Современные японские сады. Тенденции и перспективы развития
В современном мире в условиях интенсивного развития межкультурного обмена и массовых коммуникаций всё более значимым становится взаимодействие и взаимовлияние культур Запада и Востока. В этом контексте особого внимания заслуживает самобытная культура Японии, её утончённая гармония и глубокая философская сущность садово-паркового искусства. В определённые периоды истории японцы заимствовали приёмы и средства организации садовых и парковых ландшафтов Запада, что привело к формированию новых критериев устройства современного японского сада. Новые формы садов, появившиеся в послевоенные годы на фоне стремительного развития современной японской архитектуры, значительно отличались от предшествующих форм.
В результате усиления процессов урбанизации произошла трансформация многих сторон жизни японского общества, в частности среды обитания человека. В связи со строительством многочисленных административных и производственных зданий, университетов и библиотек, музеев и клубов, концертных залов и гостиниц появилась необходимость в организации и обустройстве примыкающих к общественным зданиям ландшафтов, соотнесённых с пространством современного города. В наши дни в Японии создаётся множество разнообразных садов: часть из них воплощает в себе лучшие традиции садового искусства прошлого, часть содержит в себе западные черты, обогащающие архитектурный образ сада.
Большинство садов объединяют использование обработанного природного камня в качестве основного элемента композиции и ярко выраженная геометричность планировочной структуры.
Современные формы японских садов несут в себе новую тенденцию: быть не буквальным отражением природы, а выражать творческую мысль, созидательную энергию художника, для которого сад таким образом становится средством самовыражения.
Композиционная структура современных японских садов зачастую основывается на канонических приёмах абстрактного искусства, поэтому в некоторых случаях сады правомерно отождествлять с живыми скульптурами. Поскольку используемые в таких садах композиции не встречаются в природе, но являются плодами человеческого воображения, они получили название „разумные ландшафты“ (mindscapes).
Эти сады в полной мере воплощают в себе бесконечное стремление к тому, что мы называем японским чувством прекрасного: мистическое соединение необыкновенной произвольной формы – уже не просто взятой у природы, а изобретённой человеческим разумом – со строгой геометричностью, одним из основополагающих принципов которой является прямоугольность.
По словам Н.С. Николаевой, „сохранение в формах современного сада нарочито традиционных элементов подчёркивает, что сад выражает уже не столько философски-мировоззренческое, сколько интеллектуальное отношение к природе и одновременно к наследию человека-горожанина. Такой сад часто приобретает чисто декоративные свойства, смягчая ощущение холодной деловитости современных зданий“.
Соседство природных и созданных человеком форм, их художественное сочетание, свободное расположение в пространстве и взаимоотношение с архитектурной формой – все эти грани трансформированной традиции с большой полнотой и разнообразием воплощены в проектах Тангэ Кэндзо.

в г. Такамацу, спроектированного Тангэ Кэндзо в 1958 году
Проект сада с водоёмом перед южным фасадом здания администрации префектуры Кагава в г. Такамацу был разработан архитектурной студией К. Тангэ в 1958 году. Этот сад был предназначен не только для прогулок, но и для проведения различных мероприятий на открытом воздухе. Творчество К. Тангэ (1913–2005 гг.) ознаменовало собой переход на новый уровень взаимодействия между человеком и садом, между создателем и его творением, которое теперь осуществлялось в контексте международного современного искусства.

Обработанный камень пришёл в архитектуру японского сада в эпоху Момояма (1568–1600 гг.) в качестве материала для тропинок, каменных фонарей и тёдзубати – сосудов для омовения рук. Однако природный камень никогда прежде не обрабатывался как объект скульптуры и не применялся в качестве компонента декоративной композиции.
Эффект от прямых углов водоёма, размером 9х37,3 м в сочетании со скульптурной группой из обтёсанных природных камней усиливается тем, что вся композиция отражается в огромных стеклянных витринах у входа в здание. Пруд в южной части сада, имеющий плавно изогнутые очертания, контрастирует с чёткой геометрической формой прямоугольного водоёма.
Любопытные суждения об использовании обработанных камней в современных японских садах можно встретить у К. Тангэ и знаменитого скульптора и дизайнера Ногути Исаму (1904–1988 гг.). В статье под названием „Секрет камня“ К. Тангэ говорит: „Мы любим тёсаный камень, потому что он выражает волю скульптора… Природные камни и способ их расположения (в традиционном саду) не несут в себе ни малейшего следа творческой индивидуальности создателя. Они просто спокойно лежат на своём месте, ничему не мешая и ничем не демонстрируя стремление человека создать что-то прекрасное“.
И. Ногути в одном из интервью незадолго до своей смерти высказал следующую мысль: „Сад создаётся путём совместной работы с природой. Следы человеческих рук скрываются временем, природными явлениями, мхом и т.д., так что автор всегда остаётся в тени. Я не хочу прятаться. Я хочу показать себя, поэтому я современен. Я уже не традиционный уэки-я, подстригатель деревьев“.
Слова этих двух великих мастеров указывают на дуализм в отношениях между человеком и природой, ранее несвойственный японской садовой архитектуре, подчёркивают желание художника противопоставить природе отличную от неё волю человека. Эти суждения – триумф западного индивидуализма, привнесённого в Японию извне в эпоху Мэйдзи, основанного на христианской вере в существование онтологического различия между природой и человеком, в разделение человека на тело и душу.
В 1961 году в саду перед отелем „Палас“ в Токио скульптор Нагарэ Масаюки в ещё более смелой новаторской манере выразил творческий потенциал художника в камне, установив в водоёме прямоугольной формы вытесанную из камня скульптуру водопада. Подчинённый мыслям художника камень сохранил лишь шероховатую поверхность, подчёркивающую его природное происхождение.

в 1961 году Нагарэ Масаюки перед отелем „Палас“ в Токио
Традиционные японские сады часто представляли собой воссозданный в миниатюре идеализированный пейзаж и могли нести в себе некую стереотипность, не оставляя простора для творческой фантазии. В этих садах всегда присутствовал символизм, но иногда не хватало абстрактных решений. Современные создатели садов, особенно те, кто пришёл в садовое искусство из других сфер проектно-художественной деятельности, требуют большей творческой свободы и предпочитают создавать умозрительные абстрактные композиции.
Именно поэтому многие из этих дизайнеров обращаются к стилю карэсансуй – „сухого пейзажа“, зародившегося в эпоху Муромати (1333–1568 гг.), в котором вода выражается абстрактно с помощью камней и щебня. Таким образом, они, глубоко переосмысливая общие принципы садового искусства прошлых времён, ищут новые возможности их претворения в жизнь.

Среди деятелей современного ландшафтного искусства, которые не ограничивали себя исключительно традиционными методами, а в значительной степени привносили в свои произведения дух новаторства, особое место занимает Сигэмори Мирэй (1896–1975 гг.). Художник по образованию, увлекавшийся абстракционизмом и беспредметным искусством, Сигэмори исследовал сады прошлого и создавал сады настоящего, наделяя их особой духовной содержательностью и выразительностью. В число наиболее значимых работ М. Сигэмори входят сад храма Тофуку-дзи в Киото (1939 г.), сад „Хати-дзин“ замка Кисивада-дзё в г. Кисивада (1953 г.), сад храма Дзуйхо-ин в Киото (1961 г.), Музей изобразительных искусств Китано в г. Нагано (1965 г.), камни ивакура в синтоистском святилище Мацуо-тайся в Киото (1975 г.) и другие.

основными выразительными средствами: мозаика из каменных
плит и участков зелёного мха ярко контрастирует с просторным
южным каменным садом

М. Сигэмори в 1939 г. Каменные группы олицетворяют четыре
горы острова Ходзё, Хорай, Эйдзю и Корё. Вдали виднеются пять искусственных холмов, символизирующих „годзан“ – систему пяти дзэнских монастырей

В 1969 году, вдохновлённый рисунком знаменитого кимоно XVIII века М. Сигэмори создал сад Юрин, основанный на сложной геометрии спиралей. В „сухой“ части сада на щебне изображены спиралевидные узоры. Каменные бордюры, выложенные в водоёме в форме спирали, противопоставлены естественным формам камней и геометрическим линиям архитектуры сада.

Выдающимся ландшафтным архитектором современности, обратившимся к стилю карэсансуй, можно назвать Масуно Сюммё, творчество которого в целом весьма многогранно. Его сады украшают храмы, гостиницы, научные учреждения в Японии и за её пределами. В недавней беседе с автором С. Масуно, являющийся не только профессором университета искусств Тама, но, одновременно, настоятелем буддийского храма Кэнко-дзи, сказал, что идейной основой японского сада служит религия, в частности, в его садах – это дзэн-буддизм.
„Проект моего сада начинается с сопоставления пространства и дзэн. Дзэн помогает
правильно организовать пространство, а пространство даёт возможность выразить себя, подобно чистому листу бумаги. Многие из моих садов находятся в густонаселённых районах больших городов, поэтому я стараюсь предоставить зрителю возможность остановиться на мгновение, задуматься над тем, кто он есть в этом мире, дать возможность на некоторое время отвлечься от текущих проблем“.
Сады, созданные им в лучших традициях дзэн, отличаются особой выразительностью и отражают суть дзэн в представлении современного человека. Среди работ С. Масуно следует отметить сады Национального исследовательского института металлов в префектуре Ибараки (1993 г.), Музея современного искусства в префектуре Ниигата (1993 г.), отеля „Кодзимати-кайкан“ (Le Port) (1998 г.), сад Рюмон-тэй в храме Гион-дзи, префектура Ибараки (1999 г.), сад Кандза-тэй отеля „Серулеан Тауэр Токю“ в Токио (2001 г.) и другие.


Ярким примером современной трактовки стиля карэ-сансуй выступает сад в выставочном зале Музея Национального географического общества в Вашингтоне (2007 г.), созданный ландшафтным дизайнером Оно Ётаро, последователем творчества М. Сигэмори. Отметим интересный факт: Ё. Оно не только известный дизайнер, профессор Университета искусств и дизайна города Киото, но и глава школы классических боевых искусств Такэути-рю в шестнадцатом поколении. Поэтому неудивительно, что этот сад, посвящённый великому воину Миямото Мусаси (1584–1645 гг.), является современным выражением души самурая и несёт в себе основные эстетические принципы японского дизайна.

На участке размером 2,6х4,9 м размещён „сухой“ ручей со сложным узором из трёх видов гравия и черепицы, символизирующий холодное течение реки. Ё. Оно использует такой декоративный элемент как цуба (гарда японского меча) для того, чтобы передать ощущение полной луны в зимнюю ночь. „Миямото Мусаси в схватке с врагом почти неподвижен, подобно отражению луны в течении реки“, говорит Ё. Оно. Символическим источником „сухого“ ручья служит каменный сосуд тёдзубати, вода в который подаётся по бамбуковому жёлобу. Через „сухое“ русло перекинут зигзагообразный мост, сделанный из оби – пояса кимоно. Из недавней беседы с Оно Ётаро стало понятным, насколько современные японские мастера чтут национальные традиции и стараются следовать им в своих произведениях, несмотря на стремительные изменения, происходящие в области культуры, искусства и дизайна.
В современных японских садах часто применяются новые материалы – металл, пластик, стекло, не встречающиеся в произведениях искусства прошлого. Металл и пластик, хотя и не существуют в готовом виде в природе, все же могут рассматриваться как „природные“ материалы, которым человек помогает войти в мир садового искусства.

В наиболее интересной и авангардной форме пластичные и бесформенные по своей природе материалы были использованы архитектором Хасэгава Ицуко . В своём проекте детского культурного центра Сёнандай в г. Фудзисава (1989 г.) И. Хасэгава говорит о создании „второй“ или „вторичной природы“ („second nature“). Главным элементом композиции этого сада, получившего широкую известность, является, как ни удивительно, извилистый ручей – один из самых древних и традиционных элементов японского сада. По берегам ручья „высажены“ сказочные серебристые деревья из металла. В центре размещены две космические сферы. Заполнив пространство фрагментами цветных стёкол, ракушек, стеклянных шариков и отпечатками следов животных, Хасэгава смогла создать яркий и наполненный игрой искусственный ландшафт, выраженный „вторичной природой“ используемых материалов.
Эстетическая ценность такого сада заключается в противопоставлении искусственных материалов „природной“ форме. По сути дела такая „вторая природа“ остаётся привязанной к ландшафтным формам „первой природы“, а не стремится выразить мысленные образы творца. Тем не менее, можно сказать, что поиск полноценных, самостоятельных форм искусственного сада без сомнения начался. Вспомним, что железобетонная архитектура началась с имитации формы дерева и камня. Неудивительно, что первые примеры садов из пластика и металла так же изображают природные формы.

Подтверждением неоспоримых достижений в этой сфере может служить водопад перед отелем „АНА“ в Киото. Природное происхождение композиции подчёркнуто настолько убедительно, что визуальный обман можно „разоблачить“ только эмпирическим способом: постучав по „скале“ рукой. Глухой звук позволяет понять, что поток воды на самом деле сбегает по пластику.
Современные японские сады отличаются не только абстрактностью, использованием новых материалов, но и масштабом. Такое интенсивное развитие в области ландшафтного дизайна, начавшееся в 1960 году, было отчасти вызвано успехами японской экономики, и воплотилось в
больших парках и музеях на открытом воздухе: Японском музее фермерства в г. Осака (1960 г.), деревне-музее эпохи Мэйдзи в префектуре Аити (1965 г.), лесном парке Ноп-поро на о. Хоккайдо (1968 г.), Национальном лесном парке Кюрё в префектуре Сайтама (1974 г.), Национальном мемориальном парке Сёва в Токио (2005 г.). Эти широкомасштабные проекты уже почти не напоминают традиционные японские сады прошлых эпох.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram: https://t.me/garden_modern
Однако эти примеры не означают, что традиционные типы садов вышли из моды. Напротив, прогулочные сады с водоёмами и источниками, а также сады камней продолжают интенсивно создаваться. Довольно часто можно наблюдать, как архитектор привносит современные, авангардные элементы в создаваемый по просьбе клиента сад в традиционном стиле.
Таким образом, самобытный японский менталитет, позволяющий японцам перенимать и усваивать новое, не отказываясь от старого, и по сей день играет определяющую роль в японском ландшафтном дизайне. Образы садов, задуманные четыре столетия назад, остаются актуальными и в наши дни; восстанавливаются древние сады, найденные в ходе археологических раскопок.
Популяризация чайной церемонии привела к тому, что сейчас создаётся значительно больше садов для её проведения, чем в какой-либо другой период истории. Наряду с этим идёт постоянная ассимиляция образов и материалов с Запада. Тем не менее, японские сады до сих пор сохраняют свою уникальность, и японские мастера находятся в непрерывном поиске новых путей развития его традиционных и нетрадиционных форм.
Рассуждая о будущем японского сада, можно предположить, что новые формы будут появляться одна за другой, непрерывно совершенствуясь, гармонируя с новыми условиями среды, согласуясь с духом времени. Формы этих садов будут необычны для нынешнего эстетического восприятия, но они будут полны богатой творческой энергией художника. Кому-то сады будущего могут представляться в виде искусственно созданных джунглей, как напоминание о нашем единстве с природой; для кого-то сад будущего будет отражать иные представления о мироустройстве и включать в себя ранее неизведанные формы, заимствованные из других микро или макромиров. В любом случае, какими бы ни были новые формы японского сада, они будут представлять огромную ценность не только для ландшафтного искусства Японии, но и для ландшафтного искусства всего мира.
С.А. Мостовой
Архитектура и строительство России. 2008. № 2. С. 30-38