| |

Тории

Тории (яп. 鳥居, иногда пишется как 鳥栖 или 鶏栖) — за редким исключением, это П-образные ворота без створок при входе на территорию синтоистского святилища. Могут быть одиночными или образовывать «туннели». Символически отделяют суетный, повседневный мир от «чистого» мира ками, мирское от духовного. Пишется иероглифами 鳥 (тори) — «птица» и 居る (иру) — «быть». По одной из версий, слово «тории» происходит от выражения тори-иясу или тори-ита («насест»), по другим — от выражения то:ри-иру («войти, пройдя через что-либо»).

Тории на гравюре Рейсё Токайдо из серии Пятьдесят три станции Токайдо, между 1847 и 1853 годами. Художник: Утагава Хиросигэ
Рейсё Токайдо из серии Пятьдесят три станции Токайдо, между 1847 и 1853 годами. Художник: Утагава Хиросигэ

Тории — визуально эффектны, поэтому часто используются в ландшафтном дизайне по всему миру, как малая архитектурная форма в садах сделанных в японском стиле. Японцы относятся к этому развлечению белых круглоглазых обезьян со снисходительным юмором.

Расположение тории

В Японии священные врата (тории) находятся перед тремя главными элементами синтоистских святилищ (дзиндзя):

  • «павильоном для ками» (синдэн), или «главным павильоном» (хондэн), где хранится «тело ками»;
  • помещением для молящихся, или «павильоном для почитания» (хайдэн);
  • помещением для проведения церемоний — «павильон для подношений» (хэйдэн).
тории
Холм возле Нагасаки, 1906 год, Художник: Alexandre Bailly

Именно врата являются единственным почти обязательным элементом среди всех вышеперечисленных. Так как если, например, «тело божества» слишком велико, как в святилищах Оомива или Канасана (там «телом ками» служит целая гора), тогда «павильона для ками» нет. В святилищах же не очень богатых, одно и то же помещение часто используется и как «павильон для подношений», и как «павильон для почитания». Ну а в древнем святилище Исэ есть только хондэн, паломники же и священнослужители свершают свои обряды, по традиции, под открытым небом.

Тории и вид на Фудзи из Омии (раскрашенная фотография), 1907 год
Вид на Фудзи из Омии (раскрашенная фотография), 1907 год

Из-за смешения синтоизма и буддизма начиная с XII века тории можно встретить и на территории буддистских храмов, если в их состав входит дзиндзя. Но, в большинстве случаев именно по наличию тории можно визуально отличить синтоистское святилище от буддийского храма, особенно в наши дни, после прошедшего в XIX в. формального разделения этих двух религий.

Из-за послевоенного переустройства земель, территории многих святилищ были уменьшены в размерах или перемещены, поэтому ворота часто можно найти далеко от нынешней территории святилища. Такая же история и с фонарями торо, которые часто можно встретить в весьма странных местах.

тории
Открытка. Святилище Икута, Кобе,1907 год

Обычай строительства ворот тории существовал еще до того, как появились строения святилищ. В Древней Японии тории обычно использовались как простые ворота, с течением времени их стали устанавливать лишь перед святилищами, императорскими усыпальницами и некоторыми захоронениями. Иногда тории можно встретить у какого-то дерева или рядом со скалой, значимым камнем или колодцем.

В 1884 году использование тории было официально регламентировано законом. С этого момента их разрешалось ставить лишь перед государственными святилищами и некоторыми другими, принадлежащими сектам Сюсэй и Тайсэй. В настоящее время, хотя подобные ограничения уже не действуют, тории по-прежнему можно увидеть в основном у святилищ, у входа в императорские усыпальницы и у некоторых захоронений. Если они находятся у входа или на территории буддийского храма, за исключением кладбища, то почти наверняка где-то рядом расположен какой-то дзиндзя, часто на вершине небольшой горы.

Снег в Ицукусиме, 1932 год, Художник: Хасуй Кавасэ
Снег в Ицукусиме, 1932 год, Художник: Хасуй Кавасэ

Некоторые дзиндзя поощряют верующих дарить им тории в качестве пожертвований по обету. В этом случае их ставят одни за другим так, что они образуют сводчатый проход, галерею, ведущую к главному или нижестоящему святилищу. Инари дзиндзя, особенно Фусими Инари, расположенный в южной части Киото, славится такими живописными галереями.

В редких случаях тории могут находиться на оживленной дороге. Пример этому — тории перед Хэйан дзингу в Киото. Там, где к святилищу ведет длинный проход, например, в Цуругаока Хатиман дзиндзя в Камакура, стоят несколько тории. Они напоминают людям о присутствии ками. Такие проходы считаются частью комплекса святилища.

тории
登戸浦, 1824 г, Художник: Кацусика Хокусай
Дальше почитать не получится...
Полная версия статьи доступна только по подписке.

Авторизуйтесь, если вы ее уже приобрели, или купите подписку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *