Макрофотография — как она есть
Содержание
Статья опубликована в журнале Фототехника & Видеокамеры в 2005 году. Техническая часть безнадежно устарела и удалена. Теоретическая частично отредактирована в соответствиями с реалиями 2024 года.
Я фотографирую потому, что ещё не умею этого делать.
Если бы умел, то перестал бы.
Йозеф Судек
Определение
В технической литературе макросъемкой принято называть съемку при масштабе 1:2 и более — то есть, когда объект съемки на пленке уменьшен не более, чем в два раза. Но что нам за дело до инженеров и теоретиков? Мы определим макрофотографию по-своему. Пусть это будет направление реалистической фотографии, отличительной особенностью которого является выбор сюжетов, имеющих относительно небольшие размеры. Макрофотография использует некоторые творческие методы таких направлений, как портрет, пейзаж, натюрморт и анималистика.
Поиски основ и смысла
Макрофотография в России не в чести. Отношение к ней можно охарактеризовать как снисходительно-презрительное. Беседа на волнующую вас тему, скорее всего, начнется и закончится одной фразой: – «А… Цветочки и жучков снимаешь?.. Ну-ну…»
И это совершенно нормально, поскольку полностью отвечает базовой модели менталитета всего русского народа, вне зависимости от интеллекта, образования и профессиональной деятельности. Тут уж ничего не поделаешь… Житель нашей чудесной страны в большинстве своем черств и нелюбопытен до вещей и явлений, не входящих в жизненно-необходимую сферу. Если оно не опасно, не съедобно и непригодно в хозяйстве – значит, оно не интересно. Так занятие макрофотографией входит в конфликт с глубинной национальной этикой.
В большинстве случаев вы не сможете сказать жене, что вместо поездки к теще пойдете снимать букашек и скорее всего не решитесь сказать друзьям, приглашающим вас на охоту, что в окрестностях Приокско-Террасного заповедника зацветает сон-трава, и вы не можете пропустить этого волнующего момента. Они вас, как минимум, не поймут.
Быть может, раньше мы и были другими. Но письменных свидетельств об этом почти не сохранилось. Сначала нас изменило христианство, вера и философия, совершенно безразличные к ландшафту в котором мы живем и животному и растительному миру. Образ природы, созданный древнееврейской культурой, передан в библейской литературе. Закон требовал не создавать изображений живых существ наподобие того, что делали язычники для идолопоклонства. «Поразительно, как четко древнееврейская ментальность разводит Бога и природу — в других религиях Ближнего Востока этого нет.» (Passmore Y. Man s Responsibility for mature. Ecological Problems and western Traditions. L., 1974. P.9-10.).
Особенности эстетического восприятия природы в средневековой Руси определяет сплав христианских и языческих воззрений, по существу взаимоисключающих друг друга, но обретших в русском сознании синтетическую форму. «Слово о полку Игореве», памятник эпохи раннефеодальной культуры, является одновременно и памятником мифопоэтического восприятия природы, которое предполагает если не тождество, то теснейшую связь и взаимозависимость макрокосма и микрокосма, природы и человека. Это единство ярко и образно выразилось в поэтической одухотворенности сил и явлений природы. Средневековое сознание в XII веке еще не выделяло прекрасного человека или прекрасную природу, но видело прекрасное в их гармонии. Поэтические обращения к природе встречаются и в литературе XIII-XVI веков, но их крайне мало. Они нечасты в повестях и сказаниях, крайне редки в летописях, а такие жанры, как церковно-поучительный, житийный, позже — публицистический вообще не содержат обращений к природе.
Языческая культура, как известно, подвергалась серьезным гонениям со стороны христианской церкви, искоренявшей любые следы дохристианских верований . Однако гонение и сознательное истребление не христианских памятников искусства не объясняет полностью их малочисленность и, соответственно, довольно редкое для древнерусской литературы художественное отражение природы. Следует учитывать изменения в самом мировоззрении народа. Вероятность возникновения произведения, поэтикой своей подобных «Слову» в средние века уменьшилась, так как постепенно исчезало одно из непременных его условий — мифологическое восприятие природы.
Идеи исихазма привезенного в Россию Григорием Паламой не способствовали распространению отшельничества, сопровождаемого элементом созерцательности. Объектом созерцания отчасти выступала и природа. Окружающий отшельника лес, как прекрасно видно из жития Сергия Радонежского, мрачен, полон опасности и искушений. Только упорные труд и молитва позволяют отшельнику выжить. Вполне естественно, что в таких условиях «житийскыя красоты ни в чтож въменившоу», — автор жития закономерно не упоминает о какой-либо эстетической значимости для отшельника окружающей его «пустыни». Природа в данном случае интересует автора как один из факторов противостояния святому, а победа над темными силами природы подтверждает высокую этическую значимость отшельника, и то, что «благодать бо божиа съблюдаше его» (Житие Сергия Радонежского // Памятники. XIV — сер. XV в. С.306).
В средневековой живописной традиции «Окружающую природу, реальный мир наши древние мастера понимали условно, в глубоком живописном отвлечении. Они выражали сокровенность тогдашнего человека. Их личные чувства, ощущения, мир душевных движений поглощались единым чувством вселенности и пламенной веры» (Грищенко А. Русская икона как искусство живописи // Вопр. живописи. М., 1917. Вып.3. С.37-38). «Требование религиозно-символического истолкования мира предопределяло условное изображение природы. Точнее, условное изображение природы было единственно возможным в средние века, что в известной мере даже отдаляло средневековое искусство от эстетического освоения природы. «В этом метафизическом пространстве нет и не может быть места действительному изображению природы. Могут быть изображены лишь отдельные предметы и только в том случае, если они сюжетно обязательны» (Федоров-Давыдов А. Из истории древнерусского искусства. М., 1940. С.74).
Светское искусство эпохи капитализма несколько реанимировало ситуацию, но, не на глобальном уровне. Появившееся при советской власти общее образование, с его примитивной методологией и совершенно никак не связанными с реальной жизнью учебными программами преподавания естественных наук довершило процесс.
В результате с восприятием природы у нас большие проблемы. Мы не знаем и не желаем знать не только сути явлений и процессов окружающего нас мира, но и названий объектов, его составляющих. Даже у классиков отечественной живописи и словесности все общепризнанные шедевры описаний природы не выдерживают сравнения с творчеством народов, исповедующих синто или анимизм. Документальное кино о природе у нас если и снимали, то совершенно позорного качества.
Зато мы умеем умиляться и жалеть. Что в общем-то неплохо, по своему оригинально и не требует никаких особых усилий.
Надо признать, что корней у отечественной макрофотографии нет. Ни в визуальных искусствах, ни в религии, ни в литературе, ни в философии. С обывательской точки зрения – это блажь, баловство и глупость. «Ходят некоторые с фотоаппаратами и фоткают», вот и все, что можно сказать об этом «направлении реалистической фотографии» в России.
Но, есть прекрасные восточные и западные школы макрофотографии. Посредством Интернета и фотоальбомов мы можем их изучать. Нужно это вам или нет, не является предметом данной статьи. Есть планка, которую можно преодолеть. Вы имеете возможность к ней подойти, потрогать руками, а дальше либо прыгать, либо быть зрителем. Фотография, конечно же, не спорт, но в любом мастерстве есть элемент соревнования.
Спрос, как известно, рождает предложение. И вот этот самый, очень важный для фотографов специализирующихся на макро, спрос появился в начале 2000-х годов. Его даже можно выразить в цифрах, к сожалению, только для Москвы. Уже в 2005 году на художественных черно-белых баритовых фотографиях, реализуемых через галереи, можно было заработать до 3000$ (при наличии интересных фотографий и желания продвигать себя на арт-рынке). Хороший архив средне-полноформатных слайдов приносил до 10000$ на рынке календарей. Это был значимый фактор. На виллу не накопить, но на пленку и оборудование хватит. Занятие макрофотографией в нашей стране наконец-то стало окупаться и приносить прибыль. Такие факторы способны влиять на массовое сознание и стереотипы. И слегка повлияли. Количество макро-фотографов выросло. К сожалению вся эта лафа к 2020-м закончилась. И макрофотография вновь стала уделом не многих энтузиастов.
Писать избитые фразы о том, как увлекательно общение с природой, о чарующих мгновениях встреч с прекрасным и таинствах проникновения в микро и макромир мне как-то не хочется. Нету в этом занятии ничего прекрасного и таинственного. Тяжелый рюкзак и штатив, мокрая земля, на которую нужно ложиться, комары, холод, подъем затемно и т.д. и т.п. Макрофотография – это физически тяжелая работа даже в студии, а уж в условиях дикой природы еще и вредная. Людьми, которыми ею занимаются, двигают интерес, азарт, жажда накопительства красивых картинок, творческие амбиции и в последнюю очередь деньги. Наверное, это занятие наполняет их жизнь смыслом. В чем смысл? Не знаю. С трудом вспоминаю чем занимался вчера, но прекрасно помню, как фотографировал жизнь осеннего подмосковного леса два месяца назад. Может в этом и смысл.
Основные направления
Научная и техническая макрофотография
Все фотографии хороши, кроме скучных. Не скучными являются только те, сквозь которые проступает личность автора. Техническая и научная фотография не несут в себе ничего, кроме информации. Некоторые из них на первый взгляд могут быть интересны. Но стоит повесить их на стену, и уже через несколько дней станет понятно, что это несколько не то, что можно рассматривать много раз. Да этого и не требуется. Научная фотография имеет исключительно прикладное значение. Она может быть элементом исследовательского процесса или иллюстрацией.
Техническая фотография — либо сугубо утилитарна (фотографии для каталогов, научных баз данных и т.п.), либо является побочным продуктом творческого развития фотлюбителя.
Реалистическое отражение действительности
«Искусство относится к жизни, как вино к винограду, — ибо берёт материал из неё, но даёт сверх него нечто такое, что в свойствах самого материала ещё не содержится». (Л.С. Выготский)
Честно сказать, не такое уж оно и «реалистическое»… Во первых, отсечение лишнего границами прямоугольного или квадратного кадра. Во вторых, крайне личностный выбор сюжетов, ракурсов, глубины резкости и цветности. В третьих, возможные манипуляции с добавлением или удалением отдельных элементов (веточек, листиков и пр.). Но в целом- да, именно реалистическое. Фотограф нашел созданную Природой и Хаосом картинку и положил на лист бумаги.
В качестве примера можно ознакомиться с творчеством интересного французского фотографа: Sophie Thouvenin.
Объекты живой и неживой природы
Не совокупности; некий главный объект или объекты на красивом, но не отвлекающем фоне, «вырванные» из окружения за счет небольшой глубины резко рисуемого пространства. Интересны тем, что расширяют наши представления о частностях. Пример: http://snowcrystals.com/.
Арт-фотография
Арт-фотография, хотя и использует методы реализма, но совершенно иначе и для другого. Если реалистическое направление честно демонстрирует зрителю то, что создано природой и ведет поиск в сфере эстетики, то арт-фотография к эстетике и реализму безразлична. Чем больше автор своими действиями и манипуляциями влияет на изображение – тем вернее отпечаток становится арт-фотографией. При этом критериев отличия арт-фотографии от брака нет.
История фотографии содержит множество имен людей, работавших с мелкими объектами и фактурами, и я счел нужным вспомнить некоторых интересных авторов.
Промышленные отбросы представляли собой рабочий материал и для французского фотографа Жана Дьезеда (1921). Примечательны его снимки случайно потрескавшегося асфальта на проезжей части, в бочке или сосуде. Эти фотографии вышли даже в отдельной книге под названием «Мои приключения со смолой». У Дьезеда проявлялись стремления открывать скромную поэзию в предметах, которые не замечает или даже считает ненужными отбросами общество. В развитии принципа «обже труве» с конца второй мировой войны проявлялся некоторый фотографический опыт, приобретенный в двадцатые и тридцатые годы. Благодаря «новой предметности» были весьма подробно изучены способности фотографии изображать структуру поверхности объектов с максимальной точностью. Результаты, служившие вначале для характеристики сути вещей, могли быть использованы для активации иллюзорных видений при детальном рассматривании неумышленно поврежденных структур.
Брассе (1899) запечатлевал мелкие знаки, наносимые нищими на штукатурку у дверей для информации своим друзьям по несчастью. Причудливые формы этих примитивных идеограмм в соответствующем освещении переносили восприятие зрителя в абсолютно другую сферу, что не отвечало социологическим исследованиям при рациональном объяснении данных фигур.
Поиск фантасмагорических форм в структурах поверхностей стал типичной чертой творчества Жан-Пьера Судра (1921). В его понимании фотографической интерпретации реальность часто утрачивала свою первоначальную идентичность до такой степени, что зритель внушал себе представление автора, не пытаясь разгадать сущность исходного образца.
С 50-60-х годов прошлого века некоторые авторы уделяют большое внимание макро-натюрморту. Все мы в детстве играли в игру под названием «секретики». В укромном месте выкапывалась ямка, туда тщательно укладывались нехитрые детские ценности: цветные стекляшки, цветы, красивые камушки. Все это богатство накрывалось стеклом и закапывалось. По всей видимости, эта игра в совокупности со склонностью людей к раскладыванию мелких предметов и лежит в основе творчества фотографов, увлеченных фотосъемкой миниатюрных натюрмортов.
Сюрреализм
«Картина должна быть воспроизведением параноического видения
с точностью цветной фотографии».
Сальватор Дали
Великий мастер относился к фотографии очень серьезно. Особенно плодотворным было его сотрудничество с Филиппом Хальсманом (1906-1979), создавшим об этом художнике целую иллюстрированную книгу. В ней находится и портрет «дали атомикус», сделанный на основе представлений Бора о составе атома, в котором вокруг положительно заряженного ядра в безвоздушном пространстве движутся отрицательно заряженные электроны. Чтобы показать это постоянное движение, оба друга решили построить снимок следующим образом: Дали прыгал вверх, три ассистента бросали кошек, а один лил из ведра воду. Хальсман снимал все это с помощью сильных павильонных вспышек, чтобы вся искусственно созданная ситуация была изображена абсолютно резко. Фотограф был удовлетворен только двадцать восьмым дублем.
Данный пример не имеет прямого отношения к макрофотографии, зато прекрасно иллюстрирует сложность настоящей работы.
Сюрреализм в фотографии популярен с начала прошлого века и по сей день. Отдельные элементы используются в рекламе, фотографии моды и, естественно, в арт-фотографии. Фотосъемка искривленных отражающих поверхностей, а также искусственных и естественных фактур с использованием различных техник печати и фотомонтажа уже более ста лет увлекает множество фотографов.
Фактуры
Запечатленные крупным планом фактуры естественного и искусственного происхождения. Фотоизображения фактур не несут никакой информационной, эмоциональной или смысловой нагрузки. В большинстве своем абстрактны и интересны только тем, что вызывают некие трудно формулируемые ассоциации. Но, на основе фактур часто делаются двуслойные изображения содержащие смыслы.
Методология
Поскольку я считаю создание фотографий бессознательным актом, мне сложно писать о том, как их делать. Почему «бессознательным»? Ну не знаю, какое другое слово тут можно использовать. Нет в голове никаких мыслей в момент съемки. Мозг занят обработкой визуальной информации, мысли, облаченные в слова, используются только для таких простых вещей, как определение экспозиции и выражения эмоций.
Можно провести аналогию с занятием сексом. Когда делаешь это первый раз, то думаешь: «сейчас я положу ей руку на грудь», «а как она это воспримет?», «а может лучше не класть ей руку на грудь, а положить куда-нибудь еще?..» и т.п. При этом все делаешь по-дурацки. С макрофотографией все точно так же. Пока не научишься пониманию, голова занята всякими тупыми размышлениями. А как научился, все делается интуитивно и правильно.
Макрофотография, как, впрочем, и любое другое направление фотографии, осваивается только опытным путем.
Нужно смотреть картинки интересных авторов, анализировать их и запоминать ракурсы, композицию и особенности освещения. Когда в подсознании накопится много готовых образов, вы постепенно научитесь находить или создавать их на натуре, а может быть, и придумывать свои.
Еще нужно фотографировать. Очень много. Пока не начнет тошнить от плохих снимков, хорошие не получаются. Фотографировать – это значит не сделать 10-20 кадров между купанием и изготовлением шашлыка. Фотографировать – это, стоя на коленях, встретить рассвет в пойме реки, внимательно наблюдая за изменением освещенности на покрытом росою соцветии осоки. После того, как солнце встало, переместиться в лес и на затененных участках до вечера искать интересные сюжеты. Снимать только со штатива. Перед тем, как нажимать на кнопку «спуск», отвечать на четыре вопроса:
1. Это действительно идеальный ракурс для данного сюжета?
2. Может, можно изменить свет на более удачный?
3. Это действительно лучшая композиция?
4. Неужели я никак не могу сделать фон более интересным?
Если про просмотре отснятого материала большая часть снимков неудачна, это означает, что вы не хотите или не умеете думать во время съемки. Говоря по-простому, или патологически ленивы, или интеллектуально ограничены. Ничего страшного в этом нет, в современном мире работоспособность и интеллект чаще являются недостатками, чем достоинствами.
Имена
«…Скажи мне, что это за растение около тропинки?
— Бессмертник.
— А вон то?
— Не знаю.
— Оно называется четырехлистник.
Огион остановился и показал окованным медью наконечником своего посоха на
невзрачный сорняк. Гед внимательно рассмотрел его, взял засохший стручок, и, видя, что Огион не собирается больше ничего говорить, спросил:
— Какая от него польза, Мастер?
— Никакой, насколько я знаю.
Они пошли дальше, и Гед скоро выбросил стручок.
— Когда ты будешь узнавать четырехлистник во все времена года по корешку, по листочку и по цветку, по виду, по запаху и по семени, только тогда ты сможешь научиться произносить его настоящее Имя. А это больше, чем знать, какую он приносит пользу…»
Урсула Ле Гуин. «Волшебник Земноморья».
В Ягвистском повествовании есть момент, когда Бог приводит к человеку «всех животных полевых и всех птиц небесных» (как партнеров), чтобы «видеть, как он назовет их» ((Книга Бытия.2.19) Barr J. Man and Nature: The Ecological Contraversy and the Old Testament // Ecology and Religion in History. N.Y., 1974. P.64). Адам давал имена животным, что означает овладение ими, поскольку древние воспринимали «имя» как выражение «сущности» того, что «именуется»; здесь принимается, что только «эдемский» язык, безвозвратно утраченный, обладал такой способностью прямо «контактировать» с «сущностью» вещей.
Я уже неоднократно писал о необходимости определения объектов фотосъемки. В этот раз приведу лишь один довод. С фотографиями флоры, фауны и минералов, не имеющими правильных научных названий, не работает ни одно фотоагентство. Вам сообщат: — да это очень красивые снимки, но мы в них не нуждаемся.
О чем и как думать
«Ох люблю я эт дело. Только вот никогда не получается…»
(Из ленты комментариев конкурса Nonstop Photos ).
Для того чтобы учиться думать о макрофотографии, нужно как минимум хотеть ею заниматься. Любой творческий акт – это прежде всего волевой акт. Нет зрелища жальче, чем взрослый мужчина, обремененный фотооборудованием на 3-5 тысяч долларов, который приехал в лес за 100 километров от города и понял, что ему не хочется фотографировать. Вообще… И заставлять себя нет ни сил, ни желания…
К сожалению, это очень распространенное явление. Человек считал, что хочется фотографировать, а на самом деле хотелось иметь хорошие фотографии. А это очень разные вещи.
Собираясь посетить какой-то город, мы первым делом покупаем путеводитель. Без него трудно грамотно распланировать время и маршрут. Без него непонятно, чем интересно то или иное место или строение. Собираясь посетить лес, мы лишь готовим снаряжение для преодоления тягот дикой жизни. А прибыв на место, грустно сидим у костра, потому что в лесу снимать нечего. Деревья все одинаковые, живности, кроме комаров и слепней нет, цветов только три сорта (голубые, звездочками и красноватые). Тоска… Хорошо хоть водку не забыли…
«Очень стыдно ходить по земле и ничего не знать о ней. Даже нескольких названий цветов…» Э.М.Ремарк «Три товарища».
Вот сейчас вы читаете эту статью, никто не может подслушать ваших мыслей. Подумайте о своей неполноценности. Вы не знаете и никогда не хотели узнать, как прорастает хмель, что чувствует и куда летит крохотный сатир, где живет маразмиус, когда зацветает венерин башмачек. И думайте об этом до тех пор, пока не сможете либо честно сознаться в том, что природная ограниченность не позволяет вам всерьез заниматься макрофотографией, либо пока не решите заняться изучением окружающей жизни. Учиться никогда не поздно. Только давайте не будем заниматься самообманом. Это глупо и бессмысленно. 99% фотографий в жанре макро, которые присылают авторы в фотоагентства с целью их дальнейшей продажи, в лучшем случае банальны, а в основной массе просто ужасны.
С некомпетентностью и халтурой в фотографии нет смысла бороться, но информировать о ее наличии совсем не вредно.
За последние 200 лет об окружающем нас мире написано столько, что при желании можно стать неплохим специалистом в любом вопросе. Было бы желание.
Фотография — это отнюдь не эмоция из разряда: «о!», «во как!» или «эвона какая!». В идеале фотография — это сложное и неоднозначное впечатление или переживание, нашедшее свое воплощение в картинке. Но, чтобы не быть банальным, оно должно основываться на знаниях, вкусе и опыте.
Сюжеты
Фотографировать можно где угодно и что угодно. В макрофотографии нигде и никогда нет дефицита сюжетов. Даже в камере предварительного заключения масса интереснейших тем: неровности стен, складывающиеся в таинственные символы и знаки, мелкие элементы присутствия предыдущих сидельцев, движение солнечного луча, танец пылинок, усталость крепления нар и многое другое.
Мир удивительно многообразен, на первый взгляд творческие возможности безграничны. Но это только на первый взгляд.
Фотография – своего рода поэзия. Всякий может рифмовать слова, но не у всех получается писать хорошие стихи. Создание одной фотографии, как создание хокку. Создание серии фотографий, как написание поэмы. Помимо знания жанра и методологии нужно иметь, что сказать. Либо о том, о чем еще никто не говорил, либо о известном, но лучше и по другому.
Когда ученик Басе сложил стихотворение:
«Оторви пару крыльев
У стрекозы —
И получится стручок перца!
Басё отверг его, сказав, что это не хайку, потому что ты убил стрекозу, а хайку — это жизнь. Хайку получится, если ты скажешь:
Прибавь пару крыльев
К стручку перца,
И получится стрекоза»
(Бреславец Т. И. Поэзия Мацдо Басё. М., 1981. С.57)
Максимально интересных результатов можно достичь только посредством концентрации. Многообразие окружающего мира распыляет внимание и делает ваше визуальное восприятие поверхностным. Приходится ограничивать себя либо темой, либо местом.
«Насколько важно место само по себе? «Место — всего лишь место», — скажешь ты. «А вот и нет», — возражу я. Ты либо соответствуешь месту, либо нет. Если да, то оно проникает в твое сердце, в твою плоть, пронизывает тебя до мозга костей, ты знаешь его, не задумываясь об этом, и оно хранит в себе знание о тебе. Вам уютно вместе. Вы партнеры…»
Глен Кук «Теневая линия»
Мне нравится фотографировать в одних и тех же местах многие годы подряд. Видеть, как растут деревья, как на месте лужайки образуется маленькое болотце, узнавать в лицо живущих поблизости лосей и знать, где и когда зацветают симпатичные мне растения. В известных и понятных местах нет проблемы с сюжетами, список того, что хочется или нужно снимать, многократно превышает физические возможности фотографа. Нужно лишь решить, над чем в имеющихся сезонных или погодных условиях рациональнее работать.
Сюжеты выбираются исходя из личных предпочтений или творческих планов. Но они обязательно должны быть интересны. Можно перечислить несколько не устаревающих тем, на которых можно так или иначе специализироваться.
Совершенство и целесообразность
Как можно дать определение красоты? Только через понятие целесообразности. Почему красивы цветок, бабочка, швейная игла, кристалл, или даже червяк? Они гармоничны, в них есть законченность. Ничего нельзя ни убавить, ни прибавить, не нарушив их гармонию и высшее предназначение. Но даже у максимально совершенного объекта есть разные ракурсы и миллион меняющихся под воздействием света обликов, которые интересно фотографировать. При этом можно использовать самые разные технологии вплоть до рентгенографии (Judith K McMillan). Приходит на ум аналогия с бесконечным числом имен Бога. Можно произнести или написать все, а можно искать одно, но истинное.
Неоднозначность
Любой объект можно снять так, что многие зрители будут видеть не только сам объект, но и что-то иное, иногда совершенно неожиданное. Главное, чтобы такие фотографии не смотрелись банально или вульгарно, как, к примеру, нежно любимые начинающими фотографами фаллические сюжеты с сучками; веточки, напоминающие зверушек и т.п. Лучшим вариантом являются ассоциации с чем-то неоднозначным и трудно формулируемым.
Явления
Рождение, спаривание, увядание, смерть, полет, кормление, ухаживание, падение капли, пламя, рост дендритов и множество других сюжетов могут быть очень интересны для изучения и работы. Явления снимать сложно, часто это требует подготовительных работ и хорошего знания темы.
Взаимодействие объекта и стихии
Посмотрите ставший уже хрестоматийным фильм «Макрокосмос». Целый блок этого фильма посвящен поведению насекомых под дождем. Чем не тема для фотографа?
Противоположности, контрастности
Почему обнаженные девушки достаточно выигрышно смотрятся на фоне старых стен, в интерьере заброшенных помещений? Если для вас это очевидно, то я не понимаю, в силу каких причин вы снимаете цветок на фоне других цветов или зеленого кузнечика на фоне зеленой травы? Это какая-то форма творческого мазохизма?
Объект в контексте естественного ландшафта
Картинки, демонстрирующие зрителю объект в контексте вмещающего ландшафта, максимально правдивы и информативны. Они позволяют глубже понять сущность объекта и его «место» в окружающем мире. Делать такие снимки сложнее, чем кажется на первый взгляд. Из-за малой глубины резкости иногда приходится пользоваться объективами 20-50 мм с одним удлинительным кольцом.
Декоративность
Всем кто занимается коммерческой фотографией хорошо известно, что данное направление имеет свои требования и законы, без понимания которых на финансовый успех надеяться бессмысленно. Требования эти практически не формулируются словами, но легко понимаемы после изучения западных каталогов такого рода продукции.
Перечисленные ниже сюжетные направления могут быть как отдельными темами работы фотографа, так и элементами фотографических серий. Скажем, если бы мне потребовалось снять фотоисторию про мухомор, какие сюжеты можно бы было использовать?
1. Рождение.
2. Совершенный гриб, как венец творения.
3. Мухомор, как герой сказок и легенд. Антропоморфный экземпляр, нечто похожее на маленького лесного человечка.
И т.п.
Лаконизм
«Дерево справа отвлекает от петли.»
(из ленты комментариев конкурса Nonstop Photos).
Вы наверняка замечали, что людей, которые много говорят, практически никто не слушает. Если вы многословно и косноязычно что-то объясняете или описываете, это означает только то, что вам нечего сказать.
Очень многие фотоизображения «держатся» исключительно на лаконизме. На отточенности линий и форм без отвлекающих деталей. Они похожи на крик ночной птицы, до и после которого лишь тишина.
Композиция
Чувство композиции, как и музыкальный слух, у многих людей отсутствует, а у счастливых обладателей не развито, поскольку развивать такие вещи нужно в детстве, когда мозг легко обучается. Наша школьная программа этого не включает, родители про композицию не думают, а ребенку она не интересна. Вот и получается, что пора выбирать место на кладбище, а приспичило осваивать композиционные построения, чувство перспективы, визуальный ритм и прочую чепуху.
Посоветовать тут можно только одно. Купите книжку Лапина «Фотография как» и внимательно прочтите ее хотя бы три раза. Она вас ничему не научит, но поможет понять, как работают некоторые «штуки». А если повезет, то запустит поросший мхом и лишайником механизм восприятия гармонии и композиции.
Не чувствуя композицию, правильно построить кадр невозможно. Слишком уж много вариантов неправильного построения. Вероятность угадать правильное исчезающее мала.
Чувствуя композицию, мы вообще перестаем о ней думать и выстраиваем правильный кадр интуитивно.
Цвет или чб
Так уж сложилось, что предметом коллекционирования является в основном черно-белая фотография (монохромная пленка, темная комната, баритовая бумага), а для редакционного использования более востребованной оказывается цветная. Так что, если вы понимаете, для чего фотографируете, то данный вопрос отпадает сам собой. А если не понимаете, то можно снимать на то, что больше нравится.
Ограничусь лишь одним замечанием. Одновременно на цвет и ч.б. подавляющее большинство фотографов (и я в том числе) хорошо снимать не могут. Поскольку сюжеты для цветного воспроизведения и сюжеты для монохромного воспроизведения очень разные, а человеческий мозг не совершенен. Требуется достаточно длительное время на переключение, если он вообще умеет это делать.
Фон
Посмотрите на свои макрофотографии. Фон занимает площадь от 20 до 80% кадра. Им нужно заниматься столь же усердно и внимательно, как и главным объектом. Иначе фотографии не получится.
Под словом «заниматься» я подразумеваю следующее:
— контролировать bokeh (степень и особенности размытия)
— регулировать его яркость
— изменять форму и размер значимых фрагментов
и т.п.
Поиск объектов
Большинство фотолюбителей, увлеченных макрофотографией, снимают беспозвоночных или растения. Эти темы бесконечны и удивительно многообразны, на Земле 70 миллионов видов насекомых и более 300 тысяч видов растений, у каждого из них уникальный внешний вид и множество интереснейших жизненных проявлений. К сожалению, в основном фотографируют только самые банальные, многократно сфотографированные объекты. Причем делают это плохо.
Не следует разбрасываться и снимать все подряд и, тем более, кое-как. Чтобы достичь хоть сколько-нибудь значимых результатов, нужно специализироваться на определенных направлениях. Для начала это может быть какая-то группа объектов, например дневные бабочки, дендриты или грибы. Освоив методологию и технические особенности съемки этой группы, можно усложнить задачу и попробовать снять фотоисторию (естественная кристаллизация воды, жизненный цикл водяного скорпиона, капля и гравитация и т.д., тем неисчислимое количество). Постепенно появятся опыт и знания, позволяющие реализовать любые задачи и легко находить интересные вам объекты и темы.
Теме поиска объектов для макрофотографии можно посвятить отдельную статью, но поскольку такой возможности нет, я ограничусь списком литературы, без изучения которой серьезная работа с беспозвоночными и растениями затруднительна.
- Зоологические экскурсии. Б. Е. Райков, М. Н. Римский-Корсаков, М.: Топикал, 1994
- Руководство по энтомологической практике. Под ред. В.П. Тыщенко
- Мариковский П.И. В мире насекомых с фотоаппаратом. Алма-Ата: Кайнар, 1983
- Мариковский П.И. Насекомые вокруг нас, Алма-Ата:Кайнар, 1986
- Серебровский А.С. Биологические прогулки. М.: Наука, 1973
- Фабр Жан Анри. Жизнь насекомых. Рассказы энтомолога. Сокращенный перевод с франц. М., 1963
- Фабр Жан Анри. Инстинкт и нравы насекомых / Под ред. И.Шевырева. М.: «Терра», 1993
- Шовен Р. Жизнь и нравы насекомых. Пер. с франц. М.: ЭКСМО 2003
- Шовен Р. Мир насекомых. Пер. с франц. М.: Мир, 1970
Различные определители:
- Collins Field Guide . Mushrooms & Toadestools of Britain & Europe (рисунки и краткие описания 1750 видов грибов).
- Field Guide to Butterflies & Moths of Britain & Europe (700 иллюстраций 468 видов бабочек)
- Photographic Field Guide/ Wild Flowers of Britain & Europe. Bob Press and Bob Gibbons.
- Маевский П.Ф. Флора средней полосы Европейской части СССР. Л. “Колос”, 1964
- Иллюстрированный определитель растений Ср. России. Губанов И.А., М.:КМК, 2002
Хорошая подборка ссылок на Интернет-проекты, посвященные тем или иным группам живых организмов расположена по адресу http://tinea.narod.ru/links/index.html
Подписывайтесь на наш канал в Telegram: https://t.me/garden_modern
Привлечение объектов
Привлекать можно только некоторых беспозвоночных и слизевиков, с растениями и прочими объектами ничего не выходит.
Гнилые фрукты привлекают многие виды двукрылых, перепончатокрылых и чешуекрылых. Ночные и дневные виды бабочек хорошо летят к намазанным забродившим вином цветам.
На этом основан самый эффективный способ фотосъемки бражников. С вечера готовится съемочная площадка: устанавливается красивый цветок, напротив него вывешивается нарисованный фон или организуется естественный. На штативах расставляются вспышки и камера. Если вы используете цифровой фотоаппарат, можно поместить на точку предполагаемого зависания бражника небольшой предмет и сделать тестовые снимки, на основании которых корректируется свет и особенности фона. Нужно помнить, что при фотографировании бражников в полете, при зависании насекомого у цветка у вас есть возможность сделать только один кадр, т.к. после срабатывания вспышек зверушка в ужасе падает в траву и, выбравшись из нее, в панике улетает.
Полный список методов привлечения насекомых со ссылками на литературу и пояснительными рисунками можно изучить на странице: http://www.zin.ru/Animalia/Coleoptera/rus/tsurik4.htm.
Работа с готовым фотоизображением
«Никакого фотошопа», — гордо заявляют некоторые ленивые или неспособные к работе с изображениями фотолюбители. Не редкость и выставочные проекты, целиком напечатанные с пленки в минилабе. Иногда это оправдано, так как выставленные картинки не способна улучшить никакая обработка. Но в целом — однозначная глупость.
Над фотографией работают во время съемки, при подготовке к печати и продолжают работать, занимаясь ее выставочным оформлением. Все это применяется с целью повысить качество снимка, его эмоциональное воздействие на зрителя.
Фотографировать учатся всю жизнь, обрабатывать снимки — на один-два дня меньше.
Adobe Photoshop — та же самая фотолаборатория, только нет необходимости тратить многие дни на эксперименты под увеличителем. Вот минимальный набор действий, нужных для придания снимку законченности: кадрирование, баланс белого, тональность, насыщенность цветов, акценты (приглушить ненужные детали и подчеркнуть главные) и резкость. При этом речь идет не об искажении действительности и обмане зрителя, а о создании фотографии. Документализм востребован только в судмедэкспертизе, прикладной научной фотографии и событийном репортаже, да и там не помешает умение работать с контрастом и тональностью.
Заключение
Если вы хотите потратить какую-то сумму денег на фотооборудование, подумайте, а так ли оно вам нужно? В большинстве случаев дорогое фотооборудование не улучшает качества ваших фотографий. Продвигаемая производителями фототехники философия о том, что улучшение оборудования — это путь вперед, не более чем маркетинговый ход. 99,9 % картинок никогда не будут напечатаны на бумаге. Их удел — миг просмотра на смартфоне потребителя. Так что все рассуждения о техническом качестве, резкости и разрешающей способности объективов и мегапикселях фотокамер в современном мире не значимы.
2005 г. © Дмитрий Константинов
Отредактировано в 2024 г