Садовые бонсаи-ниваки в ландшафтном дизайне

Белозёров И.Л., Зенкина О.Ю., Старунова Н.А.

Известное во всем мире искусство выращивания мини-деревьев в горшке или на плоской специально созданной поверхности зародилось в Японии и известно под названием «бонсай». В дословном переводе бонсай – растение на блюде, происходит от слов «бон» – растение и «сай» – блюдо. Бонсаи бывают различными по форме – каскадными, наскальными, плакучими, наклонными и другой формы. Искусственно выращенные в открытом грунте деревья принято относить уже к категории «садовые бонсаи», хотя это и не совсем правильный термин. Выращенные в садах деревья, стволам и кронам которых приданы различные формы, называют «ниваки» (происходит от слов «нива» – сад, и «ки» – растение). Бонсаи и ниваки связаны между собой только принципом придания форм растениям, но их можно отнести также и к топиари (от английского «topiary» – искусство фигурной стрижки и создание фантазийных, узорных фигур в ландшафтном дизайне). По латыни слова «topiarius» и «topiaria» относятся не только к орнаментальному искусству, но и к садоводству. В связи с этим в Японии появился объединяющий эти направления термин – «японское топиари». Приоритет этой страны для многих дизайнеров здесь очевиден, хотя Китай также оспаривает свое первенство в этом вопросе. Один из образцов оформления ландшафтного дизайна в данной технике представлен на рис. 1.

Образец оформления бонсай-ниваки

Формирование ниваки начинается практически сразу после посадки молодого деревца. Пока ствол не одеревенел, с ним можно проводить любые манипуляции, наклоняя его в нужную сторону и фиксируя в требуемом направлении. Кроме этого при помощи стрижки растению придают особую форму, характерную тому или иному стилю ниваки. Для японского топиари характерно восемь канонических стилей, позволяющих придать выращиваемым деревьям классические, великолепные формы, несущие заложенную в них символику (например, счастья, удачи и успеха), а также воспринимаемые как деревья-обереги: «Тёкан», «Киотская форма», «Сокан», «Сякан», «Моёги», «Кэнгай», «Котобуки» и «Мокобури».

В основе первого стиля «Тёкан» лежит классическая форма – один прямой ствол. Под «Киотской формой» (название происходит от названия бывшей столицы Японии – города Киото) понимается выращивание хвойной породы криптомерии от срубленного пенька. Стилю «Сокан» характерен раздвоенный ствол. Ему присущи некоторые особенности, поэтому рассмотрим его более подробно.

Форма «Сокан» – это два дерева, которые растут из одного корня, образуя сдвоенный ствол. Одно из них должно быть сильным и большим, а второе – маленьким и тонким. Ветви дерева расходятся горизонтально, образуя общую крону. Этот стиль иногда называют «отец и сын» или «близнецы». Характерными особенностями данного стиля являются следующие признаки: крона имеет вид открытого зонтика; ствол-родитель имеет более развитый, мощный и надежный ствол, в отличие от придаточного; кроны, независимо от размера обоих стволов, аналогичны друг другу.

Этот стиль подходит для всех видов деревьев. Такой силуэт широко распространен в природе. Из одного корня вырастают два ствола, причем один гораздо мощнее второго. В бонсаи-ниваки этот стиль может быть создан искусственно, когда второй ствол формируется из нижней, более тонкой и слабой ветви.

Стиль «Сякан» (переводимый как «наклонный стиль») предусматривает выращивание дерева под углом к земле. Форма «Сякан» символизирует волю к жизни и сопротивление ветру. Ее нередко можно видеть в коллекциях бонсай, потому что она подходит для выращивания практически всех видов деревьев. В природе такие деревья часто встречаются на скалах и крутых склонах, берегах рек и ручьев. Можно их увидеть и на равнинах, если дерево потеряло равновесие из-за непогоды, оползня или паводка. Они обрушиваются вниз в силу естественных причин, но, сумев задержаться на полпути, образуют неустойчивые, но такие упорные в своей воле к жизни формы. Нельзя считать наклонный стиль «Сякан» неустойчивым. В нем за счет перестройки системы ветвей видимая неустойчивость объединяется с устойчивостью. Формировать бонсай в стиле «Сякан» возможно практически из всех пород деревьев. Для него подойдут деревья, как с тонкими, так и с очень толстыми и мощными стволами.

Бонсай этой формы имеют наклоненную нижнюю часть ствола, в некоторых экстремальных формах – буквально лежащую на земле. Верхняя часть распрямляется и растет вертикально вверх. Наружные ветви продолжают расти горизонтально. В целом формирование этого стиля, расположение и форма ветвей аналогичны формированию вертикальной формы «Моёги» или «Тёкан». Профили ветвей – треугольные, куполообразные. Ветви располагаются горизонтально или немного склонены вниз, провисают, расходясь от ствола влево и вправо попеременно, уравновешивая его положение. Но на стороне, в которую он склонен, они должны быть короче. Это и создает ощущение стабильности. Важно то, что дерево изгибают или наклоняют только в одном направлении, причем самая нижняя ветвь направлена противоположно от наклона дерева. Существует следующая классификация по стилю «Сякан», учитывая его наклон: SHO–Shakan (минимальный), CHU–Shakan (средний) и DAI–Shakan (экстремальный уклон). Для выращивания композиции стиля «Сякан» лучше всего подходят следующие породы деревьев: кедр, сосна, туя, можжевельник, секвойя, клен, береза, липа, дуб, айва японская, боярышник обыкновенный, оливковое дерево, глициния, портулакария, яблоня.

Для стиля «Моёги», который переводится как «извилистый ствол», характерна следующая особенность: ствол дерева должен быть извивающимся в одной плоскости, подобно синусоиде. При стиле «Кэнгай» (в переводе «поникающая форма») ствол направляется вниз, ниже основания ствола. Такая форма символизирует постоянную борьбу дерева за выживание. В природе это дерево, как правило, произрастает на крутом утесе или скалах. У таких деревьев естественная платформа роста уничтожена оползнем или разрушением скалы. Корни еще могут надежно закрепить дерево, но ствол и ветви склоняются глубоко вниз и далеко простираются.

В формировании бонсай данного стиля существуют несколько разновидностей каскадных форм, но все они базируются на двух основных разновидностях – полный каскад и полукаскад, называемых в Японии соответственно «Кэнгай» и «Хан-Кэнгай». В полукаскадной форме ветви не опускаются ниже нижнего плоскости горизонта, а при полном каскаде они могут спускаться значительно ниже. В данном стиле каскадная ветвь доминирует над самим стволом, при этом длина каскада не ограничивается. Можно формировать каскад с прямым или изогнутым стволом. При изогнутом варианте строение дерева похоже на свободную вертикальную форму, которая «растет вниз», а при прямом варианте – на строгую вертикальную форму.

Ствол бонсай в стиле «Тёкан» как бы разделен на три равные части. Нижняя часть свободна от ветвей, благодаря чему видны кора, ствол и поверхностные корни бонсай. От средней трети ствола растут три главные ветви. Первая из них растет вправо, вторая – влево, а третья – в сторону от зрителя. Именно эта, третья ветвь, и придает бонсай эффект пространственной глубины. Она должна быть хорошо разветвленной и пушистой. Две боковые ветви слегка повернуты на зрителя, но не заслоняют контур ствола. Они растут горизонтально, или слегка наклонены вверх, или клонятся вниз. Верхняя часть ствола занята следующими тремя, более мелкими ветвями, обычно поднимающимися кверху и создающими густую лиственную крону верхней части дерева. Ветки деревьев бонсай не должны быть симметричными, кроме того верхние ветви должны быть короче и тоньше нижних. Ствол должен быть сбежистым, то есть толстым у основания и сужающимся к вершине. Правильный прямостоячий стиль «Тёкан» подходит для всех хвойных пород, в том числе для дзельквы и гинкго.

Завершая описание основных канонических стилей японского топиари, необходимо выделить еще два самобытных и очень значимых: «Котобуки» – дорогая символичная форма, похожая очертаниями на иероглиф «счастье» (в японских садах такие деревья отождествляются с «оберегами); форма ниваки в стиле «Мокобури» (в переводе – «дерево над входом») считается символом удачи и успеха, чаще всего такие композиции выращиваются из сосны.

Белозёров И.Л., Зенкина О.Ю., Старунова Н.А.
В сборнике: Философия современного природопользования в бассейне реки Амур. 
сборник трудов по материалам V международной научно-практической конференции. 2016

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *