Принципы построения многоплановых композиций из камня в садово-парковом искусстве Китая
Содержание
Головей, Е. А., Дорофеева Н. Н.
Введение
При устройстве сада первостепенным принципом являлось постепенное восприятие зрителем ландшафтных картин в результате прохождения садового комплекса. Последовательное рассмотрение общих композиционных картин сада происходило с помощью системы пешеходных дорожек и элементов из камня, фиксирующих точки восприятия. «Сценарий» осмотра сада предполагал чередующиеся контрастно воспринимаемые пространства, связь между которыми осуществлялась с помощью многоплановых композиций из природного камня.
Роль камня в формировании пространственных границ
Даосская концепция энергетических потоков ци в пространстве является обязательным элементом классического китайского сада [1]. В саду ци течет по определенным маршрутам, поэтому планировка сада определяет эффективность циркуляции энергии. Каждый элемент в саду предназначен для усиления положительного влияния этой энергии на человека. Камни в традиционном китайском представлении являются более плотной космической энергией [3]. Для потоков ци каменные элементы являлись экранами, поэтому их расположение в саду представляет собой отдельную систему. Движение ци в пространстве можно сравнить с течением реки, а общий силуэт композиций из камня в саду в развертке представляет ее русло (табл. 1).

Энергия может приобретать негативный окрас при соприкосновении с объектами, имеющими прямые углы или острую форму. Камни и каменные композиции, расположенные периметрально с примыканием к границам сада, облегчают скольжение энергии вдоль стен, сужают и тем самым стимулируют течение. Линейные композиции из камня, расположенные вдоль дорожек, можно представить в образе береговой полосы. Их высота и расположение зависит от силы и размера потока, сформированного в предыдущем саду. Каменные горки могут играть множественные функции в формировании потоков в зависимости от их формы и положения.
Нередко камни с отверстиями также как и каменные горки с гротами и проемами устанавливаются для усиления и направления энергии в нужную сторону. Самостоятельные презентативные и точечные композиции в целом являются регуляторами движения. Их нахождение относительно пешеходных путей, энергетических потоков и визуальных лучей взаимосвязано. Также такие композиции могут играть роль «островов» в местах со спокойным течением ци. При этом расстояние между элементами из камня будет наибольшим в местах с широкими или сильными потоками.
Формирование пространств открытых садов с помощью каменных композиций
Пешеходные пути являются составляющими композиционной структуры сада. Динамика движения обеспечивается элементами ландшафтного обустройства пространства: дорожки (прямые, зигзагообразные, извилистые), лестницы (прямые, винтовые), мосты (выгнутые, зигзагообразные, прямые, извилистые) [8]. Гибкость объемно-пространственной структуры парка обеспечивает взаимодействие визуальных и пешеходных путей и каменных элементов. Визуальные лучи, совпадающие с основным направлением дорог, фиксируются с помощью природных объектов — растений, искусственных водопадов и камней.
Тип применяемой композиции зависит от функции и назначения пространства. В усадебном саду используются: каменные горки, сады на подносе, сады на постаменте и локальные композиции. Основными при формировании внешнего пространства являются каменные горки и локальные композиции из камня.
Система видовых лучей в садах с каменными горками отличительна тем, что может раскрывать видовые картины с разных уровней сада, а также самостоятельно формировать динамику и пути движения. Данный тип композиции позволял моделировать функциональное пространство сада. На примерах садов Сучжоу, Пекина и Янчжоу методом графического анализа выявлено несколько вариантов их применения:
- расположение по периметру, с примыканием к границам сада;
- установка в центре с заполнением не более 50% от общей площади территории;
- расположение в общем плане сада между двумя и более моделируемыми пространствами;
- деление пространства на уровни в вертикальных проекциях;
- формирование пешеходных путей;
- локальное расположение, примыкая к границам сада;
- формирование дополнительного пространства внутри каменной горки.
Обязательным условием при установке каменных горок является однородность применяемого материала. Масштаб и форма композиции приближенна к естественным горам и сопкам. В условиях современного города успешное применение композиций такого типа возможно в парках и градостроительных ситуациях с малоэтажной застройкой.
Принципы построения локальных композиций
Локальные композиции, применяемые в усадебных садах, обычно состояли из одного и более элементов. Из них можно выделить четыре основных типа:
- точечные композиции представляют собой одиночные средние и крупные камни, дополняющие общую структуру сада;
- презентативные композиции в китайских садах наиболее приближены к роли скульптуры. В их составе присутствует один либо несколько камней, поставленных на постамент либо покрытие;
- линейные сопровождающие композиции выстраиваются вдоль дорожек, по периметру водных и архитектурных объектов;
- картинные композиции отличительны тем, что их местоположение предопределялось с учетом восприятия через раму оконных и дверных проемов, что в целом представляло собой совокупность многоплановых вертикальных проекций.

Тип композиций определяет способы их построения. Линейные сопровождающие композиции в плане представляют собой выстроенные цепочки элементов, оси которых не параллельны друг другу. Доминирующие камни в цепи сильно отличаются от второстепенных по габаритам. При соединении их центров в плане получается устойчивое основание, центр которого пересекает дорожка, лестница, либо ручей.
Точечные композиции могут представлять собой одиночный камень, два камня, схожих между собой и выполняющими символичную роль «стражей», либо композицию, сформированную растительными и каменными элементами. В большинстве случаев презентативные композиции имеют трехчастную структуру и выстраиваются по принципам:
- треугольника, лежащего в основании композиции в плане;
- ступенчатой иерархии, выражающейся в разной высоте и детальной проработке элементов (малый элемент подчиняется среднему, средний — главному);
- уравновешенности композиции, достигаемой за счет грамотного положения второстепенных элементов (самый высокий элемент мыслится хозяином, а более низкие камни — обращенными к нему гостями, застывшими в уважительном поклоне).
Конфигурации дорожек в плане определяют направление, по которому происходит развитие композиции (таб. 2).
Подписывайтесь на наш канал в Telegram: https://t.me/garden_modern
В центре сада располагаются элементы, фиксирующие пересечение пешеходных, визуальных путей и энергетических направлений. Такие композиции развиваются в вертикальном отношении, имея вертикально ориентированный главный камень, нередко установленный на постаменте. Широкие водоемы в садах являются композиционными центрам. Вертикально ориентированные презентативные элементы из камня устанавливаются рядом с некоторым смещением от точки
пересечения осей водного объекта.
Одноплановые композиции из камня располагаются близко к ограждающим сад стенам. Примыкать, либо иметь близкое расположение к одной или нескольким границам сада будут композиции, установленные:
а) в торцевых участках пространства, имеющих одну точку восприятия;
6) в транзитных пространствах;
в) в узких пространствах, близких к ширине пешеходной дорожки;
г) в узких пространствах, примыкающих к помещениям и предназначенных
для инсталляции кабинетного типа сада;
д) в зависимости от ролевой функции: информативной, фиксирующей и ох-
раняющей проход, встречающей или сопровождающей.
Принципы построения многоплановых композиций
Составление многоплановых композиций является способом организации самостоятельных композиций в саду в единую объемно-пространственную ландшафтную картину. Основным принципом их связи является система поэтапно воспринимаемых видов (таб. 3). Свободное пространство между элементами выступает разделителем между вертикальными планами и позволяет регулировать масштабное восприятие у зрителя.
По структуре среди планов самостоятельных композиций можно выделить: архитектурные объекты, ограждающие сад стены, пейзажные элементы и растения, малые архитектурные формы и локальные композиции из камня. Элементы в композиции выстраиваются вдоль видового луча, и представляют собой слои, которые при восприятии с видовой точки складываются в единую ландшафтную картину. Композиция воспринимается как картинная в случае, если видовой луч проходит черезоконные или дверные проемы. Вертикальные планы воспринимаются поэтапно, тогда как общий вид сада воспринимается по уровням (таб. 3).

Многоплановые композиции могут восприниматься по мере продвижения по саду, либо с фиксированных точек [8]. Обязательным при устройстве многоплановых композиций является чередование планов. В случае повторения тождественных элементов расстояние между ними увеличивается, пространство играет роль дополнительного плана (таб. 4).

Заключение
В классических садах Китая стены (ограждения) и архитектурные строения являются основным каркасом сада, а организующими движение элементами выступают дорожки и композиции из камня. Использование многоплановых композиций позволяет регулировать пространственное
восприятие у зрителя за счет рассчитанного расположения видовых лучей и расстояния между объектами. Перечисленные в статье принципы расположения и построения композиций из камня как составного элемента многоплановых картин, возможно использовать в среде современного города для создания нового типа пешеходных связей.
Структура современных городских центров, в том числе и г. Хабаровска, пронизывается транзитными путями, которые чаще всего нуждаются в сопровождении элементами малой архитектуры. Здания, расположенные в границах широких улиц, имеют значительно отличаются по масштабу от основных архитектурных составляющих китайского сада. Застройка служит основным конструктивным элементом в формировании пространств. Масштаб среды отрицательно сказывается на комфортность пребывания для человека. Успешно принципы построения традиционных садов Китая могут быть применены в урбанизированной среде при условии замены природных материалов на искусственные и использования новых форм элементов.
Головей, Е. А. Принципы построения многоплановых композиций из камня в
садово-парковом искусстве Китая / Е. А. Головей, Н. Н. Дорофеева //
Новые идеи нового века: материалы международной научной конференции ФАД ТОГУ.
– 2016. – Т. 2. – С. 45-51. – EDN VSVZIB.
Список использованных источников и литературы:
- Васильев Л. С. «История Востока Т.1» — Москва: Издательство «Высшая школа»; 1998 15ВМ 5-06-002909-3
- Виноградова Н. А. «Китайские сады» — Москва: Издательство «АРТ-РОДНИК», 2004. — 207с. 15ВМ 5-9561-0046
- Малявин В. В. Сумерки Дао. Культура Китая на пороге Нового времени. М., 2003, с. 302-351
- Мусатов А. А. и др. «Методика архитектурного анализа. Указания по выполнению практической работы по курсу истории архитектуры» — Москва, Московский архитектурный институт, 2015. — 55с. 15ВМ 9785-91976-077-1
- Лоу Чинси. Десять этюдов по китайской архитектуре. — Москва: Издательство Ассоциации строительных вузов, 2009. — 208с. 15ВМ 978-5-93093-671-1
- С. Лучкова В. И. История китайского города. Градостроительство, архитектура, садово-парковое искусство. — Хабаровск, Тихоокеанский гос. университет, 2011. — 441с. 15ВМ 5738910117
- Лучкова В. И. «Особенности классической садово-парковой культуры Китая» // Новые идеи нового века — 2012 : материалы Двенадцатой междунар. науч. конф. ИАС ТОГУ : [в 2 т.] Т. 1. — Хабаровск : Изд-во ТОГУ, 2012. — 659с. [123-130]
- Чжунго гудень юаньлинь феньси, Пэн И Ган, «Анализ традиционых китайских садов» — Пекин: Китайское строительно-промышленное издательство. 1998. — 106 с. [на кит.| 15В\ 7-112-00360-1
[jp_post_view]