История создания висячих садов Рокфеллер-центра
Содержание
Т.В. Киреева
Общественные сады на крышах появились в самом конце XIX в. В США при строительстве небоскребов крыши отелей стали использовать для привлечения публики, там строили бары, рестораны, а в дальнейшем и кинотеатры. Озеленение здесь носило декоративный характер и представляло собой контейнеры, вазы и вазоны с летними растениями.
Цель работы
Цель работы — дать подробный архитектурно-ландшафтный и композиционный анализ висячих садов Рокфеллер-центра, описать образ и стиль каждого сада, конструктивные особенности Сада наций, а также средиземноморских садов и сада Площади Италии.
История создания висячих садов
В 1930 г. в Нью-Йорке произошло важное событие, повлиявшее на дальнейшее активное использование крыш с целью озеленения и создания висячих садов для общественных целей. На о. Манхэттен началось строительство Рокфеллер-центра, своеобразного «города в городе» площадью 7 га, включающего 14 (а позднее 19) высотных зданий. Он был задуман как деловой центр с объектами культуры и отдыха, транспорта, торговли, открытыми площадками, скверами и висячими садами. Идея столь амбициозного сооружения принадлежала семье миллиардера Джона Д. Рокфеллера. Над проектом работали 39 архитекторов и художников под руководством архитектора Раймонда Худа (Raymond Hood). Для создания садов был приглашен ландшафтный садовник англичанин Ральф Хэнкок (landscape gardener Ralph Hancock), активный поборник висячих садов на крышах [1]. В работе также принял участие А.М. Ван ден Хоек (A.M. Van den Hoek). Предполагалось создать единое пространство из 11 садов на крышах и террасах зданий, соединенных мостами для «живописного удобства и увеличения дохода от развития» (рис. 1) [2].
![Проект висячих садов на крышах Рокфеллер-центра (архитектор Р. Худ.). 1930 г. [2]](https://gardenmodern.ru/wp-content/uploads/2025/02/photo_2025a-02-18_19-51-14f.jpg)
Грандиозный проект висячих садов был разработан в совместном творчестве архитекторов Рейнхардта и Гофмейстера, Корбетта, Гаррисона и Мак Мюррея, Худа и Фьюхо (Reinhardt and Hofmeister; Corbett, Harrison and Mac Murray; Hood and Fouihoux [2]) и Хэнкока. Регулярная планировка садов отличалась разнообразием приемов и композиционных построений, подчеркивала величие комплекса зданий, а также рационализм и жесткость нового архитектурного стиля.
Строительство 14 зданий комплекса началось в 1930 г. в годы Великой депрессии. Из-за финансовых трудностей проект был упрощен, и в конечном итоге в 1936 г. только у шести зданий появились сады на крыше [1].
Первая озелененная крыша венчала самое высокое здание комплекса — 72-этажный Дженерал Электрик Билдинг (General Electric Building), архитектор Р. Худ (1933). Смотровая площадка под названием «Вершина скалы», откуда открывается прекрасный вид на город, в те годы напоминала палубу гигантского лайнера: удобные шезлонги, вечнозеленые кустарники и цветники в контейнерах оформляли парящее пространство.
Комплекс, состоящий из разновеликих зданий, ступенчато спускался к Пятой авеню, где симметрично относительно центральной оси главного здания — Дженерал Электрик Билдинг выстроились четыре одинаковых шестиэтажных здания (размер в плане 7050 м) в силе арт-нуво. На крышах этих зданий размещались висячие сады регулярного стиля (рис. 2). Первоначальную планировку садов предположительно выполнил архитектор Худ, а реализацией проекта занимался Хэнкок [1].

Первые два сада — сад Британской империи (British Empire Building) (рис. 3) и «Французский замок» (Maison Française) — на крышах шестиэтажных зданий по Пятой авеню были построены Хэнкоком по единой композиционной схеме. Британский сад, открытый осенью 1933 г., стал первым в системе «зеленых крыш» Рокфеллер-центра [1].

1936 г. [2]
Планировочная структура садов основана на трехчастном делении с развитием по главной продольной оси. Входная зона — площадка с мощением из натурального камня — подходит к центральной зоне партера английского газона, приподнятого на три ступени. По бокам зеленой лужайки формованная посадка бирючины с тремя глубокими нишами, где высаживали розы, тюльпаны, альпийские карликовые растения. Завершает композицию прямоугольный декоративный бассейн, фоном для которого служит зеленая стена бирючины. Акцентными элементами композиции здесь выступают угловые посадки формованного в конус тиса, так же оформлен выход в сад. Ритм вазонов с бирючиной по длинным сторонам крыши завершает композицию.
Сад «Французский замок» на крыше соседнего здания был заложен в июле 1932 г. и выглядел так же, как сад Британской империи.
Конструктивная основа садов Британии и Франции одна и та же: для формирования почвенного слоя зона посадки растений приподнята на высоту 45 см (партер, вазоны), а борта конструкции отделаны специально привезенным из Англии натуральным песчаником. Сады различались только тем, что в Британском саду поставили беседку для традиционного чаепития.
Следующим этапом озеленения крыш Рокфеллер-центра стало создание самого большого сада на 11-м этаже главного здания комплекса. Он был задуман как публичный сад, представляющий многонациональный мир, и получил название «Сад наций». Проектировщиком и строителем Сада наций был Хэнкок. На площади свыше 30 тыс. м2 были созданы 13 тематических садов — сады Англии, Германии, Испании, Голландии, Франции, Италии, Японии, Современный сад, Детский сад, Выставочный сад сезонных цветов и кустарников, а также огород, Американский сад дикой природы (American Native Garden), Международный альпийский сад (Rock Garden). Разнообразие местной флоры, японский сад камней, топиарии, фонтаны, скульптура, стены и дорожки из клинкера и известняка, альпинарий — все это было частью плана. Но важно было еще и создать точный, легко узнаваемый образ каждого сада, подчеркнуть его принадлежность к стилю и традициям определенной страны.
Сад наций имел П-образную форму, две трети территории центральной площадки были отданы под шесть садов разных стран (рис. 4). На боковых линейных участках размещались: с юга — Английский сад, с севера — Американский сад дикой природы и Международный альпийский сад горного ландшафта.

В центре Сада наций по главной оси располагался Современный сад, выполненный приемами новой регулярной композиции и отражающий жесткость, угловатость и искусственность современной архитектуры [3]: вазоны с цветниками ступенчато расходились по диагоналям от центральной скульптуры молодой девушки — символа нового времени (рис. 5). Невысокий пьедестал позволял приравнять к себе и примерить на себя «идеальный образ» молодости. Ритм повторяющихся форм, динамика движения, небольшой масштаб декларировали новый прием демократичного решения регулярной композиции с элементами нового дизайна (оригинальные металлические пирамиды для ампельных растений выполняли здесь роль угловых акцентов).

На продолжении центральной оси Современного сада находилась главная площадка Сада Германии, выполненного в строгой регулярной планировке с повторяющимся ступенчатым рисунком цветника, но уже в более традиционной форме. Ограждающая стена выделяла сад из общего пространства и позволяла организовать рядовую посадку туи. Вечнозеленые кустарники выполняли роль фона: они были высажены по периметру, а стриженые изгороди ограничивали углы площадки.
В Саду Голландии, по словам современников [3], витал дух причудливой старой суетности и строгости. Здесь планировка была выполнена в регулярном стиле с использованием стриженных прямоугольных рамок и зеленых изгородей (рис. 6). Контрастом к ним служат цветники и рабатки, изобилующие разнообразием цвета и формы. Всего около 20 тыс. голландских тюльпанов, нарциссов, гиацинтов и других луковичных растений разных цветов и оттенков было высажено в саду. Для создания атмосферы уединенности сад был выгорожен кирпичной стеной, а мощение выполнено из традиционного клинкера, который использовался также для подпорных стенок. Контраст — основа голландского стиля, и здесь применен контраст материалов и цвета — красной кирпичной плоскости противопоставлены оштукатуренные белые скамьи, детали конструкций и декора, вносящие праздничное настроение в оформление сада. Природная естественность сада подчеркивалась зелеными стенами вечнозеленых кустарников.

Сад Японии воплощал вековые традиции садового искусства островного государства. Он начинался с бамбукового забора и тории (входного портала) — символа Страны восходящего солнца. Растущая рядом сакура в период цветения дополняла образ. Планировка естественного ландшафта была основана на плавных линиях и отражала три главных компонента японского сада: воду (водоем с традиционными мостиками, ручей, пронизывающий весь сад); камень (каменный фонарь, каменная пагода, камни различной формы и размера, искусно расставленные по всему саду); растительность (сакура, горная сосна, бамбук, сливы, клены) (рис. 7). Японские азалии, лилии, анемоны и многочисленные цветущие растения вызывали «благостное восхищение» у посетителей [3]. Небольшой традиционный японский чайный домик размещался в углу сада.

Справа от Сада Японии располагался Сад Испании — импровизированный внутренний дворик (патио) с традиционной мавританской аркадой, булыжной мостовой и каменным колодцем посередине (рис. 8). Подлинные испанские архитектурные детали были привезены из Гренады. Открытое солнечное пространство, розы, магнолии, олеандры, глицинии, мандариновые и лимонные деревья и пальмы завершали образ Испании.

Слева от Современного сада находился сад Италии пейзажного типа, спланированный по диагонали, образ которого поддерживался традиционным фонтаном с изысканной скульптурой и двойным портиком мраморной перголы. Серебристая листва ивы, голубые кедры, липы, магнолии и роскошные вазы с цветами выделялись на фоне стройных кипарисов и дополняли образ средиземноморского сада [4].
На планировке Сада Франции отразились новые веяния композиционного развития классического регулярного сада Андре Ле Нотра, о чем писал Р. Хэнкок в своей книге «Gardens of the Nations Rockefeller Center» («Сады наций Рокфеллер-центра») [3]. Вход с угла регламентировал диагональное построение регулярной композиции, где стриженные стены тиса были вставлены в рамки каменных оштукатуренных пилонов, выгораживали малое пространство с симметричными полукруглыми водоемами, а полуокружность стены на главной оси служила фоном для небольшой скульптуры. За зеленой стеной тиса был спрятан тихий уединенный уголок сада, где водные струи фонтана напоминали о классике регулярного стиля Версаля и других творениях великого французского мастера.
В работе над Английским садом Хэнкок реализовал идею старого английского сада Тюдоров. Узкий боковой участок крыши прекрасно подходил к созданию протяженной висты. Но для воссоздания образа требовалась определенная изолированность, что было достигнуто за счет возведения со стороны города стены из красного кирпича и посадкой зеленой изгороди (рис. 9). Протяженное пространство сада получило традиционное трехчастное деление за счет поперечных кирпичных стен с проемами, оформленными арками Тюдоров из светлого камня. Первая арка стояла при входе в сад, за ней расстилался настоящий английский газон — гордость Хэнкока. Визуальная глубина сада увеличивалась за счет осевого расположения центрального прохода, отмеченного симметричными полосами светлого камня подпорных стенок и ритмом декоративных посадок миксбордера. Центром регулярной композиция сада стал небольшой заниженный водоем на пересечении осей. Дальняя часть сада, отделенная третьей аркой, была собственным участком Хэнкока; здесь стояли старинные солнечные часы, завершающие осевую композицию. Яблони, самшиты и стриженые бордюры не перегружали пространство, а делили его в правильной пропорции, создавая законченный образ традиционного английского сада.

Контрастом к регулярному саду Тюдоров служил сооруженный на противоположной стороне здания Американский сад дикой природы, передающий естественное состояние американского ландшафта («дикий сад»), и Международный альпийский сад — символ ландшафта горных стран.
Американский дикий сад начинался с небольшого водоема, который питался за счет бурлящего потока воды, спускающейся с гор. Наклонившаяся тонкая березка отражалась в его прозрачной воде, многочисленные полевые цветы украшали сад, а забор-плетень вызывал в памяти образ сельского пейзажа, характерного для многих стран [3].
Международный альпийский сад создавался как собирательный образ горных ландшафтов мира — Альп, Гималаев и, конечно, родного для Хэнкока севера Англии и Ирландии. Горный ландшафт был сформирован каскадом валунов, среди которых бежал извилистый протяженный ручей (рис. 10, 11). Природную основу сада слагали известняки, привезенные из английского Озерного края (The Lake District) [1].


Поскольку Сады наций должны были не только украшать здания, но и выполнять образовательную функцию, важен был состав камней и ассортимент растительных видов. Непревзойденный мастер альпийского сада, Хэнкок особенно тщательно подбирал почвы и оформлял горные ландшафты с учетом наличия склонов, инсоляции участков, глубины тени, влажности и заболоченности почвы, сыпучести гравийных участков. Коллекция разнообразных растений для альпийского сада насчитывала свыше 2000 наименований. Ручей по всей длине потока обрамляли альпийские растения: камнеломки, подснежники, эдельвейсы, ирисы, нарциссы, синие колокольчики, белая, желтая, оранжевая карагана. Двадцать сортов примулы из Канады и Китая и многочисленные карликовые хвойные растения украшали альпинарий [3]. В конце сада с высоты около 3,8 м низвергался настоящий водопад, воду для которого на одиннадцатый этаж поднимал электрический насос.
Ральф Хэнкок, являясь страстным поклонником английского садоводства, активно занимался продвижением его на американском рынке. Внутри здания на 11-м этаже было выделено несколько помещений для создания садового клуба, был открыт магазин для садоводов-любителей, проходили встречи и занятия для садоводов. Часть территории Садов наций, примыкающая к магазину, была приспособлена для огорода, а также сезонной выставки кустарников и цветов. Детский сад и птичий заповедник привлекали детей и были популярным местом встречи посетителей садов. Птичий заповедник собирал большое количество птиц, которые находили в садах разнообразный корм: семена, плоды и ягоды.
На открытии садов 15 апреля 1935 г. у каждого сада была своя хозяйка в национальном костюме, которая представляла сад и проводила экскурсии. Присутствовали свыше 400 гостей и послы всех стран, сады которых были устроены в Саду наций. За небольшую плату в 1 доллар сады были доступны для всех желающих, и, по данным [5], за семь месяцев их посетили 80 тыс. человек.
Конструкция зеленых кровель Р. Хэнкока
Анализ исторических фотографий и литературных описаний позволяет предположить, что все шесть Садов наций были подняты над основной крышей здания на высоту около 3 м за счет здания-подиума, конструкция которого давала возможность сформировать сады и осуществить полноценное озеленение крыши. Подиум имеет окна, что свидетельствует о наличии помещений, очевидно, хозяйственного назначения.
Боковые сады — Английский сад и альпинарий — устроены непосредственно на крыше. Озеленение Английского сада выполнено в возвышенных вазонах, а Альпийского горного сада — в насыпном грунте за счет спланированного рельефа.
При устройстве данных садов применяли конструкции двух типов: 1) посадку растений в ниши-контейнеры высотой 45 см; 2) сооружение значительных по размеру площадей-карт насыпного грунта толщиной до 1 м с последующей фиксацией краев подпорными стенками. Этот метод был применен Хэнкоком впервые [1]. Для оформления краев и подпорных стенок использовали кирпич и натуральный камень.
Под слоем почвы располагался дренаж — зола, битый кирпич, щебень и дренажные трубы с отверстиями. По мнению Хэнкока, именно дренаж является основой хорошей работы всей системы зеленой крыши [3]. Для гидроизоляции перекрытий использовали несколько слоев битумной мастики. Ежедневно для работы водопадов, ручьев и фонтанов, а также на полив уходило до 450 тыс. л воды, которую подавал наверх электрический насос [6–8].
Для возведения столь сложной и тяжелой по весу конструкции был проведен расчет несущей способности перекрытия и выполнено его усиление. Проблемой была и доставка строительных материалов на крышу 11-го этажа. С помощью строительного блока и лифтов было поднято 500 т кирпича, 100 т натурального камня и более 3000 т плодородной почвы [3]. Всего было высажено почти 2 тыс. деревьев и кустарников, более 20 тыс. различных цветочных растений.
Для композиционной завершенности садов, выделения пространства каждого сада, а также для снижения ветровой нагрузки все сады огораживались декоративными стенами с облегченной конструкцией. Так, Английский сад был огорожен тонкостенной конструкцией из традиционного красного кирпича и усилен дополнительными распорками. Альпийский сад по всей длине был защищен деревянным забором с распорками с внешней стороны.
Возвращаясь к проекту висячих садов Рокфеллер-центра, заметим, что в это же время продолжалось озеленение крыш зданий Северного строительного союза, выходящих на угол Пятой авеню и 51-й улицы. Здесь на двух симметрично расположенных крышах шестиэтажных зданий были разбиты Средиземноморские сады (рис. 12), а на центральной, заниженной, части — регулярный сад «Площадь Италии» (Palazzo d’Italia). Сады создал Ван ден Хоек в 1936 г. [2]. Два Средиземноморских сада располагаются на крышах размером 22959 м каждая. Планировка у них одинаковая: прогулочная зона смещена к внешней стороне от центра и обрамлена декоративной полосой — низким боскетом из двух узких полосок стриженых кустарников, между которыми в ритмическом порядке высажены небольшие вечнозеленые деревца с раскидистой кроной и цветочные растения. Такая же декоративная полоса обрамляет стороны приподнятого центрального партера. Но здесь посадки деревьев акцентированы рамками боскетов, расширяющимися к центру. Терраса выложена итальянским природным камнем с традиционным рисунком и украшена вазами с цветами.

Сад «Площадь Италии» находится на четвертом этаже над главным входом в здание и решен в классическом регулярном стиле, с центральной площадкой, отделанной итальянским мрамором, и угловыми боскетами с акцентными деревьями. Эти сады с некоторыми изменениями сохранились до нашего времени и украшают здание Рокфеллер-центра, но они никогда не были доступны публике, за что их называют тайными садами (рис. 13).

Небольшие сады, разбитые по проекту Хэнкока, располагались на 65-м этаже главного здания комплекса Дженерал Электрик Билдинг, где в 1936 г. открыли ресторан «Рейнбоу рум» (Rainbow Room). Это был первый ресторан в небоскребе с садами-террасами на свежем воздухе. Ресторан существует до сих пор, его террасы сдаются в аренду для различных мероприятий.
Сады наций, созданные во время относительной политической стабильности, в дальнейшем значительно пострадали — и по экономическим причинам, и в связи с изменением международной политики. В 1941 г. США вступили в войну с Японией, и в 1942 г. Сад Японии полностью снесли. На его месте устроили китайский сад с Лунными воротами и характерной пышной растительностью.
Эксплуатация висячих садов оказалась очень затратной: сады требовали постоянного ухода, замены растений, полива. Содержание садов обходилось в 45 тыс. долларов в год. Отъезд Хэнкока в декабре 1935 г. на родину в Англию для участия в очередном проекте по созданию висячих садов пагубно отразился на дальнейшем состоянии садов Рокфеллер-центра, хотя Хэнкок оставил подробные указания по их эксплуатации. В новом сезоне плата за вход была снижена до 40 центов, но больше сады дохода не приносили, вследствие чего в 1938 г. сады были закрыты для публики, а затем окончательно упразднены [5].
В настоящее время сохранившиеся висячие сады украшают крыши зданий Британии и Франции и используются как открытые террасы ресторанов. Небольшие участки Садов наций, общей площадью около 3 тыс.м2, сохранились в измененном виде в зоне бывших Английского и Альпийского садов (см. рис. 11), но они недоступны широкой публике.
Выводы
Главной целью создания комплекса висячих садов Рокфеллер-центра было привлечение публики и получение дополнительных доходов за счет развития садов. Строительство комплекса зданий культурно-делового Рокфеллер-центра с садами на крыше определило новый элемент типологии архитектуры с зелеными общественными пространствами. Всему миру была продемонстрирована возможность создания висячих садов на больших площадях в условиях умеренно-континентального климата.
Устроитель садов Р. Хэнкок в своей работе впервые применил насыпку больших слоев почвы. Сады наций общей площадью почти 23 тыс. м2, где были созданы разнообразные ландшафты и использованы многочисленные виды растений, оказались вполне жизнеспособными, «зеленые крыши» выглядели эстетично.
Являясь пионером озеленения крыш для общественного пользования, Хэнкок всю жизнь был страстным пропагандистом «садов в небесах», открытых для публики. Он говорил: «Дни сада у пентхауса прошли, и целые мили крыш в каждом крупном городе страны ждут своего применения и пейзажного садоводства» [3].
Киреева Т. В. История создания висячих садов рокфеллер-центра // Лесной вестник/Forestry bulletin. – 2018. – Т. 22. – №. 4. – С. 18-26.
Список литературы
- Durst S. Rockefeller Center. New York: Columbia University Librares, 1930. 88 p.
- Osmundson T. Roof gardens: history, design, and construction. New York: W.W. Norton & Company, 1999. 318 р.
- Hancock R. Gardens of the Nations. New York: Rockefeller Center, 1935. 17 p.
- Hancock R. When Make Garden, 1935, Reprinted 1950. URL: https://wiki2.org/en/ Ralph_Hancock_(landscape_gardener) (дата обращения 15.11.2017).
- The Rockefeller Center’s vanished sky gardens. URL: http://www.ampleasteroid.com/ rockefeller-center-gardens-of-nations-rooftop/ (дата обращения 26.11.2017).
- America and The Rockefeller Center 1930–1936. URL: http://www.ralphhancock.com/ america_and_the_rockefeller_center (дата обращения 20.11.2017).
- Rock History. The Gardens of the Nations. URL: https:// www.rockefellercenter.com/blog/2014/06/17/ rock-history-gardens/ (дата обращения 08.12.2017).
- Hancock R. Landscape Artist. URL: http://www.parksandgardens.org/explore/topics/176-historical-profi les/ 636-ralph-hancock-frhs-landscape-artist?showall=1&limitstart (дата обращения 02.12.2017).
- Ralph Hancock (landscape gardener). URL: https://wiki2.org/en/Ralph_Hancock_(landscape_gardener) (дата обращения 15.12.2017).
- Hancock R. English Gardens in America. URL: http://www.ralphhancock.com/englishgardensinamerica (дата обращения 15.12.2017).
- Hancock R. Other Gardens — Lost and Found! URL: http://www.ralphhancock.com/englishgardensinamerica (дата обращения 15.12.2017).
- The Roof Gardens at Derry & Toms. URL: http:// www.ralphhancock.com/theroofgardensatderry%26toms (дата обращения 15.12.2017).