Между площадью и садом: эволюция сквера в английском градостроительстве XVII–XVIII веков
Е.П. Посвянская
Термин «сквер» давно вошел в мировую градостроительную практику, так же как и связанные с ним архитектурно-планировочные решения. В XIX веке сквер перестал быть принадлежностью исключительно английской культуры и получил широкое распространение в мире, в том числе в России1. Но, по замечанию исследователей, есть разница в английском и интернациональном понимании сквера2. Для нас это малый сад в городе. Но в английском языке и культуре «сквер» (square) равнозначен городской площади.
Это этимологическое различие можно объяснить так: прежде чем тип английского сквера получил распространение в мире, он пережил у себя на родине ряд исторических трансформаций, в результате которых городская площадь приобрела черты парка или сада. Время становления сквера как нового типа городского пространства приходится на XVII–XVIII вв. и в основном связано с развитием Лондона (особенно района Вест-Энда). Вот почему один из ключевых подходов к исследованию английских скверов – это рассмотрение их через призму градостроительной истории английской столицы. Примеры подобного подхода – работы С.Э. Расмуссена и Л.Н. Воронихиной о Лондоне, а также исследования Т. Лонгстафф-Гована и Г.У. Лоуренса, посвященные непосредственно лондонским скверам3.
Феномен сквера часто рассматривается в контексте социальной истории Англии – как характерный тип городской среды Георгианской эпохи (1714–1830). С этой точки зрения сквер в Англии долгое время был (и в определенной степени остается до сих пор) особой формой землепользования, жилым районом с ограниченными правами доступа. М. Жируар, П. Борсей, Д. Ольсен, Г. Лоуренс отмечают принципиальное отличие закрытой, камерной английской георгианской или викторианской жилой площади от общедоступной городской площади в итальянской и французской традиции.
Для историков архитектуры сквер – это характерный тип площади в британском градостроительстве эпохи классицизма. При таком подходе, который можно проиллюстрировать работами Дж. Саммерсона, Н. Певзнера, Т.Ф. Саваренской, Д.О. Швидковского, Н.О. Душкиной, сквер анализируется как архитектурный ансамбль, приводятся самые яркие примеры, ставшие историческими вехами. Особенность такого подхода – стремление включить английский сквер в общеевропейский контекст, показать его связь и с градостроительной культурой Просвещения, и с культурой английского пейзажного сада.
Задача данной статьи – проследить на ранних этапах историю становления английского сквера, уделив особое внимание эволюции его благоустройства. Возможность получить «портрет» сквера в различных временных срезах дают исторические тексты, карты, проектные материалы. Анализируя их, можно попытаться ответить на вопросы: когда и почему городская площадь в Британии приобрела специфические ландшафтные черты, откуда такое расхождение с континентальной градостроительной традицией.
Появление регулярных пространств в Лондоне Нового времени исследователи связывают с взаимовлиянием традиционных английских «ландшафтных форм»: общинного выгона и монастырского сада, – и европейских градостроительных идей4. При этом первые променады в окрестностях Лондона, благоустроенные в начале XVII века (Мурфилдс, Линкольс Инн Филдс), во многом сохраняли сельский облик. Их продолжали называть «полями», и только ренессансный проект королевского архитектора Иниго Джонса в Ковент-Гарден был в полном смысле городской площадью5. Современники именовали Ковент-Гарден «пьяццей»; это слово неотделимо от замысла Иниго Джонса, оно появляется в документах, связанных с Ковент-Гарден, с 1629 года (то есть с самого начала проектирования)6. Об итальянских истоках проекта первой английской площади впоследствии свидетельствовал ученик Джонса Джон Уэбб: «Наш Архитектор имел в виду Пьяццу в Ливорно…»7.
Наименование «пьяцца» (piazza, piatzo) сохранялось за Ковент-Гарден на протяжении всего XVII века, отчасти и в следующем столетии. С середины XVII века «пьяцца» в Англии становится универсальным определением городской площади. В текстах этого периода можно встретить упоминание о крытых тротуарах в аркадах первых этажей: эти пешеходные пространства, традиционные для городов Северной Италии, после Ковент-Гарден стали считаться в Англии неотъемлемой частью «современной» городской планировки и в просторечии тоже именовались «пьяццами»8.
Интересно проследить, как взаимодействовали в английской культуре второй половины XVII века понятия «пьяцца» и «сквер». Первыми скверами считаются Блумсбери и Сент-Джеймс-сквер – центральные площади аристократических жилых районов, построенных к западу от Сити в начале 1660-х. Однако критик и мемуарист Дж. Эвелин в своем «Дневнике» называет Блумсбери-сквер «пьяццей». Сент-Джеймс-сквер в период создания также именовали «пьяццей»9. Впервые топоним «сквер» по отношению к этим новым парадным пространствам Лондона появляется на картах города после Великого пожара 1666 года.
Реконструкция Лондона после пожара сыграла решающую роль в появлении скверов. Ни один из предложенных проектов реконструкции не был реализован, но эти проекты породили в английском обществе интерес к геометрической логике генеральных планов. Из пяти дошедших до нас схем реконструкции Лондона наиболее известны планы К. Рена, Дж. Эвелина, Р. Ньюкорта10. Можно отметить, что в них по-прежнему доминирует образ «пьяццы» – городской площади-рынка с общественными зданиями, аркадами по периметру, монументом или фонтаном в центре.
В то же время, именно в процессе реконструкции Лондона после пожара, слово «сквер» начинает использоваться в значении «городская площадь», и возникает классический тип английского сквера – прямоугольное в плане пространство, со стандартной блокированной застройкой по периметру и огороженным озелененным участком в центре. В 1670–80-е годы в пригородах Лондона строятся первые в Европе жилые площади с садами (Сохо-сквер, Голден-сквер и другие). Архитектурный облик первых скверов был напрямую связан с новым градостроительным регламентом Лондона. Известен план «открытого Сквера» Голден (1673) 9, подписанный К. Реном к исполнению. На нем показаны только красные линии застройки, то есть «сквер» здесь обозначает не функцию, а геометрию плана. В похожем значении – «квартал» – слово «сквер» использовалось и раньше (например, в нереализованных проектах реконструкции Лондона Эвелина и Ньюкорта).
Проект картографа Ричарда Ньюкорта основан на прямоугольной сетке улиц, текст пояснительной записки к нему был опубликован в 1805 году. Трудно сказать, в какой мере публикация была изменена по отношению к оригиналу, но для понимания генезиса сквера текст Ньюкорта представляется интересным. Автор описывает новые «пьяццы» – городские площади с рынками. В то же время «скверы» у Ньюкорта – это кварталы, они могут быть как застроенными, так и пустыми. Так как план Ньюкорта предполагал увеличение площади Сити за счет северных пригородов, автор поясняет: «Если количество скверов или участков на плане окажется слишком большим для заселения», то можно превратить часть «скверов» в прогулочные зоны с террасами, садами и искусственными холмами из мусора, оставшегося от разрушенных пожаром домов. Там жители смогут любоваться видами природы и наслаждаться свежим воздухом круглый год, «не уходя далеко в поля». Ньюкорт предлагает сделать «шесть или более таких скверов… располагая их не рядом, но в соответствующих местах»11.
Предложение Ньюкорта – это, наверное, самая ранняя методика проектирования системы скверов в городе. И здесь возникает понимание сквера как рекреационного пространства, дающего горожанину доступ к природе. Потребность лондонцев в природе и свежем воздухе уже обсуждалась ранее в памфлете Дж. Эвелина «Fumifugium, или Неудобство воздуха и задымление Лондона» (1661), где предлагалось для решения проблемы окутывающих Лондон «облаков дыма» вывести все производство за пределы города вниз по Темзе. Далее, «все низменные земли в окрестностях Сити… должны быть… приспособлены под квадратные участки [square plots] или Поля… отделенные одно от другого двойными Палисадами, <…> в этих Палисадах должны быть элегантно насажены… такие кустарники, которые дают наиболее ароматные цветы, способные распространить в воздухе благоухание на большое расстояние»12. В качестве образца для предлагаемого пояса пригородных ароматических садов Эвелин взял королевский сад Сент-Джеймсского дворца и его регулярную планировку. Возможно, фрагмент этого решения послужил прототипом первого садового сквера в Сохо.
В начале XVIII века в пригородах Лондона существует уже более десятка жилых скверов. Форма сквера становится образцовым решением, и на рубеже XVII–XVIII веков переносится из Лондона в другие города Англии (ранние примеры – скверы в Бристоле и Бирмингеме). Благоустройство большинства скверов этого периода представляло собой газон регулярных очертаний, с гравийными дорожками, иногда с деревьями или цветочными партерами по периметру. Идею установки монумента почти ни в одном случае не удавалось осуществить, несмотря на пример Сохо-сквер с центральным фонтаном и статуей Карла II, поэтому часто центр сквера вместо монумента отмечало дерево.
В 1722 году опубликована книга Томаса Фейрчайлда «Городской Садовник», первые две главы которой посвящены скверам: Фейрчайлд предлагает планировать и благоустраивать скверы как небольшие усадебные парки, в манере позднего английского регулярного сада, уже содержавшего в себе некоторые черты живописности13.
«Простой путь разбивки скверов на участки газона и гравийные дорожки не может утолить наши стремления к сельским радостям. Я думаю, род чащи… больше развлечет джентри, чем вид из окон на открытую фигуру, – пишет Фейрчайлд, рассуждая о “рощах” и “чащах” в Лондоне, и далее продолжает, – дорожки, хоть и регулярные… будут более тенистыми и приватными, а зеленые изгороди и кущи деревьев на каждом участке будут скрывать от нас вид домов… фонтаны… будут являть себя только одному или другому дому»14. В качестве примера приводится чертеж паркового сквера Т. Фейерчайлда (рис. 1).

Все элементы этой регулярной композиции расположены нестандартно для городской площади: монументы и фонтаны размещены по контуру, и организуют не площадь в целом, а отдельные ее стороны, густые посадки еще больше обособляют каждую из сторон. Рассуждая о скверах «в сельской манере», автор ландшафтными средствами фактически уничтожает площадь и создает иллюзию усадебной жизни, а каждый из рядовых домов визуально превращает в отдельно стоящую виллу.
Такой подход к планировке пригородных районов был характерен в 1710–1720-е годы для приверженцев палладианства в Англии, опиравшихся на античный идеал сельской жизни. В духе этих идей ведется проектирование и строительство Гровнор-сквер в Вест-Энде (1720–1725), с необычным овальным парком в центре. Но это единичный на тот момент пример паркового сквера. В это же время парламентским актом 1725 года центральная часть Сент-Джеймс-сквер была приватизирована. Вскоре огораживание коснулось еще целого ряда скверов Лондона, что привело к возрождению городской эстетики в их облике: к полному отказу от деревьев, появлению площадок и бассейнов сложной многоугольной и овальной формы, установке монументов. Эти перемены отражает серия гравюр Саттона Никольса, показавшего лондонские скверы в 1727 году, и затем, с той же точки, – в 1754 году: в первом случае мы видим сад, во втором – площадь.
С 1730-х годов можно говорить о поворотном моменте, когда уже зрелая культура английского Просвещения и связанное с ней направление палладианского классицизма в архитектуре начинают разделять «городское» и «сельское» и стремиться к выявлению природы того и другого. В 1734 и 1736 годах выходят две части «Лекций об архитектуре» Роберта Морриса, где четко разграничены задачи городских и сельских архитекторов. В отношении сельских усадеб Моррис рассуждает о соединении природного окружения и архитектуры, о достижении разнообразия. Но города требуют «согласованности» и «регулярности»15. Тогда же выходит «Новое критическое обозрение общественных зданий, статуй и украшений Лондона…» писателя Джеймса Ральфа, с посвящением лорду Берлингтону и радикальной критикой современных автору лондонских скверов. Смысл ее сводится к отсутствию у скверов архитектурного «совершенства» и «завершенности»16.
Идеальной палладианской площадью является Квин-сквер в Бате (1728-1736). Здесь Джон Вуд Старший сумел создать законченный архитектурный ансамбль. С точки зрения благоустройства, на Квинсквер выбор был сделан в пользу традиционного решения. Как пишет сам Вуд в книге «Опыт описания города Бата»: «Ограждения, посадки, устройство газонов и гравийных дорожек… обошлись гораздо дороже, чем могло бы стоить простое мощение всей территории, а деревья закрывают большую часть цоколя здания…: тем не менее, я предпочел огороженную площадь открытой…»17. Но в последующих проектах площадей для Бата (в большинстве своем неосуществленных) Вуд уже не отступал от первоначального намерения создавать полностью замощенные городские «форумы». Для Вуда Старшего город и природа существовали по разным законам. В то же время Вуд использовал в городе сложные «парковые» планировочные решения и, судя по «Описанию Бата», его привлекала возможность открыть город окрестностям.
В середине XVIII века генеральный план города снова оказывается в центре внимания английских архитекторов. В 1766 году Джон Гвинн публикует памфлет «Лондон и Вестминстер исправленные», с приложенными фрагментами генплана, на которые автор нанес свои исправления. В отличие от системы монументальных парижских площадей П. Патта, Гвинн, на примере Вестминстера, делает неотъемлемой частью уличной сети именно озелененные скверы, утверждая этот тип в качестве «основы городского планирования»18 в Британии. Разнообразные по форме, круглые и многоугольные площади-парки были новацией Гвинна, так как круглая площадь Серкус в Бате в тот момент был полностью замощенной. Важную роль Гвинн отводил «элегантной линии» пограничных фасадов, которую предлагал создать по всему периметру Лондона. Для этих фасадов окрестные поля становились «прекрасным газоном», который должен был очертить границы города19. Похожая идея в духе английского пейзажного парка была реализована при создании открытой жилой площади Ройял Кресент в Бате (Вуд Младший, 1767-1775), ставшей революционным градостроительным решением.
В 1771 году опубликовано анонимное «Критическое обозрение Зданий и Исправлений Лондона», в котором ставится под сомнение перенесение приемов пейзажного планирования в город: «Rus in urbe – в лучшем случае нелепая затея; сад на улице не менее абсурден, чем улица в саду»…20 В этот период «деревня в городе» (фраза из эпиграммы Марциала, ставшая крылатой) подразумевает уже не столько преимущества жизни в пригороде, сколько эстетические достоинства уже сложившегося облика парковых скверов (рис. 2).

С 1790-х годов перепланировка скверов в пейзажном стиле становится в Англии нормальной практикой, а теоретическое обоснование эта практика получит в начале XIX века, в текстах Хемфри Рептона и Джона Лаудона. Можно заключить, что эволюция английской жилой площади – сквера – на раннем этапе его истории является отражением в миниатюре глобальных процессов, которые происходили в английской культуре и градостроительстве эпохи Просвещения. В XVIII веке английский сквер, будучи уже вполне состоявшимся решением, по-разному оценивался современниками и представлял собой пространство, где регулярная эстетика города сталкивалась с пейзажной эстетикой усадьбы, где постоянно осуществлялись и тут же ставились под сомнение попытки создать «деревню в городе». Итогом этого процесса стала современная форма сквера, на стыке градостроительства и ландшафтной архитектуры.
Посвянская Е. П.
Между площадью и садом: эволюция сквера в английском градостроительстве XVII-XVIII веков
// Наука, образование и экспериментальное проектирование.
Труды МАРХИ. – 2017. – С. 354-358.
Сноски
- О распространении типа английского сквера в Северной Америке и во Франции см.: Lawrence H.W. The Greening of the Squares of London // Annals of the Association of American Geographers. – 1993. – Vol. 83, No. 1. – P.90-118; Olsen D. J. The city as a work of art: London, Paris, Vienna. L., 1986. О влиянии английского градостроительства на планировку российских городов эпохи классицизма см.: Швидковский Д.О. Англо-русские связи в архитектуре второй половины XVIII – начала XIX столетия : дисс. доктора искусствоведения. М., 1994. С. 446-466.
- Воронихина Л.Н. Лондон. Л., 1969. С. 152-165; Ларионова Е.О. Архитектурно-градостроительный модуль Джона Нэша : дисс. канд. архитектуры. М., 2009. С. 93-94.
- См. Библиографию.
- Lawrence H.W. The Greening of the Squares of London. Р. 94 ; Longstaffe-Gowan T. The London Square. P. 17.
- Cм.: Саваренская Т.Ф., Швидковский Д.О. Градостроительство Англии XVII–XVIII веков. С. 18-59.
- Duggan D. ‘London the Ring, Covent Garden the Jewell of That Ring’: New Light on Covent Garden // Architectural History. – 2000. – Vol. 43. – P. 140-161.
- Цит. по: Саваренская Т.Ф., Швидковский Д.О. Указ. соч. С. 27. 6 The Cambrige Urban History of Britain. Vol. 2: 1540-1840 / edited by P. Clark. Cambridge, 2008. P. 167-169.
- Longstaffe-Gowan T. The London Square. P. 30-31.
- О реконструкции Лондона после пожара см.: Reddaway T.F. The Rebuilding of London after the Great Fire. L., 1940 ; Швидковский Д.О. Лондон XVII столетия. Градостроительные идеи Кристофера Рена / Города мира – мир города. М., 2009. С. 249-255.
- Опубликован в книге: Longstaffe-Gowan T. The London Square. P. 38.
- Newcourte R. New and Old London // Hughson D. London; being an accurate history and description of British metropolis… Vol. 1. – L., 1805. – P. 251-257.
- Evelyn J. Fumifugium, or The Inconveniencie of the Aer and Smoak of London dissipated. L., 1661. P. 24.
- См.: Швидковский Д.О. Происхождение английского пейзажного парка // Пространство и время. – 2012. – № 1(7). – С. 141-153.
- Fairchild T. The City Gardener. L., 1722. Цит. по: Longstaffe-Gowan T. The London Square. P. 48.
- Morris R. Lectures on architecture. L., 1734, 1736. P. 70, 84-85, 160.
- Ralph J. A new critical review of the publick buildings, statues and ornaments in and around London and Westminster. 2nd ed. London, 1736. P. 108.
- Цит. по: Wood J. A Description of Bath. In Two Volumes. Second Edition Corrected and Enlarged. L., 1765. – P. 345.
- Lawrence H. W. The Greening of the Squares of London. Р. 105.
- Gwynn J. London and Westminster improved, illustrated by plans. L., 1766. P. xi.
- Critical observations on the buildings and improvements of London. L., 1771. P. 9.
Библиография
- Воронихина Л.Н. Лондон. – Л.: Искусство, 1969. – Cерия: Города и музеи мира.
- Душкина Н.О. Бат – «элегантность» в архитектуре, великолепие искусства (город иллюзий Джона Вуда) // Город и искусство: субъекты социокультурного диалога. – М., 1996. – С. 143-155.
- Саваренская Т.Ф. Градостроительство Англии XVII–XVIII веков. Город и природа / Т.Ф. Саваренская, Д.О. Швидковский. – М.: УРСС, 2001.
- Швидковский Д.О. Происхождение английского пейзажного парка // Пространство и время. – 2012. – № 1(7). – С. 141-153.
- Borsay P. The English urban renaissance: Culture and society in the provincial town, 1660–1770. – Oxford, 1989.
- Girouard M. Cities and People: A Social and Architectural History. – L., 1985.
- Lawrence H.W. The Greening of the Squares of London: Transformation of Urban Landscapes and Ideals // Annals of the Association of American Geographers. Vol. 83. – 1993. – No. 1. –P.90-118.
- Longstaffe-Gowan T. The London Square: gardens in the midst of town. – New Haven and London, 2012.
- Mowl T. John Wood Architect of Obsession / T. Mowl, B. Earnshaw. – Bath, 1988.
- Rasmussen S.E. London: the unique city. – L., 1948.
- Reddaway T.F. The Rebuilding of London after the Great Fire. – L., 1940. 12. Summerson J. Georgian London. – L., 1945.