Современные японские сады. Тенденции и перспективы развития

В современном мире в условиях интенсивного развития межкультурного обмена и массовых коммуникаций всё более значимым становится взаимодействие и взаимовлияние культур Запада и Востока. В этом контексте особого внимания заслуживает самобытная культура Японии, её утончённая гармония и глубокая философская сущность садово-паркового искусства. В определённые периоды истории японцы заимствовали приёмы и средства организации садовых и парковых ландшафтов Запада, что привело к формированию новых критериев устройства современного японского сада. Новые формы садов, появившиеся в послевоенные годы на фоне стремительного развития современной японской архитектуры, значительно отличались от предшествующих форм.

В результате усиления процессов урбанизации произошла трансформация многих сторон жизни японского общества, в частности среды обитания человека. В связи со строительством многочисленных административных и производственных зданий, университетов и библиотек, музеев и клубов, концертных залов и гостиниц появилась необходимость в организации и обустройстве примыкающих к общественным зданиям ландшафтов, соотнесённых с пространством современного города. В наши дни в Японии создаётся множество разнообразных садов: часть из них воплощает в себе лучшие традиции садового искусства прошлого, часть содержит в себе западные черты, обогащающие архитектурный образ сада.

Большинство садов объединяют использование обработанного природного камня в качестве основного элемента композиции и ярко выраженная геометричность планировочной структуры.
Современные формы японских садов несут в себе новую тенденцию: быть не буквальным отражением природы, а выражать творческую мысль, созидательную энергию художника, для которого сад таким образом становится средством самовыражения.

Композиционная структура современных японских садов зачастую основывается на канонических приёмах абстрактного искусства, поэтому в некоторых случаях сады правомерно отождествлять с живыми скульптурами. Поскольку используемые в таких садах композиции не встречаются в природе, но являются плодами человеческого воображения, они получили название „разумные ландшафты“ (mindscapes).

Эти сады в полной мере воплощают в себе бесконечное стремление к тому, что мы называем японским чувством прекрасного: мистическое соединение необыкновенной произвольной формы – уже не просто взятой у природы, а изобретённой человеческим разумом – со строгой геометричностью, одним из основополагающих принципов которой является прямоугольность.

По словам Н.С. Николаевой, „сохранение в формах современного сада нарочито традиционных элементов подчёркивает, что сад выражает уже не столько философски-мировоззренческое, сколько интеллектуальное отношение к природе и одновременно к наследию человека-горожанина. Такой сад часто приобретает чисто декоративные свойства, смягчая ощущение холодной деловитости современных зданий“.

Соседство природных и созданных человеком форм, их художественное сочетание, свободное расположение в пространстве и взаимоотношение с архитектурной формой – все эти грани трансформированной традиции с большой полнотой и разнообразием воплощены в проектах Тангэ Кэндзо.

современный японский сад спроектированный Тангэ Кэндзо в 1958 году
Общий вид и план сада, прилегающего к южному фасаду здания администрации префектуры Кагава
в г. Такамацу, спроектированного Тангэ Кэндзо в 1958 году

Проект сада с водоёмом перед южным фасадом здания администрации префектуры Кагава в г. Такамацу был разработан архитектурной студией К. Тангэ в 1958 году. Этот сад был предназначен не только для прогулок, но и для проведения различных мероприятий на открытом воздухе. Творчество К. Тангэ (1913–2005 гг.) ознаменовало собой переход на новый уровень взаимодействия между человеком и садом, между создателем и его творением, которое теперь осуществлялось в контексте международного современного искусства.

план современного японского сада

Обработанный камень пришёл в архитектуру японского сада в эпоху Момояма (1568–1600 гг.) в качестве материала для тропинок, каменных фонарей и тёдзубати – сосудов для омовения рук. Однако природный камень никогда прежде не обрабатывался как объект скульптуры и не применялся в качестве компонента декоративной композиции.

Эффект от прямых углов водоёма, размером 9х37,3 м в сочетании со скульптурной группой из обтёсанных природных камней усиливается тем, что вся композиция отражается в огромных стеклянных витринах у входа в здание. Пруд в южной части сада, имеющий плавно изогнутые очертания, контрастирует с чёткой геометрической формой прямоугольного водоёма.

Любопытные суждения об использовании обработанных камней в современных японских садах можно встретить у К. Тангэ и знаменитого скульптора и дизайнера Ногути Исаму (1904–1988 гг.). В статье под названием „Секрет камня“ К. Тангэ говорит: „Мы любим тёсаный камень, потому что он выражает волю скульптора… Природные камни и способ их расположения (в традиционном саду) не несут в себе ни малейшего следа творческой индивидуальности создателя. Они просто спокойно лежат на своём месте, ничему не мешая и ничем не демонстрируя стремление человека создать что-то прекрасное“.

И. Ногути в одном из интервью незадолго до своей смерти высказал следующую мысль: „Сад создаётся путём совместной работы с природой. Следы человеческих рук скрываются временем, природными явлениями, мхом и т.д., так что автор всегда остаётся в тени. Я не хочу прятаться. Я хочу показать себя, поэтому я современен. Я уже не традиционный уэки-я, подстригатель деревьев“.

Слова этих двух великих мастеров указывают на дуализм в отношениях между человеком и природой, ранее несвойственный японской садовой архитектуре, подчёркивают желание художника противопоставить природе отличную от неё волю человека. Эти суждения – триумф западного индивидуализма, привнесённого в Японию извне в эпоху Мэйдзи, основанного на христианской вере в существование онтологического различия между природой и человеком, в разделение человека на тело и душу.

В 1961 году в саду перед отелем „Палас“ в Токио скульптор Нагарэ Масаюки в ещё более смелой новаторской манере выразил творческий потенциал художника в камне, установив в водоёме прямоугольной формы вытесанную из камня скульптуру водопада. Подчинённый мыслям художника камень сохранил лишь шероховатую поверхность, подчёркивающую его природное происхождение.

современный японский сад архитектора Нагарэ Масаюки
Водопад из обработанных камней, созданный
в 1961 году Нагарэ Масаюки перед отелем „Палас“ в Токио

Традиционные японские сады часто представляли собой воссозданный в миниатюре идеализированный пейзаж и могли нести в себе некую стереотипность, не оставляя простора для творческой фантазии. В этих садах всегда присутствовал символизм, но иногда не хватало абстрактных решений. Современные создатели садов, особенно те, кто пришёл в садовое искусство из других сфер проектно-художественной деятельности, требуют большей творческой свободы и предпочитают создавать умозрительные абстрактные композиции.

Именно поэтому многие из этих дизайнеров обращаются к стилю карэсансуй – „сухого пейзажа“, зародившегося в эпоху Муромати (1333–1568 гг.), в котором вода выражается абстрактно с помощью камней и щебня. Таким образом, они, глубоко переосмысливая общие принципы садового искусства прошлых времён, ищут новые возможности их претворения в жизнь.

План сада храма Тофуку-дзи
План сада храма Тофуку-дзи

Среди деятелей современного ландшафтного искусства, которые не ограничивали себя исключительно традиционными методами, а в значительной степени привносили в свои произведения дух новаторства, особое место занимает Сигэмори Мирэй (1896–1975 гг.). Художник по образованию, увлекавшийся абстракционизмом и беспредметным искусством, Сигэмори исследовал сады прошлого и создавал сады настоящего, наделяя их особой духовной содержательностью и выразительностью. В число наиболее значимых работ М. Сигэмори входят сад храма Тофуку-дзи в Киото (1939 г.), сад „Хати-дзин“ замка Кисивада-дзё в г. Кисивада (1953 г.), сад храма Дзуйхо-ин в Киото (1961 г.), Музей изобразительных искусств Китано в г. Нагано (1965 г.), камни ивакура в синтоистском святилище Мацуо-тайся в Киото (1975 г.) и другие.

Северный сад храма Тофуку-дзи в Киото
Северный сад храма Тофуку-дзи в Киото сформирован двумя
основными выразительными средствами: мозаика из каменных
плит и участков зелёного мха ярко контрастирует с просторным
южным каменным садом
Современный японский сад храма Тофуку-дзи
Южный „сухой“ сад храма Тофуку-дзи в Киото создан
М. Сигэмори в 1939 г. Каменные группы олицетворяют четыре
горы острова Ходзё, Хорай, Эйдзю и Корё. Вдали виднеются пять искусственных холмов, символизирующих „годзан“ – систему пяти дзэнских монастырей
Священные камни (ивакура) в синтоистском святилище Мацуо-тайся в Киото
Священные камни (ивакура) в синтоистском святилище Мацуо-тайся в Киото

В 1969 году, вдохновлённый рисунком знаменитого кимоно XVIII века М. Сигэмори создал сад Юрин, основанный на сложной геометрии спиралей. В „сухой“ части сада на щебне изображены спиралевидные узоры. Каменные бордюры, выложенные в водоёме в форме спирали, противопоставлены естественным формам камней и геометрическим линиям архитектуры сада.

Современный японский сад Юрин
За основу дизайна сада Юрин М. Сигэмори взял узор известного кимоно XVIII века. Каменные бордюры, закрученные в форме спирали, противопоставлены естественным формам камней, гравия и прямоугольным линиям садовой архитектуры

Выдающимся ландшафтным архитектором современности, обратившимся к стилю карэсансуй, можно назвать Масуно Сюммё, творчество которого в целом весьма многогранно. Его сады украшают храмы, гостиницы, научные учреждения в Японии и за её пределами. В недавней беседе с автором С. Масуно, являющийся не только профессором университета искусств Тама, но, одновременно, настоятелем буддийского храма Кэнко-дзи, сказал, что идейной основой японского сада служит религия, в частности, в его садах – это дзэн-буддизм.

„Проект моего сада начинается с сопоставления пространства и дзэн. Дзэн помогает
правильно организовать пространство, а пространство даёт возможность выразить себя, подобно чистому листу бумаги. Многие из моих садов находятся в густонаселённых районах больших городов, поэтому я стараюсь предоставить зрителю возможность остановиться на мгновение, задуматься над тем, кто он есть в этом мире, дать возможность на некоторое время отвлечься от текущих проблем“.

Сады, созданные им в лучших традициях дзэн, отличаются особой выразительностью и отражают суть дзэн в представлении современного человека. Среди работ С. Масуно следует отметить сады Национального исследовательского института металлов в префектуре Ибараки (1993 г.), Музея современного искусства в префектуре Ниигата (1993 г.), отеля „Кодзимати-кайкан“ (Le Port) (1998 г.), сад Рюмон-тэй в храме Гион-дзи, префектура Ибараки (1999 г.), сад Кандза-тэй отеля „Серулеан Тауэр Токю“ в Токио (2001 г.) и другие.

Сад Национального исследовательского института металлов в префектуре Ибараки
Сад Национального исследовательского института металлов в префектуре Ибараки – современная интерпретация традиционного сада дзэн. Идея создания сада навеяна мотивами „Золотой лихорадки“ в Америке. Так автор проводит параллель между золотоискателями и исследователями драгоценных металлов, которых объединяет дух независимости и стремление к вечному поиску. Здесь огромные камни не воссоздают традиционный пейзаж, а являются метафорой человеческих жизней.
современный японский сад
Сад Кандза-тэй отеля „Серулеан Тауэр Токю“ в Токио. Пример сада, выполненного в стиле карэсансуй, где обработанные камни в сочетании с гравием имитируют накат морских волн.

Ярким примером современной трактовки стиля карэ-сансуй выступает сад в выставочном зале Музея Национального географического общества в Вашингтоне (2007 г.), созданный ландшафтным дизайнером Оно Ётаро, последователем творчества М. Сигэмори. Отметим интересный факт: Ё. Оно не только известный дизайнер, профессор Университета искусств и дизайна города Киото, но и глава школы классических боевых искусств Такэути-рю в шестнадцатом поколении. Поэтому неудивительно, что этот сад, посвящённый великому воину Миямото Мусаси (1584–1645 гг.), является современным выражением души самурая и несёт в себе основные эстетические принципы японского дизайна.

сад самурая
Сад „Самурая“, созданный Оно Ётаро в выставочном зале Музея Национального географического общества в Вашингтоне

На участке размером 2,6х4,9 м размещён „сухой“ ручей со сложным узором из трёх видов гравия и черепицы, символизирующий холодное течение реки. Ё. Оно использует такой декоративный элемент как цуба (гарда японского меча) для того, чтобы передать ощущение полной луны в зимнюю ночь. „Миямото Мусаси в схватке с врагом почти неподвижен, подобно отражению луны в течении реки“, говорит Ё. Оно. Символическим источником „сухого“ ручья служит каменный сосуд тёдзубати, вода в который подаётся по бамбуковому жёлобу. Через „сухое“ русло перекинут зигзагообразный мост, сделанный из оби – пояса кимоно. Из недавней беседы с Оно Ётаро стало понятным, насколько современные японские мастера чтут национальные традиции и стараются следовать им в своих произведениях, несмотря на стремительные изменения, происходящие в области культуры, искусства и дизайна.

В современных японских садах часто применяются новые материалы – металл, пластик, стекло, не встречающиеся в произведениях искусства прошлого. Металл и пластик, хотя и не существуют в готовом виде в природе, все же могут рассматриваться как „природные“ материалы, которым человек помогает войти в мир садового искусства.

сухой ручей в современном японском саду
Вид на ручей, выраженный „вторичной природой“ металла, в культурном центре Сёнандай в г. Фудзисава, спроектированном Хасэгава Ицуко.

В наиболее интересной и авангардной форме пластичные и бесформенные по своей природе материалы были использованы архитектором Хасэгава Ицуко . В своём проекте детского культурного центра Сёнандай в г. Фудзисава (1989 г.) И. Хасэгава говорит о создании „второй“ или „вторичной природы“ („second nature“). Главным элементом композиции этого сада, получившего широкую известность, является, как ни удивительно, извилистый ручей – один из самых древних и традиционных элементов японского сада. По берегам ручья „высажены“ сказочные серебристые деревья из металла. В центре размещены две космические сферы. Заполнив пространство фрагментами цветных стёкол, ракушек, стеклянных шариков и отпечатками следов животных, Хасэгава смогла создать яркий и наполненный игрой искусственный ландшафт, выраженный „вторичной природой“ используемых материалов.

Эстетическая ценность такого сада заключается в противопоставлении искусственных материалов „природной“ форме. По сути дела такая „вторая природа“ остаётся привязанной к ландшафтным формам „первой природы“, а не стремится выразить мысленные образы творца. Тем не менее, можно сказать, что поиск полноценных, самостоятельных форм искусственного сада без сомнения начался. Вспомним, что железобетонная архитектура началась с имитации формы дерева и камня. Неудивительно, что первые примеры садов из пластика и металла так же изображают природные формы.

имитация скал в современном японском саду
Водопад перед отелем „АНА“ в Киото, изготовленный из пластика, с максимальной точностью имитирует природные скалы

Подтверждением неоспоримых достижений в этой сфере может служить водопад перед отелем „АНА“ в Киото. Природное происхождение композиции подчёркнуто настолько убедительно, что визуальный обман можно „разоблачить“ только эмпирическим способом: постучав по „скале“ рукой. Глухой звук позволяет понять, что поток воды на самом деле сбегает по пластику.

Современные японские сады отличаются не только абстрактностью, использованием новых материалов, но и масштабом. Такое интенсивное развитие в области ландшафтного дизайна, начавшееся в 1960 году, было отчасти вызвано успехами японской экономики, и воплотилось в
больших парках и музеях на открытом воздухе: Японском музее фермерства в г. Осака (1960 г.), деревне-музее эпохи Мэйдзи в префектуре Аити (1965 г.), лесном парке Ноп-поро на о. Хоккайдо (1968 г.), Национальном лесном парке Кюрё в префектуре Сайтама (1974 г.), Национальном мемориальном парке Сёва в Токио (2005 г.). Эти широкомасштабные проекты уже почти не напоминают традиционные японские сады прошлых эпох.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram: https://t.me/garden_modern

Однако эти примеры не означают, что традиционные типы садов вышли из моды. Напротив, прогулочные сады с водоёмами и источниками, а также сады камней продолжают интенсивно создаваться. Довольно часто можно наблюдать, как архитектор привносит современные, авангардные элементы в создаваемый по просьбе клиента сад в традиционном стиле.

Таким образом, самобытный японский менталитет, позволяющий японцам перенимать и усваивать новое, не отказываясь от старого, и по сей день играет определяющую роль в японском ландшафтном дизайне. Образы садов, задуманные четыре столетия назад, остаются актуальными и в наши дни; восстанавливаются древние сады, найденные в ходе археологических раскопок.

Популяризация чайной церемонии привела к тому, что сейчас создаётся значительно больше садов для её проведения, чем в какой-либо другой период истории. Наряду с этим идёт постоянная ассимиляция образов и материалов с Запада. Тем не менее, японские сады до сих пор сохраняют свою уникальность, и японские мастера находятся в непрерывном поиске новых путей развития его традиционных и нетрадиционных форм.

Рассуждая о будущем японского сада, можно предположить, что новые формы будут появляться одна за другой, непрерывно совершенствуясь, гармонируя с новыми условиями среды, согласуясь с духом времени. Формы этих садов будут необычны для нынешнего эстетического восприятия, но они будут полны богатой творческой энергией художника. Кому-то сады будущего могут представляться в виде искусственно созданных джунглей, как напоминание о нашем единстве с природой; для кого-то сад будущего будет отражать иные представления о мироустройстве и включать в себя ранее неизведанные формы, заимствованные из других микро или макромиров. В любом случае, какими бы ни были новые формы японского сада, они будут представлять огромную ценность не только для ландшафтного искусства Японии, но и для ландшафтного искусства всего мира.

С.А. Мостовой
Архитектура и строительство России. 2008. № 2. С. 30-38

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *