|

Принципы построения многоплановых композиций из камня в садово-парковом искусстве Китая

Головей, Е. А., Дорофеева Н. Н.

Введение

При устройстве сада первостепенным принципом являлось постепенное восприятие зрителем ландшафтных картин в результате прохождения садового комплекса. Последовательное рассмотрение общих композиционных картин сада происходило с помощью системы пешеходных дорожек и элементов из камня, фиксирующих точки восприятия. «Сценарий» осмотра сада предполагал чередующиеся контрастно воспринимаемые пространства, связь между которыми осуществлялась с помощью многоплановых композиций из природного камня.

Роль камня в формировании пространственных границ

Даосская концепция энергетических потоков ци в пространстве является обязательным элементом классического китайского сада [1]. В саду ци течет по определенным маршрутам, поэтому планировка сада определяет эффективность циркуляции энергии. Каждый элемент в саду предназначен для усиления положительного влияния этой энергии на человека. Камни в традиционном китайском представлении являются более плотной космической энергией [3]. Для потоков ци каменные элементы являлись экранами, поэтому их расположение в саду представляет собой отдельную систему. Движение ци в пространстве можно сравнить с течением реки, а общий силуэт композиций из камня в саду в развертке представляет ее русло (табл. 1).

Принципы построения многоплановых композиций из камня в садово-парковом искусстве Китая

Энергия может приобретать негативный окрас при соприкосновении с объектами, имеющими прямые углы или острую форму. Камни и каменные композиции, расположенные периметрально с примыканием к границам сада, облегчают скольжение энергии вдоль стен, сужают и тем самым стимулируют течение. Линейные композиции из камня, расположенные вдоль дорожек, можно представить в образе береговой полосы. Их высота и расположение зависит от силы и размера потока, сформированного в предыдущем саду. Каменные горки могут играть множественные функции в формировании потоков в зависимости от их формы и положения.

Нередко камни с отверстиями также как и каменные горки с гротами и проемами устанавливаются для усиления и направления энергии в нужную сторону. Самостоятельные презентативные и точечные композиции в целом являются регуляторами движения. Их нахождение относительно пешеходных путей, энергетических потоков и визуальных лучей взаимосвязано. Также такие композиции могут играть роль «островов» в местах со спокойным течением ци. При этом расстояние между элементами из камня будет наибольшим в местах с широкими или сильными потоками.

Формирование пространств открытых садов с помощью каменных композиций

Пешеходные пути являются составляющими композиционной структуры сада. Динамика движения обеспечивается элементами ландшафтного обустройства пространства: дорожки (прямые, зигзагообразные, извилистые), лестницы (прямые, винтовые), мосты (выгнутые, зигзагообразные, прямые, извилистые) [8]. Гибкость объемно-пространственной структуры парка обеспечивает взаимодействие визуальных и пешеходных путей и каменных элементов. Визуальные лучи, совпадающие с основным направлением дорог, фиксируются с помощью природных объектов — растений, искусственных водопадов и камней.

Тип применяемой композиции зависит от функции и назначения пространства. В усадебном саду используются: каменные горки, сады на подносе, сады на постаменте и локальные композиции. Основными при формировании внешнего пространства являются каменные горки и локальные композиции из камня.

Система видовых лучей в садах с каменными горками отличительна тем, что может раскрывать видовые картины с разных уровней сада, а также самостоятельно формировать динамику и пути движения. Данный тип композиции позволял моделировать функциональное пространство сада. На примерах садов Сучжоу, Пекина и Янчжоу методом графического анализа выявлено несколько вариантов их применения:

  • расположение по периметру, с примыканием к границам сада;
  • установка в центре с заполнением не более 50% от общей площади территории;
  • расположение в общем плане сада между двумя и более моделируемыми пространствами;
  • деление пространства на уровни в вертикальных проекциях;
  • формирование пешеходных путей;
  • локальное расположение, примыкая к границам сада;
  • формирование дополнительного пространства внутри каменной горки.

Обязательным условием при установке каменных горок является однородность применяемого материала. Масштаб и форма композиции приближенна к естественным горам и сопкам. В условиях современного города успешное применение композиций такого типа возможно в парках и градостроительных ситуациях с малоэтажной застройкой.

Принципы построения локальных композиций

Локальные композиции, применяемые в усадебных садах, обычно состояли из одного и более элементов. Из них можно выделить четыре основных типа:

  • точечные композиции представляют собой одиночные средние и крупные камни, дополняющие общую структуру сада;
  • презентативные композиции в китайских садах наиболее приближены к роли скульптуры. В их составе присутствует один либо несколько камней, поставленных на постамент либо покрытие;
  • линейные сопровождающие композиции выстраиваются вдоль дорожек, по периметру водных и архитектурных объектов;
  • картинные композиции отличительны тем, что их местоположение предопределялось с учетом восприятия через раму оконных и дверных проемов, что в целом представляло собой совокупность многоплановых вертикальных проекций.
Принципы построения многоплановых композиций из камня в садово-парковом искусстве Китая

Тип композиций определяет способы их построения. Линейные сопровождающие композиции в плане представляют собой выстроенные цепочки элементов, оси которых не параллельны друг другу. Доминирующие камни в цепи сильно отличаются от второстепенных по габаритам. При соединении их центров в плане получается устойчивое основание, центр которого пересекает дорожка, лестница, либо ручей.

Точечные композиции могут представлять собой одиночный камень, два камня, схожих между собой и выполняющими символичную роль «стражей», либо композицию, сформированную растительными и каменными элементами. В большинстве случаев презентативные композиции имеют трехчастную структуру и выстраиваются по принципам:

  • треугольника, лежащего в основании композиции в плане;
  • ступенчатой иерархии, выражающейся в разной высоте и детальной проработке элементов (малый элемент подчиняется среднему, средний — главному);
  • уравновешенности композиции, достигаемой за счет грамотного положения второстепенных элементов (самый высокий элемент мыслится хозяином, а более низкие камни — обращенными к нему гостями, застывшими в уважительном поклоне).

Конфигурации дорожек в плане определяют направление, по которому происходит развитие композиции (таб. 2).

Подписывайтесь на наш канал в Telegram: https://t.me/garden_modern

В центре сада располагаются элементы, фиксирующие пересечение пешеходных, визуальных путей и энергетических направлений. Такие композиции развиваются в вертикальном отношении, имея вертикально ориентированный главный камень, нередко установленный на постаменте. Широкие водоемы в садах являются композиционными центрам. Вертикально ориентированные презентативные элементы из камня устанавливаются рядом с некоторым смещением от точки
пересечения осей водного объекта.

Одноплановые композиции из камня располагаются близко к ограждающим сад стенам. Примыкать, либо иметь близкое расположение к одной или нескольким границам сада будут композиции, установленные:
а) в торцевых участках пространства, имеющих одну точку восприятия;
6) в транзитных пространствах;
в) в узких пространствах, близких к ширине пешеходной дорожки;
г) в узких пространствах, примыкающих к помещениям и предназначенных
для инсталляции кабинетного типа сада;
д) в зависимости от ролевой функции: информативной, фиксирующей и ох-
раняющей проход, встречающей или сопровождающей.

Принципы построения многоплановых композиций

Составление многоплановых композиций является способом организации самостоятельных композиций в саду в единую объемно-пространственную ландшафтную картину. Основным принципом их связи является система поэтапно воспринимаемых видов (таб. 3). Свободное пространство между элементами выступает разделителем между вертикальными планами и позволяет регулировать масштабное восприятие у зрителя.

По структуре среди планов самостоятельных композиций можно выделить: архитектурные объекты, ограждающие сад стены, пейзажные элементы и растения, малые архитектурные формы и локальные композиции из камня. Элементы в композиции выстраиваются вдоль видового луча, и представляют собой слои, которые при восприятии с видовой точки складываются в единую ландшафтную картину. Композиция воспринимается как картинная в случае, если видовой луч проходит черезоконные или дверные проемы. Вертикальные планы воспринимаются поэтапно, тогда как общий вид сада воспринимается по уровням (таб. 3).

Принципы построения многоплановых композиций из камня в садово-парковом искусстве Китая

Многоплановые композиции могут восприниматься по мере продвижения по саду, либо с фиксированных точек [8]. Обязательным при устройстве многоплановых композиций является чередование планов. В случае повторения тождественных элементов расстояние между ними увеличивается, пространство играет роль дополнительного плана (таб. 4).

Принципы построения многоплановых композиций из камня в садово-парковом искусстве Китая

Заключение

В классических садах Китая стены (ограждения) и архитектурные строения являются основным каркасом сада, а организующими движение элементами выступают дорожки и композиции из камня. Использование многоплановых композиций позволяет регулировать пространственное
восприятие у зрителя за счет рассчитанного расположения видовых лучей и расстояния между объектами. Перечисленные в статье принципы расположения и построения композиций из камня как составного элемента многоплановых картин, возможно использовать в среде современного города для создания нового типа пешеходных связей.

Структура современных городских центров, в том числе и г. Хабаровска, пронизывается транзитными путями, которые чаще всего нуждаются в сопровождении элементами малой архитектуры. Здания, расположенные в границах широких улиц, имеют значительно отличаются по масштабу от основных архитектурных составляющих китайского сада. Застройка служит основным конструктивным элементом в формировании пространств. Масштаб среды отрицательно сказывается на комфортность пребывания для человека. Успешно принципы построения традиционных садов Китая могут быть применены в урбанизированной среде при условии замены природных материалов на искусственные и использования новых форм элементов.

Головей, Е. А. Принципы построения многоплановых композиций из камня в
садово-парковом искусстве Китая / Е. А. Головей, Н. Н. Дорофеева //
Новые идеи нового века: материалы международной научной конференции ФАД ТОГУ.
– 2016. – Т. 2. – С. 45-51. – EDN VSVZIB.

Список использованных источников и литературы:

  1. Васильев Л. С. «История Востока Т.1» — Москва: Издательство «Высшая школа»; 1998 15ВМ 5-06-002909-3
  2. Виноградова Н. А. «Китайские сады» — Москва: Издательство «АРТ-РОДНИК», 2004. — 207с. 15ВМ 5-9561-0046
  3. Малявин В. В. Сумерки Дао. Культура Китая на пороге Нового времени. М., 2003, с. 302-351
  4. Мусатов А. А. и др. «Методика архитектурного анализа. Указания по выполнению практической работы по курсу истории архитектуры» — Москва, Московский архитектурный институт, 2015. — 55с. 15ВМ 9785-91976-077-1
  5. Лоу Чинси. Десять этюдов по китайской архитектуре. — Москва: Издательство Ассоциации строительных вузов, 2009. — 208с. 15ВМ 978-5-93093-671-1
  6. С. Лучкова В. И. История китайского города. Градостроительство, архитектура, садово-парковое искусство. — Хабаровск, Тихоокеанский гос. университет, 2011. — 441с. 15ВМ 5738910117
  7. Лучкова В. И. «Особенности классической садово-парковой культуры Китая» // Новые идеи нового века — 2012 : материалы Двенадцатой междунар. науч. конф. ИАС ТОГУ : [в 2 т.] Т. 1. — Хабаровск : Изд-во ТОГУ, 2012. — 659с. [123-130]
  8. Чжунго гудень юаньлинь феньси, Пэн И Ган, «Анализ традиционых китайских садов» — Пекин: Китайское строительно-промышленное издательство. 1998. — 106 с. [на кит.| 15В\ 7-112-00360-1

[jp_post_view]

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *