известные в стране как живописные места, содержат пруды с аналогичным берегоукреплением и использованием скального устройства. Это приводит к такому выводу, что японские сады в южной части Южной Кореи были созданы под влиянием современных японских приусадебных садов 1920-1930-х годов в северной части Кюсю, включая префектуру Фукуока [6]. Однако эта теория требует более конкретного изучения.
Сравнительное исследование между садом Хэчан Чжуджоджанг и садами местного дома в Префектура Гумма, Япония. В случае с этим садом, найдено сходство с местными приусадебными участками в префектуре Гумма. В результате удивительно похожий сад был обнаружен в «КюОбата-хан Букэ-яшики Мацу-ура-ши Ясики» в городе Канра префектуры Гумма. Главное здание сад были построены в эпоху Эдо, а с периода Мэйдзи размер помещения уменьшился и сад был отремонтирован в конце современного периода. Это место обозначено как историческое место в префектуре Гумма. В настоящее время ведутся детальные исследования и реставрационные работы участка сада Мацураси (см. Рисунок 10). Там также находится пруд овальной формы, похожей на тыкву, планировка этого сада похожа на сад Хэчан Чжуджоджанг. Кроме того, поблизости есть еще один сад с аналогичной планировкой в «Takahashi Residence Garden».
Выводы и заключение. Таким образом, сделаны следующие выводы: сады в японском стиле, находящиеся в Корее, можно разделить на 4 группы, как объясняется ниже:
1) Сад в японском стиле, построенный японцами в современном японском доме: Дом в японском стиле Шинхын-дон в Кунсане, сад Йи Хун-дон в Мокпо, сад, расположенный в Хэчан Чжуджоджанг. в Хэнаме находятся японские сады, построенные японцами. Дом в японском стиле Шинхын-дон в Кунсане и сад Йи Хун-Донг в Мокпо были признаны современным культурным наследием и находятся в хорошем состоянии. Сад в Хэчан Джуджоджанг в Хэнаме принадлежит японцу и находится под личным присмотром. Сад в Хэчан Джуджоджанг не является культурным наследием. Считается, что сады в японском стиле, построенные японцами в их резиденциях, не оказывают прямого влияния на корейскую садово-парковую культуру. Но в определенной степени косвенное влияние все равно было, потому что японцы претендовали на право собственности в корейской территории во время оккупации. Иммигранты из Японии, внедряли японский стиль в корейскую культуру.
2) Японские сады, построенные корейцами в традиционном корейском доме. Сады в старинном доме семьи Сон в Сок-ри, три доме деревни Оэм оформлены в японском стиле. Эти сады основали корейцы, живущие в традиционных корейских домах, но хорошо воспринявшие японскую садовую культуру что привело к активному притоку японской культуры и трансформации корейских садов. Сад построен возле традиционного корейского дома, в сочетании корейского и японского стиля. Такие сады строят корейцы, учившиеся в Японии, или те, кто восхищался японской культурой. Специально для Геондже Готаека в деревне Оэм, владелец этого дома построил в японском стиле.
3) Сады в японском стиле, построенные в храмах японцами по просьбе корейцев. Известно, что в храмах Сонамса в Сунчхоне и Тэхынса в Хэнаме много японцев. верующих в буддизм. Японские сады в этих храмах были построены японским садовым дизайнером по заказу корейских монахов для японских верующих, и они также считаются результатом полного принятия японской культуры. Храм Тонгукса был построен японскими монахами и управлялся японцами, но в этом храме не было сада в японском стиле. Не у всех японских храмов есть сады.
4) Другие (целевые районы с садами в японском стиле, но с серьезными повреждениями). Дом в японском стиле Wolmyeong-dong и японский дом Shinpung-dong в центре города Gunsan имеют холмистые сады, которые относятся к саду в японском стиле, но они сильно повреждены. В Кунсане и Пусане много домов в японском стиле, но большинство садов в этих домах разрушены и видоизменены до такой степени, что первоначальные формы трудно восстановить.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram: https://t.me/garden_modern
Большинство из этих садов существовало возле небольших домов и не управлялось должным образом. Сады, найденные в этой области, имели черты как корейского, так и японского ландшафтного дизайна.
Японские сады в Корее можно разделить на три группы:
1) сад в японском стиле, построенный японцами;
2) сад в японском стиле, построенный в корейском традиционном доме;
3) сады в японском стиле в храмах, построенные японскими дизайнерами по заказу корейцев.
В случае, когда японцы строили свои дома в Корее, приток японской культуры не считается значительным влияние на, хотя могло быть некоторое влияние на окружающую среду поблизости. Однако для садов в японском стиле, построенных по желанию корейцев, есть случаи, когда японская садовая культура была активно воспринята. Японские сады в Корее – это неотъемлемая часть современной ландшафтной истории обеих стран. Негативное восприятие этих садов как остатка периода японской колонизации должно быть заменено новым перспективным взглядом как современное культурное наследие и лучшего понимания корейской истории садов.
К. п. Хон, Ю. В. Баринов
Ландшафтная архитектура и природообустройство: от проекта до экономики — 2022 :
Материалы международной научно-практической конференции,
Саратов, 07–08 апреля 2022 года / С. 75-82.
Список источников
- Прекрасные сады Южной Кореи и ландшафтный дизайн [Электронный ресурс] URL: https://www.lonelyplanet.com/articles/south-koreas-beautiful-gardens-landscape-design South Korea’s beautiful gardens and landscape design [Electronic resource] URL: https://www.lonelyplanet.com/articles/south-koreas-beautiful-gardens-landscape-design
- Тайны корейского сада [Электронный ресурс] URL: https://houses.ru/homegardenmagazine/articles/world-gardens/1313/ Secrets of the Korean Garden [Electronic resource] URL: https://houses.ru/homegardenmagazine/articles/world-gardens/1313/
- Храм Сеонамса [Электронный ресурс] URL: http://www.koreansansa.net/eng/sansa/sansa_020101.do Seonamsa Temple [Electronic resource] URL: http://www.koreansansa.net/eng/sansa/sansa_020101.do
- Буддийский горный храм в Южной Корее, внесенный в список всемирного наследия ЮНЕСКО, — уголок спокойствия в стремительно модернизирующейся стране. [Электронный ресурс] URL: https://www.scmp.com/lifestyle/travel-leisure/article/2161694/buddhist-mountain-temple-south-korea-unescoworld-heritage Buddhist mountain temple in South Korea on Unesco World Heritage List is a pocket of tranquillity in a rapidly modernising land [Electronic resource] URL: https://www.scmp.com/lifestyle/travelleisure/article/2161694/buddhist-mountain-temple-south-korea-unesco-world-heritage
- Буке Яшики (Мацуэ): резиденция самураев [Электронный ресурс] URL: https://www.matsuebukeyashiki.jp/en/ Buke Yashiki(Matsue): Samurai residence [Electronic resource] URL: https://www.matsue-bukeyashiki.jp/en/
- Парк Охори [Электронный ресурс] URL: https://www.japan-guide.com/e/e4805.html Ohori Park [Electronic resource] URL: https://www.japan-guide.com/e/e4805.html