Древние сакральные смыслы образа хвойного дерева (ель, сосна) в тверской традиционной культуре
Столько забытых истин сокрыто в древних символах. Они могут быть оживлены опять, если мы будем изучать их самоотверженно. Н. К. Рерих
Фольклорно-этнографические материалы по тверской традиционной обрядности содержат довольно богатые, но рассеянные и не упорядоченные сведения, связанные с насыщенностью обрядовых текстов растительной символикой и, в частности, с широким распространением в них дендросимволов, то есть мифологизированных образов деревьев, которые имеют конкретное проявленное или скрытое мифоритуальное значение и выполняют ту или иную обрядовую функцию. В статье впервые на основе систематизированной фольклорно-этнографической информации дано последовательное описание образа елового (соснового) дерева как богатого мифоритуального символа, сохранившего отголоски архаичных мировоззренческих смыслов в тверской обрядовой, мифопоэтической и декоративно-прикладной традиции.
Отечественная фольклористика долгое время не располагала свидетельствами о мифоритуальной значимости образа хвойного дерева в русской традиционной народной культуре. Еще в 1963 году видный и авторитетный ученый В. Я. Пропп в ходе анализа фольклорно-этнографических материалов, связанных с культом растительности, пришел к выводу о том, что ель и сосна должны быть названы в числе растений, не характерных для русского фольклора: «Темная, буроватая ель и сосна в русском фольклоре не пользуются особым почетом, может быть, и потому, что огромные пространства наших степей и лесостепей их не знают. Любимое дерево русских песен и русских обрядов — березка» [9, 67].
Усилиями фольклористов и этнографов современный банк фольклорно-этнографических данных пополнился и продолжает пополняться богатыми материалами, свидетельствующими об архаичных ритуально-магических (заклинательных) и пророческих функциях хвойного дерева в различных звеньях русских и в том числе тверских традиционных календарно-аграрных и семейно-бытовых обрядовых практик.
В тверской народной культуре таким хвойным деревом является преимущественно елка. В архаичных орнаментах традиционных полотенец, подзоров, прялок, как правило, изображается еловое дерево. Что касается вербальных текстов, особенно ритуально-обрядовых жанров, то в них наряду с елью полноправно фигурирует и сосна. А часто названия этих деревьев употребляются как синонимы. В качестве примеров можно привести следующие тверские свадебные тексты:
«И уж ты, елочка, сосеночка,
У тебя многа ль отростачик?
Тольки нету одной маковки» [20, 169].
«Уж ты, ель моя елочка,
Ель кудрявая, сосеночка.
Как насели сучки-веточки,
Только нету одной маковки» [20, 170].
«Уж ты, ель, моя ель, сосна кудрявая,
Что кудрявая, моложавая,
Насели у тебя сучки-отросточки,
Одной нету маковки, золотой верхушечки»
[20, 171].
Другим примером взаимопроникающей синонимии ели и сосны в обрядовой практике является приведенная в «Словаре русских народных говоров» информация о том, что в свадебном обряде, который назывался «сосну наряжать», «невесту сажали возле наряженной елки, пели ей песни, а дружка или жених платили выкуп «за елку»» [16,52]. То есть в действительности для исполнения обряда наряжают елочку, в ходе обряда выкуп за деревце так и зовется — «за елку», а называется все действо «наряжать сосну». В данном случае пока остается загадкой, это действительно та самая взаимозаменяемость ели и сосны, или здесь кроются отголоски каких-то забытых обстоятельств?
Иногда на символическом языке в рамках традиционных обрядовых событий слова «ель» и «сосна» приобретают значение антонимов. В частности, в русских северных диалектах, в том числе и в тверском, «сосна» — это «ответ девушки, которую сватают, означающий несогласие на брак. Возвратившуюся со сватанья сваху спрашивают: «Ель или сосна?». Ель — значит «согласна», сосна – дело расстроилось. Приходит дочь из бани, отец спрашивает: «Ну, что, дочь, сосна или ель? — Сосна, батюшко» [там же]. Те же сведения приводит и В. И. Даль: «Ель аль сосна? Вопрос: да или нет, согласие или отказ?» [3, 519]. Об имеющем место противопоставлении ели и сосны говорит и народная пословица «Ель не сосна: шумит неспроста».
Уплотняя положительную, утвердительную смысловую грань слова «ель», «Словарь говоров» сообщает со ссылкой на В. И. Даля о тверской традиции употреблять это слово в значении «есть», «имеется»: «А что, хозяин, сено-то есть? — Ель, батюшка (Твер.). «Говорят и “ель” вместо “есть, согласен, да”» [15, 352].
Богатство растительной символики, которая пронизывает весь годовой круг традиционных ритуалов, представляется логичным и естественным, поскольку календарно-аграрная обрядность связана с земледельческими усилиями, в которых идеи взрастания и обильного плодородия являются определяющими. Каждый сезон календарного года (зима, весна, лето, осень) со своими праздниками и обряда ми имеет в своем ритуальном арсенале набор растений, священно-магическая роль которых связана с идеей мощной жизненной силы.
Почетное сакральное место в тверском этнодендрарии яблони, груши, вишни, с точки зрения их участия в пророческих и магически-заклинательных обрядах Зимних святок, обусловлено их способностью к обильному плодоношению. Растительным ритуальным символом ранневесеннего календарного периода справедливо считается верба (ива), которая первой среди деревьев оживает после зимних морозов, очень быстро растет, обладает невероятной живучестью и мгновенно укореняется (по народной поговорке: «Приживчивое дерево ива: из тычка растет»).
Священна отмеченная практически во всех календарных обрядах береза, в которой по русской народной загадке есть четыре угодья: первое – больным на здоровье, другое — людям некопаный колодец, третье — от темной ночи свет, четвертое — дряхлым пеленанье [6, 162–163].
Целый ряд растений (можжевельник, крапива, чертополох и др.) включены в календарную обрядовую практику как растения апотропеи, то есть защитники от болезней, от мора, от сглаза и т. п. Насыщенная ритуально-магическая роль и широкая включенность хвойного дерева (ели, сосны) в аграрный календарь Русского Севера и, в частности, в тверскую обрядность, в этом отношении вызывает особый исследовательский интерес.
О мифоритуальной нагрузке елового дерева в масленичной обрядности на тверской земле этнографам было известно уже в XIX веке. Свидетельство — правда, единичное — привел в 1895 году известный этнограф А. С. Фаминцын [19, 149].
Обрядовый эпизод шествия с еловыми ветками является содержанием целого ряда тверских традиционных полотенец. Этот сюжет с участием елки в обряде воплощен в образцах полотняного фольклора в нескольких вариантах. В каждом из них изображены антропоморфные (скорее всего, женские) фигуры с поднятыми вверх еловыми ветками.
Например, полотенце из деревни Игнатьево Торжокского района выполнено как точная иллюстрация обряда в описании А. С. Фаминцына: женщины с маленькими елочками идут чередой вдоль украшенных елками домов. Расположение «окликальщиц» в верхнем ярусе композиции вышивки, над домами селения, свидетельствует о священности исполняемого ими действа.
В тверском масленичном тексте есть еще несколько важных обрядовых и полотняных эпизодов, которые, судя по всему, проясняют образ главного божества. Атрибутика ритуального чествования насыщена хвойными ветвями и деревьями.
В тверской традиционной культуре сохранились древние и редкие варианты обрядов, исполняющихся вокруг дерева, в частности вокруг сосны и ели. К одному из них относится уникальная масленичная обрядовая практика, выявленная в этнографических архивах и зафиксированная нами в экспедициях по Бежецкому, Торжокскому, Вышневолоцкому, Осташковскому районам Тверской области. Она связана со сжиганием дегтярной бочки или колеса (от телеги или, в более поздней традиции, «баллона», то есть резиновой покрышки) на живых деревьях (среди которых фигурируют ель и сосна).
Подписывайтесь на наш канал в Telegram: https://t.me/garden_modern
«В прощальное воскресенье ребята собирают по деревне дрова, солому, сено, складывают все это на сани и везут на себе за деревню к тому месту, где будут жечь масленицу. Выбирают старую высокую елку, под ней раскладывается костер… Все присутствующие приговаривают: “Сгорели наши блинки, оладьи”» [7, 62].
«За деревней жгли баллоны. По 4–5 баллонов вешали на сосну. И так баллонов уложат кучу — горит. …Сосна не сгорит» (Записано от Красильниковой Людмилы Степановны, 1944 года рожд., деревня Пашино, Вышневолоцкий район. Соб. С. А. Ситникова, 2010 год) [Фольклорный архив Государственной академии славянской культуры (далее – ФА ГАСК). № 12].
«Ребята забирались на елки, колеса зажигали. Резиновый баллон (шину) затащут на елку в лесу за деревней, на елке подожгут — очень долго горит. Крик, шум!» (Записано от Галины Михайловны Константиновой, 1925 года рожд., деревня Облино, Вышневолоцкий район, 2010 год) [ФА ГАСК № 12].
Масленичное действо именно в варианте с живым деревом является редко встречающимся и очень архаичным обрядовым выражением древнейшего индоевропейского мифа о мировом дереве с солнцем на ветвях. Возжигание колеса или факелов на длинных шестах является гораздо более отдаленным и разрушенным отголоском ритуального выражения этого мифа. Участие в ритуале живого, растущего дерева (в данном случае хвойного) в качестве центра ритуала как мифологического «центра космотворения» свидетельствует о существовании в тверской обрядовой практике реликтов древнейшей мифопоэтической традиции обожествления ели и сосны.
В наши дни в тверских селениях нами зафиксирована былая обрядовая практика изготовления чучела масленицы из соломы и еловых ветвей: «Жгли чучело с соломы и с чащи (еловые лапы), 2–3 колышка оплетают, старались сжигать на горках; когда горело, пели: “Масленица, мы тебя провели”». (Записано от Антонова Василия Ивановича, 1917 года рожд., Торопецкий район, (урож. деревня Борок) поселение Плоскошь, Торопецкий район. 2005 год) [ФА ГАСК № 6].
Очень похоже на то, что обрядовая кукла Масленицы из «еловой чащи» является реликтом того обрядового персонажа, в честь которого исполнялся масленичный обряд. Моления изображены на традиционных полотенцах, с изображением священного хвойного дерева.
«Масленица-матка» — буквально такое обращение зафиксировано в одной из тверских масленичных песен:
«И ох ты, Масленица, ты матка,
И ох матка, лели, и ох матка!
Она скорешенько нас обманила,…
На большой пост посадила» [18, 17].
Номинация Масленицы матка, матушка актуализирует ключевую в масленичной обрядности мифологему творения в образе божественного предка, Великой Матери, к которой восходит и культ Земли (священный в традиционной культуре земледельцев образ «мать-сыра земля» в изобразительном фольклоре воплощен в знаке «ромб», который может быть с отростками или крючками, с крестом внутри, с точками — в зависимости от доносимого смысла). Чучело Масленицы, обрядовые манипуляции с ним: изготовление, «встреча», «чествование», и, наконец, ритуальное умерщвление — представляют собой один из вариантов воплощения божества и этапы его сакрального пути.
Важной для понимания сакральной значимости центрального масленичного персонажа является информация о том, что во время катания в конских упряжках и обрядового исполнения ремесленных действий во время катания (тканье на кроснах, изготовление блинов, толчение в ступе) в качестве исполнительниц были не только ряженые женщины. Встречаются сообщения о том, что на их место усаживали чучело Масленицы, изображая, что эти действия выполняет она [11, 51–80].
Если вспомнить о том, что выполнение определенных ремесленных действий в ходе обряда является ритуальным воспроизведением мифологической идеи творения мироздания божеством в начальные времена, то становится понятным, что и живые женщины-ряженые, и чучело Масленицы в данном случае исполняли функции творящего, созидающего, дающего жизнь всему сущему божества.
При этом следует заметить, что чаще всего чучело масленицы делали из соломы злаковых как признак покровительства женского божества земледелию. Свидетельства об изготовлении чучела из еловых веток является древнейшим отголоском доземледельческих представлений о Великой богине, связанных с культом дерева.
Известный английский религиовед и этнолог Дж. Фрезер, комментируя традиции культа дерева в Европе, затронул вопрос об антропоморфном образе духа дерева, бытующем в представлениях и в народных обычаях европейских крестьян: «В некоторых <…> случаях дух дерева выступает одновременно в растительной и человеческой форме, обе формы соседствуют, как бы с целью объяснить друг друга. Человеческая ипостась духа дерева представлена в таких случаях то куклой, то живым человеком; но в обоих случаях их ставят рядом с деревом или кустом, так что они составляют с ними нечто вроде надписи на двух языках, одна часто является, так сказать, переводом другой. Поэтому не подлежит сомнению, что дух дерева действительно выступает в человеческой форме» [21, 147].
Иллюстрацией к этим выводам могут послужить примеры тверских образцов традиционного декоративно-прикладного творчества, а также эпизоды из тверской ритуальной практики. В образцах прикладного изобрази тельного творчества центральная сакральная фигура изображается либо в образе женщины, либо в образе дерева, а чаще — в виде фантастического существа с женской фигурой, проросшей еловыми ветвями.
В частности, в Торжокском районе Тверской области нами зафиксирована информация о том, что для завершения масленичного обряда антропоморфное чучело устанавливается на дереве: «Ребята влезут, которые постарше, на дерево, зажгем. На дереве зажгут вот это самое чучело, и горит оно…». (Записано от Ивановой Валентины Александровны, 1942 г. рожд., Торжокский район, деревня Сосновка. 2006 год) [ФА ГАСК №7].
Кроме того, в одном из тверских сел нам посчастливилось зафиксировать действия участника обрядового представления, изображающего божественную провозвестницу, пришельца-предка, во внешнем облике которого подчеркнуты признаки женщины с еловыми ветвями-руками (см. об этом под робнее [13, 68–70]. Ряженая женщина, исполняющая в обряде роль «знающего» предка, священного провозвестника, наделена четырьмя руками (для этого впечатления используется палка, пропущенная по спине в рукава пиджака). В ходе своего пророчества «провозвестница» оперирует двумя еловыми ветвями в руках, что является поразительно точной иллюстрацией главного персонажа некоторых тверских полотенец. На них центральная фигура наделена как бы четырьмя руками, две из которых либо держат еловые ветви или маленькие елочки, либо просто являются еловыми ветвями.
На полотенце из деревни Прутенка Торжокского района маленькие женские фигурки в молитвенной позе с воздетыми вверх руками с елочками исполняют обряд на конях, хвосты которых украшены елками. Кони с наездницами обращены к стоящей в центре фигуре. Сама она стоит на горе, как и следует божеству в священном ритуале. В ней — намек на антропоморфное обличье, при этом она обладает явными признаками дерева (еловые ветви-руки и вершина, а на стволе изображен ромб — знак женского рождающего божества). У центральной фигуры внушительные размеры по сравнению с женскими фигурами на конях. Все сказанное вкупе с центральным положением в композиции позволяет предположить ее божественный статус.
Идея сюжета этого полотенца, очевидно, связана с обрядовым эпизодом моления людей женскому божеству, одной из ипостасей которого является священное еловое дерево. В других полотняных вариантах сюжет с еловым деревом дается как бы в укрупненном приближении: на концах полотенца представлен только один образ из всего об рядового действа, а именно – образ женского божества с еловыми ветвями или его идола.
В архаичных вышивках с данным сюжетом есть варианты, в которых образ женского божества представлен впечатляюще мощным еловым деревом. Ель исполнена в полный рост, представлена одним деревом и занимает ту центральную часть вышитой композиции, где обычно помещен женский священный персонаж. Подтверждением женского статуса центральной фигуры является знак засеянного поля (ромб с точками) на стволе елки, с которым в традиционной культуре связано женское божество Мать-сыра земля (более поздняя идея, дополняющая образ священного дерева), а божественный, небесный характер ели передается окружающими ее звездами. Образ священной ели запечатлен и на лопасти тверской прялки (рис. 2).
В тверской полотняной традиции распространено изображение женского божества с прорастающими из его головы, рук или туловища еловыми ветвями или елового дерева с выросшей из него женской фигурой, к которой обращены моления и от которого ожидают.
Рассмотренные выше обрядовый (масленичный) и изобразительный персонажи тверской традиции явно перекликаются друг с другом, обнаруживая в своих характеристиках переплетение мировоззренческих идей: культ Матери-прародительницы и культ священного Дерева. Своеобразная иконография божества, в котором часто совмещены женские черты и черты елового дерева, является результатом этого переплетения.
Период Зимних святок на Тверской земле, пожалуй, богаче других календарных сезонов отмечен обильной и разнообразной представленностью хвойного дерева в качестве ритуально значимого элемента магически-заклинательных и пророческих (гадательных) обрядовых действ.
При систематизации сведений о ритуальной нагрузке ели следует учесть заимствованную и привнесенную в Россию Петром Первым традицию украшения домов, дворов и площадей елкой или другими хвойными деревьями в рождественские и новогодние дни. Современные исследователи справедливо замечают, что новогодняя елка является «вопреки часто высказываемому мнению, не нововведением, а просто поздней заменой очень древнего обычая» [17, 284–285].
Действительно, этнокультурной истории хорошо известен факт архаичной ритуальной практики, во-первых, проведения кульминационных эпизодов обряда вокруг дерева (или его символа), которое маркирует сакральный центр происходящего священного действа. Во-вторых, помещения небольших почитаемых деревьев в красном углу, их ветвей на стены (снаружи и внутри), на окна и двери жилища, хлева, дворовых построек, на могилы своих близких, на свои пашни и огороды.
В Весьегонском районе Тверской области зафиксирована святочная традиция внесения ветвей елового дерева в дом и установка еловой ветви в красном углу: «В Рождественский сочельник говели и работали до звезды. Утром ходили в церковь, потом топили бани, мыли полы, ходили за лапьем (еловые ветки) в лес — дедушка приносил полный гужник. В старину в наших деревнях елку не наряжали, а кидали еловые лáпинки на пол в доме, в сенях, на крыльце, у крыльца… Веточку втыкали в посвятой угол, где иконы. Так делали два раза в году: в Рождество и на Пасху» [10, 26].
Нельзя не заметить, что описанные манипуляции с еловыми ветками схожи с троицко-купальской практикой украшения дома и дворовых построек березовыми ветками или небольшими деревцами. Помещение же ветки в «посвятом» углу отсылает к традиции установления дерева (масленичного, майского, купальского) в центре сакрального локуса, то есть в центре общественного священнодейства — в роще, на горе, в селении (на главном общественном месте) или позднее — в дворовых постройках (хлев, дом, красный угол).
Важной составляющей обрядового комплекса Зимних святок являются святочные ряжения и бесчинства молодежи. На тверской земле в этих ритуальных общераспространенных действах елка была одним из заметных обрядовых атрибутов. Память об этом до сих пор хранят старожилы тверских селений.
«От Рождества до Крещения в с. Константиново носились ряженые по деревне, постучат, откроешь — наряженные стоят мужчины в женщин — в платьях, юбках, накрашенные. Попляшут и уходят. Раскидают дрова, двери подопрут — не выйти… Большими еловыми ветками подпирали двери. Одна партия придет, закроет, другая придет, откроет, и так всю ночь под старый Новый год. Утром звонишь соседям — откройте, мне не выйти». (Записано от Марковой Ольги Анатольевны, 1970 года рожд., Бежецкий район, деревня Дуброво. 2019 год) [ФА ГАСК №20].
Реликтом архаичной практики установления хвойного дерева в центре ритуальных событий является сохранившаяся до наших дней в тверской обрядности традиция святочных бесчинств, во время которых ряженые вставляли елку в печную трубу на крыше дома своим односельчанам. Эта информация обильно фиксируется в нескольких районах Тверской области (Бежецкий, Осташковский районы и др.).
Рассказы наших современников о помещении елки в трубу на крыше дома во время святочных бесчинств свидетельствуют об утрате в памяти информантов первоначального смысла святочных действий с елкой, поскольку сегодня эти действия расцениваются как ничего не значащие молодежные проказы.
Однако до сегодняшнего дня дожили и проявляются в большей или меньшей со хранности драгоценные отголоски тех значений, которыми некогда был насыщен ритуальный образ елового дерева, водружаемого на крышу дома в печную трубу.
«Маня Исаева долго замуж не выходила, так ей в старый Новый год прибили на угол дома елку». (Записано от Макарова Александра Петровича, 1948 года рожд., Бежецкий район, деревня Климотино. 2019 год) [ФАГАСК № 20].
«Делали страшные маски из картона — зубы, глаза, во внутрь — фонарики, парни елку ставили в трубу девчонкам» (Запись от Буровой Риммы Павловны, 1938 года рожд., Бежецкий район, деревня Куликино. 2019 год) [ФА ГАСК № 20].
В этих свидетельствах имеются только намеки на некие сигналы в отношениях между девушками и молодыми людьми, которые посылаются парнями в праздничный период зимних святок с помощью елового дерева. Но в других сообщениях установление елки в трубе дома характеризуется как откровенное признание в своих чувствах и намерениях парня к своей избраннице.
«На святки парни куралесили, ставили в трубу елку, это обязательно, как закон, и я ставил, а как же. Вот девчонка кому понравится, в тот дом и ставят» (Записано от Александра Дмитриевича Никитина, 1946 года рожд., Осташковский район, село Себрово. 2011 год) [ФА ГАСК №12].
Водружение елового дерева на крышу дома в печную трубу именно в святочный период некогда заключало в себе неразрывно связанные между собой архаичные мифоритуальные идеи. С помощью елового дерева осуществлялось обозначение центра и святочного обрядового действа, и соответствующего свадебного обряда (установление елочки на свадебном столе). При этом, будучи в целом символом брака, елочка (сосна) является символом девичьей «красы» или самой девушки.
Вероятно, не случайно в Зимние святки на тверской земле елка была востребована в девичьих гаданиях. «Гадали на девятую веху по елочкам: до девятой вехи добегут, сломят веточку, иголочек возьмут в руку и возвращаются. И вот эти иголочки положишь под подушку, и что тебе поснится. Ложатся спать и загадывают: “Девятая веха, покажи мне жениха”. Чтобы приснился жених» (Записано от Татьяны Ивановны Котовой, 1940 года рожд., (урож. деревня Подложье) деревня Покровское, Осташковский район. 2012 год) [ФА ГАСК №13].
Выполнение елью (сосной) роли символа девушки-невесты, а также прорицательной роли в гаданиях свидетельствует не только о божественном статусе хвойного дерева, но и о его сакральной покровительственной функции в отношении девушек и женщин.
Обращает на себя внимание своей противоречивостью зафиксированное нами сообщение о том, что елку в трубу ставят парни своим избранницам, а также старухам: «На Зимние святки елку в трубу ставили старухам и девкам, которые нравились» (Записано от Еличевой Екатерины Дмитриевны, 1932 года рожд., Бежецкий район, деревня Морозово. 2019 год) [ФА ГАСК № 20].
Рядоположенность персон, стоящих на разных возрастных полюсах, которым было предназначено святочное хвойное деревце, действительно выглядит загадочным. Однако возможно, на эту синонимию прольет свет выражение «пойти или прогуляться по елочкам», бытующее в диалектах Русского Севера (Новгородская, Тверская области). По данным «Словаря русских народных говоров», выражение «пойти или прогуляться по еловой дорожке» [15, 345] или «пойти или прогуляться по елочкам» у северных соседей тверичан, новгородцев [15, 347], зафиксировано в значении умереть. В качестве краткого пояснения в Словаре сказано: «Еловые ветви рассыпают при погребальной процессии» [там же].
В другом случае (Тверская область) фразу-вопрос: «Не прогуляться ли нам по елочкам?» — произносит парень, обращаясь к девушке при совершенно недвусмысленных обстоятельствах. Во время колядования под Рождество кто-то из группы пришедших колядовщиков забрасывает соломенную куклу в дом, где живет зазноба одного из парней (делают это быстро, чтобы домочадцы не увидели, кто бросал). При этом кто-нибудь из посетителей громогласно объявляет: «К вам придет сегодня жених, встречайте!». Через некоторое время та же группа ребят приходит в этот дом, и домочадцы, в том числе и девушка-избранница, теряются в догадках, кто же из них жених. Невéдение продолжается до тех пор, пока один из них не обратится к девушке: «Не хотите ли прогуляться по елочкам?». Именно претендент на руку и сердце девушки произносит эти слова. Парочка выходит на мороз и движется вдоль вешек из еловых деревьев, которые устанавливают
в снежные зимы, чтобы обозначить дорогу. Во время этой прогулки и происходит предварительный брачный сговор между молодыми людьми (Записано от Плиткиной Таисии Николаевны, 1931 года рожд., Бежецкий район, село Поречье. 2018 год) [ФА ГАСК № 19].
Синонимичность свадьбы и смерти, содержащаяся в толковании выражения «пойти или прогуляться по елочкам», не является исключением в традиционной культуре. До статочно вспомнить группу зимних святочных подблюдных гаданий-загадок, в которых отгадки имеют двойные толкования и расположены в строгом сопоставлении: Свадьба — Смерть: «К замужеству либо к смерти».
Исследования показали, что такие обрядовые песни-загадки имеют широкое распространение. И причина двоякости толкования не в разнобое сведений или неточности их, а в том, кому поется песня. В некоторых вариантах подблюдных песен эта двойственность разъясняется: «Пожилым — к смерти, а незамужним — к браку»; или иногда: «Молодым — к богатству, а старым — к смерти»; «Молодому — к венцу, а старому — к концу»; «Девке достанется — выйдет замуж, старому — к смерти». Такая рядоположенность двух толкований одного мотива не случайна. Брак и смерть в представлении наших предков — явления эквивалентные, равнозначные. И брак, и смерть означают переход человека из одного состояния в другое: умирание в одном статусе (девушки, парня) и по явление в другом (мужчина-муж, женщина-жена); умирание на этом свете, появление на том свете [см. 12, 101–111].
В данном случае мы имеем дело с глухими отголосками обрядовой практики в ритуально значимое время календаря. В рамках традиционных святочных действ с помощью растительного символа (елового дерева) ритуально обозначался или подтверждался статус жителей социума (прежде всего — женщин, и старых, и молодых): елочка на крыше девичьего дома была сигналом призыва к браку или даже знаком того, что девушка просватана. С помощью елового дерева в рамках святочных действ также предъявлялся образ покровительствующего растительного божества.
Кроме того, ритуальная традиция водружения ритуально насыщенного хвойного дерева на вершину сакральной части жилища в отмеченное как священное календарное время, несомненно, восходит к древней обрядовой практике маркировать еловым деревом центр священного пространства, в котором происходят значимые ритуально-обрядовые события.
В настоящее время первоначальный смысл этих действий практически забыт или со хранился лишь в виде отголосков, осталось лишь доставшееся от дедов представление об их исконности, и поэтому воспринимаются они как традиционное дозволенное святочное озорство или бесчинство.
Смысл святочных бесчинств молодежи, связанных с помещением елки на крышу дома в печную трубу, может быть еще более прояснен, если вспомнить о том, что у далеких предков восточных славян в центре жилища стояло когда-то дерево, которое держало на себе всю его конструкцию. По мнению И. М. Денисовой, рудиментом этого дерева в центре жилища является печной столб, эволюционировавший из центральной опоры крыши. Вполне возможно, что реальное дерево, вокруг которого ставилось жилище, поддерживающее когда-то крышу дома, является истоком мифологических представлений о древе жизни и мировом дереве, стоящем в центре мироздания, поддерживающем небо — крышу Вселенной. В результате дерево и заменивший его печной столб образовали мифо-ритуальное семантическое единство и вошли в сложный комплекс представлений и обрядов, который регламентировал практически все стороны жизни человеческого коллектива [4, 104–106]. В собирательном образе дерева в ритуально-мифологическом смысле «реализовались представления о пространстве, времени, организации коллектива, жизни, смерти и другие, необходимые (с точки зрения этого коллектива) для адекватного восприятия окружающего мира и определения в нем своего места» [1, 36–37].
Основополагающая роль дерева в строении жилища повлекла за собой обрядовую строительную практику, при которой каждый этап возведения дома обставлялся специальными ритуальными действиями, обращенными к дереву как к сакральному персонажу. Главным атрибутом этих ритуалов выступало дерево или его ветви как земное повторение космического божественного образа. В Верхневолжье, например, в ярославско-тверском пограничье, в начале строительства дерево устанавливали в центре будущей избы. «Все время, пока собирают сруб, в середине должно стоять небольшое деревцо-березка, чаще елочка, и иконка на нем» [2, 65].
В Сабуровской волости, Бежецкого уезда Тверской губернии «когда задумают строиться, для благополучия дают какой-нибудь обет, например, поставить свечу, помолиться угоднику… На месте закладки дома, «на облажении», плотники ставят первый венец, …а посредине рябинку, каравай хлеба, соль и серебро. …Постройки рубятся из соснового или елового леса» [8, 138]. «При установлении первой балки крыши, а также при окончании строительства наверху дома втыкали сосновую ветку» [14, 136].
Иными словами, в далеком историческом прошлом угрозы внешнего мира вынуждали человека искать и создавать защищенное пространство. Долгое время обустройство такой безопасной зоны было прочно связано с деревом: укрывание под деревом, возведение спасительного сооружения вокруг ствола, расположение укрытия на стволе над землей и под сенью дерева как под крышей — все эти конструктивные приемы долгое время отражались и ритуально отмечались в обрядовом комплексе строительства крестьянского дома и были воплощены в мифопоэтическом представлении о Великом космическом божестве в образе Всемирного Древа.
По мнению А. К. Байбурина, материалы обрядов, сопровождающих строительство, позволяют восстановить мифологическую картину «интеграции космоса, соединения основных его сфер как с помощью образа “мирового дерева”, так и с помощью самого дома, выступающего тем самым в качестве эквивалента “мирового дерева”» [1, 108].
Отголоски представлений об основообразующей функции дерева в домостроительстве угадываются в некоторых дошедших до наших дней фольклорных образцах. К примеру, в русской народной загадке крыша дома изображается так: «Основа соснова, уток соломенный» [6, 40], а сам дом представляется в образе дерева: «Дуб дыроват, в дубу ядра говорят» [там же].
Архаичная память о технологических особенностях древнего зодчества и архитектонической связи избы с образом сосны слышится и в старом тверском святочном тексте, который произносят ряженые в первый вечер зимних святок. В ответ на вопрос: «Откуда пришли-приехали? Где бывали, что видáли? Скажите», ряженые отвечают: «Ехали издалека, видали диковину. На дороге большая сосна стоит. У ней иголки-те моркóвны, а сучья-те редькóвны. А под ней избушка на курьих ножках стоит, блином покрыта, калачом заперта. Из трубы дым валит, а в окошко Баба-Яга глядит» [10, 17–18].
Эта же память хранится в конструктивных особенностях некоторых тверских крестьянских домов. В одних образ елки напоминают двух- или трехступенчатые скаты крыши, расположенные друг над другом — широкие у основания и уменьшающиеся к вершине, подобно ярусам ветвей елового дерева (рис. 3).
В других домах образ ели создан не только внешней конструкцией дома, но и декором, оформляющим мезонин или фронтон крыши, где схематично, а иногда и весьма искусно изображены очертания кроны и хвои огромной вечнозеленой ели (рис. 4).
Необходимо отметить, что оформление фронтона крыши, тем более мезонина, в виде елового дерева требует большого мастерства, представляет собой дополнительную конструкцию и направлено на выполнение, прежде всего, сверхутилитарной функции, то есть не имеет практического значения в обывательском понимании. Выполнение жилища, которое по внешним очертаниям напоминает спасительное и спасающее дерево, было связано с выражением сакральных смыслов и отражало былые мифопоэтические мировоззренческие установки. В соответствии с ними ель представляет собой образ божества и порожденного им мироздания, упорядоченного трехъярусного космоса, а дом является его рукотворным эквивалентом, созданным по божественному образцу.
Поэтому священными являются и дерево, и дом, рожденный деревом (под его сенью, вокруг его ствола) и хранящий его образ. Следовательно, традиция воплощения образа ели в облике дома не просто обусловлена памятью об истории первых жилищных построек, не только является отголоском священной дани, ритуального акта признательности Дереву, которое когда-то в древние времена впервые стало основой укрытия, основополагающим звеном в жилищной конструкции человека, но представляет собой духовную, сакральную память о мифопоэтических дохристианских представлениях наших предков о Верховном божестве, о созданном им мироздании и месте человека в нем.
Сама идея построения жилища и роль дерева в его конструктивной организации оказались настолько сильными и значимыми в человеческой культуре, что представление о всеобъемлющей священной значимости дерева-опоры стало сакральной доминантой в каждом ритуале, в том числе и календарном (зимнем святочном, масленичном, майском (троицком), купальском).
Вероятно, в связи с этими воззрениями годовой календарный круг, символически изображенный через загадку, предстает великим еловым деревом в основе вселенского дома: «Лежит брус во всю Русь; в этом брусу двенадцать елок, в каждой елке четыре вершинки» [6, 230], или: «Выросло дерево от земли до неба; на этом дереве двенадцать сучков, на каждом сучке по четыре кошеля, в каждом кошеле по шести яиц, а седьмое красное»[6, 231].
Священное (райское) дерево символизирует вселенское воплощение Времени и в других вариантах загадки о календарном годе, который представлен через времена года: «Стоит дерево райско, на одном боку цветы расцветают, на другом — листы опадают, на третьем — плоды созревают, на четвертом — сучья подсыхают» [6, 229].
Другой полюс вселенского Времени противоположный Жизни — непостижимая Смерть («Загадка без разгадки» [6, 235]) в традиционном мировоззрении также связан с образом дерева или его символом — столбом: «Стоит в поле столб; этого столба не перейти, не переехать, хлебом не отманить, деньгами не откупить» [6, 233].
Будучи генетически связанным с календарной обрядностью свадебный обряд также сохранил мифопоэтический образ дерева в кульминационном эпизоде свадебной игры. Этот важнейший, сердцевинный эпизод древнерусской традиционной свадьбы связан с обходом молодоженов вокруг дерева или вокруг печного столба. На тверской земле деревце, главным образом еловое, фигурировало не только на свадебном столе, но включалось в целый ряд символически насыщенных свадебных обрядовых эпизодов.
Отголоски архаической практики молений в священных рощах и брачных инициаций вокруг елового дерева сохранились в некоторых традиционных свадебных песнях и малых жанрах фольклора. В словах северного свадебного текста: «Уж оне елям Богу молятсе, / Да соснам все поклоняютсе» [5, 45], а также в известной поговорке «Венчали вокруг ели, а черти пели» можно лишь улавливать отзвуки былых священных мифо-ритуальных традиций.
Иными словами, практически все обряды, сопровождающие значимые зоны человеческой жизни, в своей основе имели мифологический образ священного дерева.
В традиционном обряде, как известно, с помощью лицедейства воспроизводятся божественные акты творения с изображением сакральных лиц, которых представляют ряженые. В тверской календарной обрядности сохранились архаичные эпизоды, в которых действует богиня с древними чертами елового дерева.
В изобразительном фольклоре, в произведениях народного прикладного творчества фигура главного божества, естественно, занимает центральное положение. Это касается и народного зодчества с его внешним убранством (фронтоны, наличники), и образцов деревянной домашней утвари, и полотняного фольклора.
В этом смысле в тверской традиции «языческим иконостасом», по выражению Б. А. Рыбакова, можно назвать не только полотняный фольклор, но и некоторые об рядовые действа, все традиционные сферы декоративно-прикладного творчества, в которых запечатлены отголоски древнейшего мировоззрения. В них хвойное дерево (ель, сосна) проявлено как одно из воплощений Великого женского божества.
Ситникова С.А.
Художественное образование и наука. 2020. № 2 (23). С. 163-175.
Литература
- Байбурин А. К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. М. : Языки славянской культуры, 2005. 224 с.
- Бломквист Е. Э. Постройки Мологского уезда // Верхне-Волжская этнологическая экспедиция. Крестьянские постройки ярославско-тверского края. Л., 1926. С. 59–106.
- Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. Т. I. СПб. : Диамант, С. 518–519.
- Денисова И. М. Дерево — дом — храм в русском народном искусстве // Советская этнография, 1990. № 6. С. 100–114.
- Едемский М. Б. Свадьба в Кокшенгье Тотемского уезда. Вологда, 2002.
- Загадки русского народа : сб. статей / сост. Д. Н. Садовников. М., 1959. 334 с.
- Материалы, собранные А. Г. Кирсановым, по этнографии и фольклору: рукописи легенд, народных песен, сказок, свадебных обрядов и песен, частушек, записанных в 1920–1930 годах // Государственный Архив Тверской области. Р–625. № 1. Ед. хр. 76. 294 с.
- Песселеп Л. И. Постройки Бежецкого уезда // Верхне-Волжская этнологическая экспедиция. Крестьянские постройки ярославскотверского края. Л., 1926. С. 107–146.
- Пропп В. Я. Русские аграрные праздники. СПб., 1995.
- Сазанова Г. М. «Тверь наша губерня. Крешнево деревня». Тверь, 2000. 210 с.
- Ситникова С. А. Тверской обрядовый масленичный текст: реликты древних мифоритуальных представлений. М.: ГАСК, 2012. 174 с.
- Ситникова С. А., Ситников В. И. Семантика фольклорных образов в произведениях А. С. Пушкина // Вестник Челябинского университета. 1999. № 1. С. 101–111. (Филология)
- Ситникова С. А. Деревья в календарных обычаях и обрядах Тверской области (зимние
святки) // Традиционная культура: научный альманах. 2018. № 1. С. 66–77. - Славянские древности. Этнолингвистический словарь: в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого. Т. 5: С (Сказка) – Я (Ящерица). М. :Международные отношения, 2012. 736 с.
- Словарь русских народных говоров. Вып. 8: Дер-ерепениться / гл. ред. Ф. П. Филин. Л. : Наука, 1972. 372 с.
- Словарь русских народных говоров. Вып. 40: Сопочка — Ссуворить. СПб. : Наука, 352 с.
- Топоров В. Н. Мировое дерево: универсальный образ мифопоэтического сознания // Мировое дерево: универсальные знаковые комплексы. Т. 1. М., 2010. С. 263–289.
- Торопецкие песни // Песни родины М. Мусоргского / запись, сост. и коммент. И. Земцовского. Л., 1967. № 12. С. 17.
- Фаминцын А. С. Богиня весны и смерти в песнях и обрядах славян // Вестник Европы, № 7. С. 149.
- Фольклор Тверской губернии 1919–1926 гг.: cб. статей / сост. Ю. М. Соколов, М. И. Рожнова. СПб. : Наука, 2003. 646 с. (Литературные памятники)
- Фрезер Дж. Дж. Золотая ветвь: исследование магии и религии ; пер. с англ. М., 1980.