Берсо как особый прием работы с растениями

В процессе развития цивилизации люди задумывались не только о функциональном и красивом пространстве дома, но и о гармоничном пространстве сада, о чем можно судить по результатам археологических раскопок и сохранившимся фрескам. Если рассматривать античный период, то тогда было распространено замкнутое пространство с регулярно-симметричной планировкой, где сад не выходил за границы внешнего периметра придомовой территории. Основными элементами были водоёмы для купания, экономическое здание, прямолинейные аллеи в основном из самшита вечнозеленого (Cupressus sempervirens L.) с расставленными акцентами из скульптур, перголы, а также крытые аллеи. Крытые аллеи располагались чаще всего с южной и северной стороны каменного забора и выполняли функцию деревянного каркаса-опоры. Виноград высаживался с южной стороны и рассматривался как полноценная плодовая культура, с северной стороны каркас оплетал плющ, зелень которого маскировала истинную границу владения, как бы расширяя пространство. Данная конструкция называлась «arbustum» и, можно предположить, что уже в период расцвета греческих полисов и возникновения Римского государства (VIII век до н.э. – IV век до н. э.) местные жители заботились о создании эстетического пространства, а не только о функционально-утилитарного. Об этом свидетельствуют не только «крытые аллеи», но и фрески, которыми покрывали стены домов, изображавшими перспективы садов (Дормидонтова, 2004).

Сады для древних греков и римлян были местом уединения и встреч, переговоров и размышлений. Известные философы периода античности черпали в них вдохновение, общались со своими последователями и учениками.

В более поздний период (IV век до н. э. – кон. II–V/VI век) сады вышли за пределы строений и приобрели триумфальность, роскошь и помпезность. Для садов выбирались живописные пейзажи, самые эффектные виды, они должны были визуально продолжать архитектуру дома (Регель, 2012). Это привело к появлению новых подходов к планированию пространства и новым приемам работы с растениями: появились панорамные виды на большие террасы, широкие аллеи для пешеходов и экипажей, Эти планировочные решения можно видеть на на итальянских виллах «Мецената», «Горация», «Лукулла», «Адриана» (Дормидонтова. 2004, с.55) или из дуба, как на вилле «Альдебрандини» в Фраскатти (рис. 1).

Отношение к античному наследию менялось, но никогда не было забыто. Образы и сюжеты греческой и римской мифологии обрели вторую жизнь в эпоху классицизма и в более поздние исторические периоды, дали возможности для вдохновения писателям, художникам, архитекторам, музыкантам, режиссерам и др.

Французские садовники-пейзажисты примерно с XV века часто украшали участки в садах легкими деревянными трельяжами и высаживали около них кустарники и вьющиеся растения, что послужило прообразом крытых аллей, получивших в дальнейшем большое развитие не только в странах Европы, но и в России (Палентреер, 2003). В исследованиях садов и парков впервые прием «крытые аллеи» упоминается на «Вилле д’Эсте» (Италия), называемый «крытый проход» (loggia). Такой «крытый проход» является архитектурной особенностью, представляющий собой крытую наружную галерею или коридор обычно на верхнем уровне или на уровне земли. Наружная стена была открыта в сторону сада и поддерживалась рядом колонн или арок (https://en.wikipedia.org/wiki/Loggia).

крытая галерея из растений
Рис. 1. Подъездная аллея виллы Альдебрандини в Фраскатти, Италия.

Интересно отметить, что автор проекта неаполитанский археолог и архитектор Пирро Лигорио, прежде чем приступить к проектированию виллы, изучил опыт строительства вилл Древнего Мира и использовал знания уже в новых условиях XVI века (Горохов, 2013). Тему крытых аллей Лигорио использовал неоднократно. Во-первых, как встроенную архитектурную часть сооружения фонтана Сивиллы, обрамляя фонтан полукруглой аркадой, заплетенной влаголюбивыми лианами, а во-вторых, как перголу-тоннель у фонтана Венеры, увитую глицинией и как перголу-тоннель, увитую съедобным виноградом. И то, и другое не является берсо в традиционном понимании, а представляют собой симбиоз элементов, которые сложились в пространственную форму с использованием растений. И такой прием мог появиться только в «театрализованную» эпоху, когда люди проявляли интерес к саду как к «искусству подавать зрелища», включая эффекты оптики и перспективы (Джеллико, 2014).

До середины XVII века французские сады были небольшими и редко выходили за пределы замковых стен, но ряд авторов отмечает, что наряду с усложненными кружевными партерами, стриженными боскетами и кабинетами на открытом воздухе, появляются крытые аллеи-берсо (Вергунов, Горохов, 1996), которые нашли начало в используемом с древних времен архитектурном элементе «арка» и постепенно трансформировались в «крытую (огибную) аллею».

Очевидно, что впервые крытые аллеи, как самостоятельное сооружение, не связанное с архитектурой дворца, использовался Андре Ленотром при строительстве сада в Версале для Короля Людовика XIV. В XVII веке «крытые аллеи» появляются в Австрии в парке Мирабель, в Голландии в саду принца в Гронингене и др.

Умение гнуть деревянные рейки и применять их как повторяющиеся опоры для древесных растений в саду в XVIII в. получают название le berceau (фр. — «колыбель» или «свод»). Если обратиться к современным словарям, то «берсо», или «огибные аллеи» – это увитые ветвями деревьев деревянные или металлические каркасы, сооружаемые над дорогой (Нехуженко, 2011). Берсо, несомненно, является пространственным элементом.

В парке Версальского дворца используется крытая галерея из деревянных решетчатых трельяжей, установленных на опоры, увитые лианами, что по современному определению не является берсо, а лишь его прообразом. Тем не менее, термин «берсо» появляется именно во Франции и упоминается Андре Ленотром в парке Версаль. Большое количество боскетов и крытых аллей в парке подчеркивали богатство, демонстрировали власть и состоятельность. Можно предположить, что на появление и распространенность «берсо» могли повлиять географические условия, а именно климат и рельеф Франции. В местах, где строились дворцы, преобладал атлантический умеренный мягкий климат со среднегодовым количеством осадков 610 мм и теплым для вызревания винограда летом (Джеллико, 2014). Задачей садовников при создании увитых зеленью тоннелей – организовать комфортное (затененное) место для неторопливых прогулок и бесед на открытом воздухе. Кроме этого, на выходе из берсо создавался эффект раскрытия пространства, влияющий на смену впечатлений.

Для создания и поддержания берсо требовались значительная площадь и финансовые вложения. Цитируя А. Регеля: «Ленотровские сады, пригодные для царей, были недосягаемы для не миллионеров, а потому не подвинули общегражданского садоводства ни на шаг, а, наоборот, затормозили его, так как мелкие владельцы в погоне за несбыточной мечтой только портили собственные сады, копируя, тем самым создавая карикатуру…» (Регель А. Изящное садоводство и художественные сады. М., 2012. С. 77). В период создания садов классицизма желание подчинить через реализацию творческих замыслов не только строительные материалы, но и растения путем стрижки и выгибания, достигло наивысшего накала.

Методы и объекты

Объектами исследования явились исторические парки Франции, Италии, Голландии, Англии и России, в которых применялись различные методы и приемы формирования и использования растений. Предметом исследования является архитектурный элемент «арка» и особый прием работы с растениями «берсо».

В качестве методов исследования были применены исторический метод, который позволил оценить значимость и предпосылки использования берсо в садах, и метод сравнительного анализа для выявления общих закономерностей и отличий в организации пространства при применении данного метода использования растений.

В настоящей работе берсо рассматривается не как архитектурный элемент в пространстве сада, а как особый прием использования растений для организации этого пространства. На основе различных источников и собственных наблюдений автором были обобщены, систематизированы и проанализированы данные по использованию берсо и арок в исторических садах и в современном ландшафтном дизайне.

Результаты и обсуждение

Архитектурный элемент «арка» пришел из языка древних римлян и произносился, как «arcus» (по-латыни – изгиб, лук, дуга), но это не означает, что арку изобрели в Древнем Риме. Она появилась гораздо раньше. Если обратиться к словарям, то арка – это тип перекрытия проема в стене или пролете между колоннами, столбами (Кузнецов, 1938). Считается, что арки впервые появились во II тысячелетии до н. э. в древнеегипетской архитектуре, в частности в Древней Месопотамии, где строительство сооружений из камня и обожжённого кирпича достигло высокого уровня. Широкое распространение получили арки в архитектуре Древнего Рима.

Символическое значение арки – небесный свод, поэтому в греко-римской символике арка связана с Зевсом или Юпитером как властителем небесного мира. В обрядах инициации разных культур и народов прохождение через арку означало новое рождение или новый этап жизни. Поэтому понятно возникновение древнеримской традиции прохождения через арку победившего императора или военачальника с войском (т.е. триумф лат. «triumphus»). Арки (в том числе триумфальные) возводились в честь императоров, государственных деятелей или даже частных лиц по случаю победы, успешно завершенного дела или личного события важной персоны. Они служили и продолжают использоваться в настоящее время в качестве самостоятельного элемента или в составе архитектурной постройки в церемониальных событиях (свадебная арка, арочное оформление входа в открывающийся магазин, офис и пр.). Смысловая нагрузка арки остается прежней – переход в новое пространство, в новое качество, связанное с реализацией новых планов и действий, приводящих к новым перспективам (Михайлова, 1973, Королев, 2005).

Еще одна немаловажная конструктивная особенность арки в комплексе с несущей ею символической нагрузкой – это тот факт, что 35 арок в Древней Греции символизировали дорогу жизни (Галимова, 2016). В садовой интерпретации – это не что иное, как берсо. Нет сомнения в том, что арка и берсо связаны не только визуальными образами, но и символически, и конструктивно.

Такой полуцилиндрический свод, который можно регулировать по длине, зависит от количества используемых арок. Цифра 35 в античной символике не закрепилась, поэтому число арок в берсо, как и сама его длина, регулировалась другими соображениями (целесообразностью, экономикой, планировкой), но, безусловно, такой набор арок, используемый в приеме планировки пространства, стал серьезным шагом в развитии ландшафтной архитектуры.

В кон. XVII века прием работы с растениями «берсо» находит свое отражение и в известных парках многих европейских стран: Файтсхеххайм (Германия), Хет Лоо (Голландия), сад Бардини (Италия), Хэмптон Корт (Англия) и др. В них берсо приобретает черты, соответствующие классическому термину, что типично для демонстрации власти над природным живым материалом, когда растения приобретают несвойственную им геометрическую форму. Вместо лиан стали использовать деревья – более долговечные, но и более трудоемкие в формовке. В берсо переплетённые над опорой ветви деревьев создавали сплошной зеленый тоннель, часто их прикрепляли к каркасу из решётчатых стенок, но встречались и безопорные зеленые тоннели.

Каркас-опора в берсо, очевидно, выполняет формальную функцию, необходимую только для поддержания геометрической формы тоннеля, подчеркивая пластику материала не только в летний период, но и в безлистный период года. В качестве растительного материала для берсо применяли только древесные растения, такие как липа мелколистная, граб обыкновенный, черемуха обыкновенная, рябина обыкновенная, ольха и др. Древесина всех этих растений имеет хорошие механические свойства, позволяющие изгибать молодые стволы и ветви без угрозы слома. У растений в берсо не обрезали верхушечный побег, а купировали только боковые ветви.

В качестве материалов для каркаса берсо применялось дерево или металл. У деревянной конструкции теплопроводность очень низкая (0,15 кВт/м*град.), у металла – высокая (от 100 кВт/ м*град.), в связи с этим считается, что растения страдают на металлических конструкциях в зимний период больше, чем на деревянных конструкциях, так как температура в точке соприкосновения живого растения и опоры по-разному влияет на состояние растений. Безопорные берсо нередко встречались в русских усадьбах. Их создание было быстрее по времени и значительно экономичней. Однако, при утрате связующего материала, растения постепенно выпрямлялись, превращаясь в узкие аллеи.

В Россию из Европы берсо, как прием работы с растениями, пришел примерно в начале XVIII века. Такое позднее заимствование и внедрение его в усадебные сады объясняется тем, что до XVIII века усадебный тип хозяйствования в России подразумевал более практичный подход к садоводству, нежели эстетический. Привнесение «скучного и сухого» геометрического стиля могли себе позволить только люди с избытком финансовых средств и земельных владений (Регель, 2012).

Одно из первых упоминаний о берсо в России можно отнести к периоду создания Летнего сада, где создание далеких прямых перспектив характерно для стилевых характеристик классицизма, однако, для России это не столько признак стиля, сколько изменение взгляда на окружающий мир (Нащокина, 2007). Благодаря бережному сохранению исторического облика парков мы можем наслаждаться замечательными регулярными садово-парковыми ансамблями, такими как Царское село, Петергоф, Стрельна, Архангельское, Кусково и др. В этот период в европейских странах интерес к берсо значительно ослабевает. В силу дороговизны содержания и распространения моды на пейзажные парки, данный прием практически не использовался, хотя поздние примеры берсо в европейских парках можно встретить, например, в замке Линдерхоф (юг Баварии, вблизи деревни Обераммергау, 1869 г.).

Особого внимания заслуживает подмосковная усадьба «Архангельское» в период владения князем Д.М. Голицыным. Именно при нем усадьба приобрела черты регулярности за счет симметричного расположения элементов относительно центральной оси парковой территории. Первая постройка берсо относится к концу XVIII. Крытые аллеи, фланкирующие партер с востока и запада, обозначены на планах, датируемых 1818 и 1829 гг.

По описаниям работ, которые проходили в начале XIX века, берсо выполнены из деревянных конструкций и обсажены липой мелколистной, которая специальным образом формовались и подвязывалась к конструкциям. При Н.Б. Юсупове западное и восточнее берсо сохранились, и в этот же период были построены симметричные трельяжные деревянные огибные аллеи, которые тянутся дугой от западного и восточного входа дворца к руинным аркам с обсадкой из караганы древовидной. К сожалению, после смерти Н.Б. Юсупова в 1831 г., усадьба начала постепенно приходить в упадок и превратилась из подмосковного центра искусств в доходное место. В XX веке в 80-ые годы была проведена комплексная реставрация парка по проекту института «Спецпроектреставрация» и Паркоустроительной экспедиции В/О Леспроекта-5 под руководством В.А. Агальцовой, ориентированная на план парка 1829 года. Западное и восточное деревянные берсо на партере сохранились, в то время как деревянные конструкции трельяжных огибных аллей заменены примерно в 90-ые годы на металлические (по экономическим соображениям) (рис. 2).

берсо
Рис. 2. Западный фрагмент берсо в усадьбе «Архангельское».

На протяжение XVIII века в русских усадьбах «берсо» применяется не только в садах, принадлежащих императорской семье и богатой знати из окружения правящего двора, но и владельцами провинциальных усадебных парков, где зачастую сады строились без разработанных планов, а само декоративное садоводство носило самодеятельный и подражательный характер. О таких усадебных парках очень мало известно. Часто до нашего времени не сохранились ни постройки, ни имена владельцев. Лишь некоторым специалистам известны такие усадьбы, как Глинищи в Тульской области или Михайловка в Ивановской области. Между тем, сохранившиеся деревья (особенно липы и дубы) в возрастном диапазоне от 120 до 170 лет свидетельствуют о времени их создания.

Так в усадьбе Глинищи в Одоевском районе Тульской области хорошо сохранился большой фрагмент узкой липовой аллеи с очень близко посаженными липами в рядах, огибающей южный склон большого запруженного оврага (рис. 3). Очень высокие из-за тесной посадки и довольно узко кронные липы не имеют признаков формирования (обрезки) ствола, что свидетельствует о том, что это – остатки разросшегося без ухода безопорного берсо, а не боскетов. Расстояние между рядами составляет около 1,5 метров, а межу деревьями – в большинстве случаев всего 50-70 см.

Остатки разросшегося берсо
Рис. 3. Остатки разросшегося берсо. Бывшая усадьба Глинищи, Тульская область.

Во второй половине XIX века берсо практически перестают устраиваться в усадьбах в целом, а существующие – нередко приходят в упадок. В большинстве случаев причина кроется в значительных затратах на содержание такого диковинного, но эффектного приема – от садовников требовалось определенные знания биологии (особенно физиологии) растений, знание агрономических приемов обрезки и подкормок, а также грамотной фиксации растений к каркасу. После отмены крепостного права в 1861 году возможность использования бесплатной рабочей силы постепенно сошла на нет, вступили в действие экономические законы капиталистического строя, когда за работу было необходимо платить. Содержание пейзажных парков, подкрепленное идеологией возвращения к естественной природе, стало просто более рациональным с экономической точки зрения.

Утверждать, что берсо полностью исчезло из исторических парков, нельзя. Многие сохранившиеся парки усадебных музеев при значительном старании реставраторов и хранителей успешно демонстрируют этот прием работы с растениями.

берсо
Рис. 4. Арка из яблони. Торговая площадка ООО Паер+, Москва.
Рис. 5. Фрагмент реализации частного сада. Автор Макевнина Е.А.

Выводы и рекомендации

В современных общественных парках и частных садах берсо практически не устраивают как по экономической причине, так из соображений безопасности. Однако, анализируя ассортимент современных питомников и садовых центров, было отмечено появление на торговых площадках сформированные из растений арки (рис. 4). В частном домостроении берсо, если и применяют, то в трансформированном варианте с небольшим количеством арок (рис. 5). Исходя из тезиса, что спрос рождает предложение, можно предположить, что российское декоративное садоводство стоит на пороге нового витка интереса к арочным перекрытиям в садовом пространстве, следующим шагом которого будет возвращение берсо. История не раз доказала правоту древнегреческого историка Ксенофонта, жившего две с половиной тысячи лет назад и утверждавшего, что история развивается по спирали.

Макевнина Е. А.
Ландшафтная архитектура в эпоху глобализации. – 2020. – №. 1. – С. 56-66.

Литература

  1. Вергунов А.П., Горохов В.А. Вертоград: Садово-парковое искусство России (от истоков до начала XX века). – М.: Культура, 1996. – 431с.
  2. Галимова Лилия. «Змеиные» ворота Спасского – знак эпохи усадебного романтизма // Архитектурное наследие. 2016, № 2 (14). – С. 70-87
  3. Горохов В.А. Виллы Италии. – М.: ООО «Кварта», 2013. – 664 с.
  4. Джеллико Джефри и Сьюзан. Ландшафт человека. – М.: Издательство Перо, 2014. – 400 с.
  5. Дормидонтова В.В. История садово-парковых стилей: Учеб. пособие для вузов – М.: Издательство «Архитектура-С», 2004. – 208 с.
  6. Королев К.М. Энциклопедия символов, знаков, эмблем. – СПб.: Эксмо, Мидград, 2005. – 603 с.
  7. Кузнецов А.В. Своды и их декор, М., 1938. – 419 с.
  8. Михайлова М.Б. Всеобщая история архитектуры. Том II. Архитектура античного мира (Греция и Рим). Глава «Мемориальные и триумфальные сооружения» подраздела «Архитектура Римской империи» раздела «Архитектура Древнего Рима». – М.: Стройиздат, 1973.
  9. Нащокина М.В. Русские сады XVIII – первая половина XIX века. – М.: Издательство АРТ-РОДНИК. 2007, – 44 с.
  10. Нехуженко Н.А. Основы ландшафтного проектирования и ландшафтной архитектуры: учебное пособие – 2-е изд., испр. и доп. – СПб, 2011. – 188 с.
  11. Палентреер С.Н. Садово-парковое и ландшафтное искусство: Избранные труды. – М.: МГУЛ, 2003. – 212 с.
  12. Регель А. Изящное садоводство и художественные сады. – М.: Книга по требованию, 2012. – 602 с. https://en.wikipedia.org/wiki/Loggia (дата обращения – 01.12.19).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *