Тории
Тории (яп. 鳥居, иногда пишется как 鳥栖 или 鶏栖) — за редким исключением, это П-образные ворота без створок при входе на территорию синтоистского святилища. Могут быть одиночными или образовывать «туннели». Символически отделяют суетный, повседневный мир от «чистого» мира ками, мирское от духовного. Пишется иероглифами 鳥 (тори) — «птица» и 居る (иру) — «быть». По одной из версий, слово «тории» происходит от выражения тори-иясу или тори-ита («насест»), по другим — от выражения то:ри-иру («войти, пройдя через что-либо»).

Расположение тории
В Японии священные врата (тории) находятся перед тремя главными элементами синтоистских святилищ (дзиндзя):
- «павильоном для ками» (синдэн), или «главным павильоном» (хондэн), где хранится «тело ками»;
- помещением для молящихся, или «павильоном для почитания» (хайдэн);
- помещением для проведения церемоний — «павильон для подношений» (хэйдэн).

Именно врата являются единственным почти обязательным элементом среди всех вышеперечисленных. Так как если, например, «тело божества» слишком велико, как в святилищах Оомива или Канасана (там «телом ками» служит целая гора), тогда «павильона для ками» нет. В святилищах же не очень богатых, одно и то же помещение часто используется и как «павильон для подношений», и как «павильон для почитания». Ну а в древнем святилище Исэ есть только хондэн, паломники же и священнослужители свершают свои обряды, по традиции, под открытым небом.

Из-за смешения синтоизма и буддизма начиная с XII века тории можно встретить и на территории буддистских храмов, если в их состав входит дзиндзя. Но, в большинстве случаев именно по наличию тории можно визуально отличить синтоистское святилище от буддийского храма, особенно в наши дни, после прошедшего в XIX в. формального разделения этих двух религий.
Из-за послевоенного переустройства земель, территории многих святилищ были уменьшены в размерах или перемещены, поэтому ворота часто можно найти далеко от нынешней территории святилища. Такая же история и с фонарями торо, которые часто можно встретить в весьма странных местах.

Обычай строительства ворот тории существовал еще до того, как появились строения святилищ. В Древней Японии тории обычно использовались как простые ворота, с течением времени их стали устанавливать лишь перед святилищами, императорскими усыпальницами и некоторыми захоронениями. Иногда тории можно встретить у какого-то дерева или рядом со скалой, значимым камнем или колодцем.
В 1884 году использование тории было официально регламентировано законом. С этого момента их разрешалось ставить лишь перед государственными святилищами и некоторыми другими, принадлежащими сектам Сюсэй и Тайсэй. В настоящее время, хотя подобные ограничения уже не действуют, тории по-прежнему можно увидеть в основном у святилищ, у входа в императорские усыпальницы и у некоторых захоронений. Если они находятся у входа или на территории буддийского храма, за исключением кладбища, то почти наверняка где-то рядом расположен какой-то дзиндзя, часто на вершине небольшой горы.

Некоторые дзиндзя поощряют верующих дарить им тории в качестве пожертвований по обету. В этом случае их ставят одни за другим так, что они образуют сводчатый проход, галерею, ведущую к главному или нижестоящему святилищу. Инари дзиндзя, особенно Фусими Инари, расположенный в южной части Киото, славится такими живописными галереями.
В редких случаях тории могут находиться на оживленной дороге. Пример этому — тории перед Хэйан дзингу в Киото. Там, где к святилищу ведет длинный проход, например, в Цуругаока Хатиман дзиндзя в Камакура, стоят несколько тории. Они напоминают людям о присутствии ками. Такие проходы считаются частью комплекса святилища.

Авторизуйтесь, если вы ее уже приобрели, или купите подписку.