Об искусстве ниваки

Е.И. Голосова

Любой специалист имеющий многолетнею практику ухода за садом, сам того не ведая, сталкивается с искусством ниваки. В настоящее время этот термин уже довольно широко распространен, а сами методы и приемы обрезки деревьев в традициях юго-восточной Азии завоевывают все большую популярность.

С научной точки зрения ниваки можно определить как ряд садоводческих приемов по формированию габитуса дерева и архитектоники его кроны с целью создания некоей идеальной и совершенной формы. Степень представления о совершенстве этой формы определяется культурными традициями страны. Поэтому еще до широкого знакомства с приемами восточного садоводства (японского, китайского и пр.) на всех континентах садовники производили усовершенствование структуры кроны растений.

С широкой популяризацией японского садового искусства специалисты столкнулись с проблемой определенной трансформации садового пространства, когда через 10 или 20 лет вырастающие деревья в корне изменяют баланс между площадью сада и высотой растений. Если работы по обрезке не производились на протяжении нескольких лет, то исправить такую ситуацию можно только полной заменой растений, что порой бывает технически и экономически проблематично.

В то же время, японское искусство формирования садовых растений значительно отличается от традиционных например, европейких методов, известных как топиарное искусство, не смотря на то, что в смысле «идеализации» формы они имеют много общего. Главное отличие ниваки от топиарного искусства лежит в национальных культурных традициях отношения к эстетике при
родного объекта.

Искусство японской обрезки деревьев развивалось на основе принципа уважения к окружающей среде и природному балансу. Поскольку задачей Японского сада еще на первых стадиях своего развития как искусства было воспроизведение природного пейзажа в меньших масштабах, необходимость соблюдать баланс высоты деревьев и пространства сада и породило искусство формирования растений, похожих на природные формы, но меньших размеров.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram: https://t.me/garden_modern

По данным отечественных и зарубежных исследователей (Хобсон, 2007; Голосова, 2002) ниваки выделяется как вид прикладного искусства в эпоху Хэйан (794–1185 гг.). Название Хэйан носил и современный город Киото, где и сейчас можно видеть большое количество садов со стриженными и формированными растениями. Расцвет японского садоводства именно в этот период объясняется тесными контактами Японии с китайской династии Тан (618–907 гг.), которая считается временем экономического, политического и культурного расцвета Китая.

Тесным связям с Китаем Япония обязана появлением и развитием многих видов искусства, в том числе и искусству бонсай (в Китае – пэньцзин, известно с III в.до н.э.). Деревья ниваки иногда называют «садовый бонсай», что в корне неверно, так как до словный перевод термина «бонсай» – это «дерево в горшке». Конечно, некоторые визуальные характеристика растений «бонсай» и «ниваки» схожи, например, принципы формирования и отдельные типы формы кроны. На рисунке 1 приведены для сравнения растения ниваки из известных садов Японии и Китая.

Рис. 1. Формированные сосны в саду Дагуаньюань (Китай, Шанхай)  
и в саду Ниномару замка Нидзё (Киото, Япония)
Рис. 1. Формированные сосны в саду Дагуаньюань (Китай, Шанхай)
и в саду Ниномару замка Нидзё (Киото, Япония)

Если рассматривать возможность формирования растений в технике ниваки с практической точки зрения, то выбор видов, например, для средней полосы России невелик. Как и для любого вида стрижки предпочтительно использовать медленнорастущие растения. В большинстве случаев в Японии и Китае используются еще и вечнозеленые растении. Исходя из данных требований наиболее подходящими для формовки, на наш взгляд, являются представители рода Pinusсосна обыкновенная и сосна горная.

В течении ряда лет нами проводился эксперимент по формированию кроны в технике ниваки для указанных видов с целью установления методов, сроков и стилевых направлений. Эксперимент проводился на площадях питомника декоративных растений в Семилукском районе Воронежской области (ООО «Объединенные питомники») и дал положительные результаты. В настоящее время в питомнике заложена целая плантация растений ниваки с двумя разными типами крон.

Об искусстве ниваки

Растения пользуются высокой популярностью у любителей садов в восточном стиле, дизайнеров и ландшафтных архитекторов (рис. 2). Экспериментальные растения из первой партии можно видеть на участке Партера Новой фондовой оранжереи Главного ботанического сада им. Н.В. Цицина РАН.

Голосова Е. И. Об искусстве ниваки. Актуальные проблемы садово-паркового искусства: Материалы Международной научно-практической конференции. / Под ред. О.Б. Сокольской. – Саратов: Издательство КУБиК, 2012. – 110 с.

Список литературы

  1. Jake Hobson, Niwaki: Pruning, Training and Shaping Trees the Japanese Way , 2007г.
  2. Голосова Е.В. Японский сад: история и искусство. – М.: издательство МГУЛ, 2002. – 284 с.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *